Три вектора Азербайджана

ГеополитикаСобытия

По материалам международной конференции «Ось Москва–Баку: к новой геополитике Кавказа»

Хорошие отношения России и Азербайджана – гарантия стабильности и мира на Южном Кавказе. Одновременно Азербайджан выступает связующим звеном между Москвой и Тегераном, Москвой и Анкарой и обеспечивает стратегический выход России на Ближний Восток. Потому вполне естественно, что одной из основных на конференции, организованной Центром геополитических экспертиз и Изборским клубом, стала тема диалога Москвы с Анкарой и Тегераном.

Российские и азербайджанские эксперты отметили, что особая роль Баку в этом процессе обусловлена уникальным положением Азербайджана как страны, находящейся на перекрестке трех культур, – русской, турецкой и персидской и исторически связанной с Россией, Турцией и Ираном. «Азербайджан содействует гармонизации отношений России и Турции, России и Ирана», – сказал один из организаторов конференции писатель, руководитель Изборского клуба Александр Проханов.

Действительно, складывающийся в контексте событий в Сирии геополитический союз Москвы, Анкары и Тегерана способствует именно этой тенденции. Теперь Баку не нужно выбирать между Россией и Ираном, Россией и Турцией, Турцией и Ираном. Он может, опираясь на все три страны, создавать выгодные всем проекты сотрудничества, превращаясь в логистический, политический и культурный мост между всеми тремя центрами. Особенно важно с этой точки зрения, отметили участники конференции, сохранить дружественные отношения с Тегераном.

Президент Всероссийского азербайджанского конгресса (ВАК) Фазиль Курбанов подчеркнул, что совместные российско-азербайджанские мероприятия сегодня, когда «деструктивные силы, руководимые различными западными структурами, предпринимают активные действия, чтобы разрушить союз между Россией и Азербайджаном», особенно важны.

«Убежден, что только правильно оценив историческое прошлое, негативные и позитивные особенности почти 200-летнего совместного проживания народов в одном историко-географическом пространстве, можно выработать правильную тактику и стратегию наших действий», – сказал Ф. Курбанов.

Незадолго до конференции заместитель генерального директора Бюро «Стратегические коммуникации» Евсей Васильев отмечал: «Азербайджан, играющий в Закавказье лидирующую роль, одновременно выступает своего рода геополитическим посредником между мировыми центрами силы: связующим звеном между Севером и Югом; Москвой и Тегераном, Москвой и Анкарой, обеспечивающим стратегический коридор России на Ближний Восток — передний край мировой политики и экономики. В то же время, говоря о российско-азербайджанских отношениях надо признать, что они все еще далеки от союзнических». Об этом же говорил кандидат философских наук, эксперт Фонда «Народная дипломатия» Владимир Киреев: «Азербайджан сохраняет двусмысленное положение на постсоветском пространстве. Он также является партнером врагов России, входит в агрессивные антироссийские блоки, которые сейчас утратили свое влияние и назначение…». При этом директор Института стратегических исследований и прогнозов (ИСИП) РУДН Дмитрий Егорченков особо подчеркивал: «Крайне важно, что в Баку понимают ценность отношений с РФ и не пытаются в ущерб российско-азербайджанским отношениям выстраивать какие-то откровенно враждебные схемы, несмотря на то, что ряд международных игроков временами подталкивают наших партнеров к подобной логике».

Россия, заметим, является одним из основных партнеров во внешней торговле Азербайджана. Она занимает второе место в общем товарообороте страны и первое в азербайджанском импорте.

На данный момент Россия инвестировала в экономику Азербайджана около 3 млрд долл., а Азербайджан в экономику РФ – 1 млрд. Особое место в российско-азербайджанском сотрудничестве занимает экспорт российского оружия в Азербайджан, который составил 1,8 млрд долл., по данным Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI). Таким образом, Азербайджан занимает шестое место по импорту российского вооружения.

Подобная интенсификация экономических связей отнюдь не случайна, она обусловлена совпадением по многим позициям геостратегических и геополитических интересов российской и азербайджанской сторон. Так, на прошедшем недавно в Астане форуме «Евразийская неделя» было объявлено о вступлении в завершающую стадию переговоров ЕАЭС и Ирана о создании зоны свободной торговли. На сегодняшний день, почти все «правила игры» между Ираном и ЕАЭС определены, в связи с чем подписание договора может состояться уже в октябре этого года. Для стран ЕАЭС и для России в частности, создание зоны свободной торговли с Ираном является приоритетной задачей. Для Ирана евразийский рынок имеет огромное значение. Азербайджан занимает здесь очень выгодную географическую позицию. Именно через его территорию проходит кратчайший сухопутный путь из России в Иран. Таким образом, в перспективе сотрудничества ЕАЭС и Ирана отчетливо намечается создание треугольника Россия–Азербайджан–Иран, где Азербайджан будет играть ключевую логистическую роль.

Еще одним поводом для сближения России и Азербайджана стало участие Армении в военных учениях НАТО в нынешнем году. Вероятно, так Армения пытается оказывать давление на Россию в связи с ее позицией по урегулированию нагорно-карабахского конфликта.

После дестабилизации ситуации в Нагорном Карабахе весной 2016 г. Москва выступила за мир и стабильность в регионе, предложив «план Лаврова». В результате мирных переговоров удалось избежать эскалации конфликта, который мог обернуться большими жертвами с обеих сторон, а также перерасти в полномасштабные военные действия, куда могли быть втянуты Россия и Турция. Военные действия в зоне Нагорного Карабаха не выгодны ни России, ни Азербайджану, так как в ходе конфликта они могут оказаться по разные стороны баррикад.

Не стоит также забывать, что США не первый год стремятся укрепить свое влияние в Центральной Азии, поэтому Азербайджан стремится проводить аккуратную политику в отношении сотрудничества с Соединенными Штатами и в целях сохранения баланса сил в регионе опирается на поддержку России, в том числе и по вопросам поставок вооружения. Интенсификация российско-азербайджанских отношений выступает страховочным механизмом, демонстрирующим США возможность быстрой реакции в случае неправомерных действий с их стороны.

На конференции заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам Андрей Климов отмечал, что к проблемам на уровне региона не стоит привлекать западных «партнеров».

«Мы гораздо быстрее разберемся с проблемой без представителей дальнего зарубежья. Не известно ни одного случая, чтобы при их участии не пал мир». Азербайджан заинтересован в конструктивном сотрудничестве всех трех стран, с точки зрения реализации своего государственного суверенитета. В условиях не только сотрудничества, но и соперничества между Москвой, Анкарой и Тегераном, которое даже в среднесрочной перспективе никуда не исчезнет, Баку неизбежно превращается из субъекта политики в объект, за принадлежность которого идет спор: из возможного моста – в форпост той или иной силы. Член Изборского клуба Шамиль Султанов сказал, что сегодня меняются правила игры. С одной стороны, усиливается роль региональных игроков (речь идет, в частности, о формировании треугольника Турция–Иран–Катар). С другой – рушатся старые наработанные стратегии глобальных игроков, чей миропорядок рушится. Султанов подчеркнул, что среди глобальных угроз – усиление радикальных тенденций. Эксперт не исключает, что война с ДАИШ (ИГ, террористическая организация, запрещена в России) – это только первая фаза войны, в дальнейшем она может вспыхнуть с новой силой уже в Средней Азии.

Как отмечалось на конференции, атлантистская стратегия традиционно не заинтересована в создании устойчивых и стабильных систем. Ее приоритетом является лишь установление точечного контроля над ключевыми пунктами. Пример Ирака и Афганистана наглядно демонстрируют, что США захватывают основные стратегические пункты и останавливаются на этом, а далее ситуация развивается по своей логике.

Востоковед, доктор исторических наук Игорь Панкратенко накануне конференции говорил: «Хорошие отношения России и Азербайджана — это гарантия стабильности и мира на Южном Кавказе, это аксиома, которую, думается, никто не в состоянии оспорить….

Сегодня любой крупный системный игрок на Южном Кавказе – Россия, Турция, Иран – стремится склонить Азербайджан к принятию какой-то одной позиции, заставить его занять чью-то конкретную сторону.

Но выбор конкретной стороны чреват для Баку серьезными издержками, поскольку означает конфронтацию с теми, чью сторону Азербайджан не принял. По моему глубокому убеждению, всем конкурирующим между собой крупным системным игрокам нужно признать достаточно простую вещь – им выгодно не то, чтобы Азербайджан был пророссийским, или проиранским, или протурецким. Им выгодно, чтобы он был проазербайджанским».

Председатель Центра геополитических экспертиз Александр Дугин в своем выступлении выделил три важных тезиса. Сегодня, отмечал он, необходимо говорить о построении оси Москва–Баку, поскольку Азербайджан не тот, что раньше. «Колоссальное количество успехов. Стремительно, бурно развивающаяся страна. Состоявшееся государство, суверенное, набирающее мощь», – говорил Дугин. По его мнению, политика Ильхама Алиева дала очень важные плоды. «То, что раньше казалось прохладными отношениями, сейчас переходит на уровень стратегического партнерства между Россией и Азербайджаном. Личные отношения между президентами играют колоссальную роль».

Проблема в том, что интеллектуальное сообщество отстает от процесса сближения наших государств. «Президенты и государства сближаются, а народы этого не замечают. Сближение, безусловно, и стратегическое партнерство должны быть закреплены также контактом, интенсивными отношениями между народами», – сказал Александр Дугин.

Для такого сближения есть серьезные основания. Славянские и тюркские народы связаны столетиями общей истории. Близость культур, цивилизаций, ценностных установок обоих народов сближает нас. В то же время в России не так много знают о современном Азербайджане. Азербайджанцы также хотели бы получать больше объективной информации о России. Организаторы конференции надеются, что она поможет интеллектуалам двух стран лучше понять друг друга и заложить основы долгосрочного сотрудничества.

Россия также заинтересована в сохранении союзнических отношений с Арменией. Одновременно совершенно не заинтересована в войне между Баку и Ереваном (как и в любой другой войне). При любом ее исходе Россия окажется проигравшей, так как ей придется выбирать сторону, а значит, рвать либо с Арменией, которая является союзником по ОДКБ и ЕАЭС, либо – с Азербайджаном. Поэтому Москва выдвигает условия по умиротворению карабахского конфликта.

При этом у Азербайджана есть большая свобода действий, чем у Армении, так как в силу его геополитического положения Запад более заинтересован в том, чтобы привлечь его на свою сторону.

Армению коллективный Запад также хотел бы оторвать от России, однако не готов обеспечить ей безопасность. По крайней мере, до тех пор, пока Турция находится в составе НАТО. С учетом этого фактора, а также географического и ресурсного потенциала Азербайджана Запад всегда разменяет его на Армению. Однако, в случае отказа от равноудалённой от ведущих мировых центров политики Ильхама Алиева, Азербайджан может потерять внешнеполитическую самостоятельность.

Комментируя состояние российско-азербайджанских отношений, главный редактор издания Геополитика.ру Леонид Савин сказал: «Многие годы отношения России и Азербайджана носили двусмысленный характер. С одной стороны, некоторые направления сотрудничества были стабильными и предсказуемыми. С другой – каждая сторона имела свои интересы и взгляды на региональную политику, а с учетом наличия на Южном Кавказе других факторов, это создавало некую хаотичность в двусторонних связях. Но в последнее время контакты на высшем уровне стали проводиться чаще, что позитивно отразилось на связях между Россией и Азербайджаном в различных сферах – торговой, экономической, военной, научной, образовательной и культурной. Безусловно, потенциал, которые имеют две страны, значительно больше». Сегодня главный вопрос в том, как будет реализован этот потенциал.

Источник