Валентин Неверов: Прецедент для Новороссии?

ГеополитикаСобытия

Самопровозглашенная Сахарская Арабская Демократическая Республика (САДР) добивается признания ООН

Сорок лет назад, 14 ноября 1975 года Испания, Марокко и Мавритания подписали в Мадриде соглашение, по которому Испания отказывалась от западной Сахары и с 28 февраля 1976 года передавала ее территорию под «временное административное управление Марокко и Мавритании». В апреле 1976 года они подписали между собой соглашение о границе. Но при этом ни одно из государств не приняло в расчет мнение местного населения.

Поэтому 27 февраля 1976 года «Народный фронт за освобождение Сегиет-эль-Хамра и Рио-де-О́ро» (испанское сокращение ПОЛИСАРИО. – В.Н.) заявил о создании на территории Западной Сахары – Сахарской Арабской Демократической Республики (САДР), соответственно, объявил Марокко и Мавританию оккупантами и начал против них партизанские действия.

ПОЛИСАРИО получил поддержку, как финансовую, так и оружием, из Алжира (основной спонсор и первое из государств, признавшее САДР; на алжирской территории в районе Тиндуфа размещены западно-сахарские беженцы, руководящие органы и учебные базы ПОЛИСАРИО) и Кубы (через Кубу шла военная помощь СССР), До 1983 года помощь шла также из Ливии. Борьба за независимость продолжалась десятилетия. В марте 1990 года в ходе поездки по странам Северной Африки генсек ООН Перес де Куэльяр посетил район Западной Сахары, контролируемый марокканцами, а также лагеря сахарских беженцев в Тиндуфе.

В июне 1990 года генеральным секретарем ООН был представлен доклад о положении в Западной Сахаре, в котором содержался план урегулирования западно-сахарской проблемы.

Предполагалось, что она будет решена в два этапа: первый – прекращение огня; второй – переход Западной Сахары под контроль специального наблюдателя ООН, отвод части марокканских войск, проведение референдума о будущем территории.

Следствием стало принятое в сентябре 1991 года соглашение о прекращение огня, также предполагалось провести референдум в январе 1992 года. По различным причинам референдум откладывался. Потом Марокко вообще отказалось признать ранее принятые соглашения о возможности независимости Западной Сахары.

Фронт ПОЛИСАРИО заявил, что отказ Марокко от переговоров означает также отказ от соглашения 1991 года о прекращении огня, но не возобновил военные действия, хотя и обладает серьезной военной силой.

И вот уже более двух десятков лет республика находится в состоянии не мира, но и не войны. Вместе с тем, на данный момент Сахарскую Арабскую Демократическую Республику признало более 80 государств (но не ООН).

В Москве с начала 2000-х работает западно-сахарское Бюро по связям с Россией. И, возможно, что путь, по которому идет САДР, предстоит преодолевать и ДНР/ЛНР.

Так, сам факт существования западно-сахарской республики уже не может игнорироваться, с ним вынуждены считаться другие страны. В том числе, разумеется, и Марокко, которое с помощью посредников или напрямую ведет переговоры с САДР об урегулировании конфликта.

Похожая ситуация складывается и в отношении Украины к ДНР и ЛНР. Во всяком случае, их участие в Минском переговорном процессе и в двухсторонних контактах с киевскими эмиссарами по военно-политическим вопросам показывает, что делать вид, будто эти самопровозглашенные республики не существует, уже невозможно.

Через своих представителей в рамках групп стран-посредников Россия участвует в переговорах по урегулированию конфликтов и в Западной Сахаре, и в Новороссии. Причем по западно-сахарскому вопросу переговоры РФ с обеими сторонами проводятся и в Москве. Российская сторона справедливо считает, как и прежде, что народ САДР имеет право на самоопределение и военным путем данную проблему не решить. Этими обстоятельствами тоже подтверждается сходство политических ситуаций в означенных регионах. Такое сходство проявляется и в том, что, повторим, ДНР-ЛНР и Западная Сахара де-факто равноправные участники международных переговорных процессов.

Важная деталь: за истекшие 40 лет САДР установила дипломатические отношения более чем с 60 странами. Кроме того, западно-сахарские Бюро, которые называются либо Бюро по связям, либо Бюро по сотрудничеству, а фактически являются неофициальными диппредставительствами, имеются в 20 странах. Таким образом, Западная Сахара успешно преодолевает политическую изоляцию. Можно также сказать, что признаки подобной антиизоляционистской тенденции начинают проявляться и во внешних сношениях ДНР/ЛНР.

В частности, со ссылкой на государственные таможенные комитеты ДНР и ЛНР появляются сообщения, что прорабатываются вопросы более активного развития торговых связей этих самопровозглашенных республик с Болгарией, Турцией, Польшей, Ираном, Абхазией, Южной Осетией, странами Балтии.

Глава ДНР Александр Захарченко недавно говорил, что «развиваются отношения в политическом плане с Европой, где отношение к ДНР меняется к лучшему».

А министр иностранных дел Вануату, экс-колонии Лондона и Парижа (до июля 1980 г.), Сато Килман заявил, что его страна «может признать независимость ДНР и ЛНР в случае получения соответствующего предложения, исходя из принципа деколонизации».

Но процесс дипломатического признания новообразованных стран, как показывает международная практика, отнюдь не быстрый. Скажем, Абхазия и Южная Осетия, начиная со времени провозглашения своей независимости, признаны всего лишь Россией, Венесуэлой, Никарагуа, Науру и Вануату. Однако торговые отношения Сухум и Цхинвал имеют более чем с 20 странами. У ДНР и ЛНР таких стран-партнеров пока намного меньше.

Пожалуй, главными стимулами для развития межгосударственных отношений являются военно-политическая стойкость новообразованных стран и их тщательно выверенная внешняя политика, на которую оказывает влияние геополитическая ситуация. Так, неоднократные попытки марокканских войск сломить сопротивление народа Западной Сахары провалились. После чего, в середине 1990-х, Рабат согласился на непрямые переговоры с САДР, а затем и на их сочетание с прямыми переговорами. Соглашалось Марокко и на периодические прекращения огня с обеих сторон, обмены пленными и т.п.

Не похожую ли картину наблюдаем мы и в Новороссии в контексте провала попыток Киева вооруженной силой и экономической блокадой задушить ДНР/ЛНР?

Когда это не удалось, начались, напомним, Минский процесс, двухсторонние контакты, отвод вооружений с линии соприкосновения, обмены пленными. Правда, киевские власти периодически заявляют о новых планах по «зачистке» ДНР и ЛНР.

О планах такого рода заявляли и в Марокко, когда проводились активные военные операции против Западной Сахары (конец 1970-х – середина 1980-х). Но затем пришлось признать реалии и «вынужденно» вступить в переговоры. Сегодня на 70% западно-сахарской территории (в северном и центральном регионах) размещены марокканские войска, но ситуация здесь такая, которую можно охарактеризовать словами «ни войны, ни мира». Военные действия снова приостановлены, при этом отдельные боестолкновения продолжаются. Около трети западно-сахарской территории (примыкающий к Мавритании южный регион САДР) контролируют западно-сахарские власти, но в военном плане и здесь неспокойно. Опять- таки просматривается аналогия с регионом ЛНР/ДНР.

Стоит упомянуть, что в Западной Сахаре находятся крупнейшие месторождения фосфатов, здесь сосредоточено около 25% всех мировых запасов, кому они достанутся – тот и станет монополистом в мире.

В недрах пустыни найде­ны залежи железной руды, содержащей титан и ванадий. Потому тоже здесь столь долго длится вооруженная борьба. А Донбасс, как известно, богат углем. Такое вот сходство тоже имеется.

Теперь понятно, почему представители САДР и ДНР/ЛНР вместе участвовали в международной конференции «Диалог наций. Право народов на самоопределение и построение многополярного мира», состоявшейся в Москве. Позиция представителей САДР, ДНР, ЛНР, других реально существующих, но не признанных стран, включая Приднестровье, высказанная на форуме, была единой: мировое сообщество должно считаться с реалиями и отказаться от двойных стандартов в вопросах национально-территориального самоопределения. «На этой конференции самое главное — это трибуна, чтобы сказать, что у нас происходит», — говорил Али Салем Мохамед из Западной Сахары. Политик рассказывал о многолетней борьбе ПОЛИСАРИО с марокканскими военными и стремлении его народа быть, в конечном итоге, услышанным Советом Безопасности ООН.

Источник

Berita Teknologi Cyber Security https://teknonebula.info/ Tekno Nebula