15112018Thu

Back События Геополитика Стратегический капкан для соседей

Стратегический капкан для соседей

  • PDF
16

Китайцы поэтапно укрепляют свои позиции в Юго-Восточной Азии, умело выстраивая свои отношения с соседними государствами.

Китайские инвестиции мощным потоком идут на обновление инфраструктуры стран, Поднебесная становится самым крупным экономическим партнером. За такое покровительство местные власти платят Пекину полной дипломатической поддержкой.

В ближайших планах Китая - прокладка через непроходимые горные джунгли железной дороги длиной 414 км от своей границы до столицы Лаоса Вьентьяна (см. схему).

Технологически это невероятно сложная задача, почти половина пути проляжет сквозь тоннели, 60 км придутся на мосты. Трасса должна быть готова к 2021 году. Проект оценивается в 6 млрд долларов. Для его осуществления беднейшая страна региона Лаос получает кредиты у Китая, попадая к нему в полную зависимость.

Китай берет в долгосрочную аренду землю на 5 м по обе стороны от путей и 3 кв. км территории вокруг каждой из 10 железнодорожных станций. Толпы китайских рабочих вошли на территорию Лаоса, который будет разрезан отданной Китаю территорией возле железной дороги. Местные жители почти не принимают участия в стройке, они лишь прислуживают китайцам водителями и поварами.

Таким же образом Китай внедряется и в другие страны Юго-Восточной Азии, строя там шоссе, железные дороги, порты. И каждый раз Пекин берет в залог обширные участки земли на случай, если заемщик не сможет выплатить долг за эти масштабные стройки. Западные эксперты называют происходящее типичной долговой ловушкой для целых государств. Они оказываются в полной финансовой зависимости от Китая и вряд ли смогут от нее освободиться.

Еще одна страна, которую намерен таким способом завоевать Китай, - это Таиланд. Для него заготовлена другая ловушка - прокладка канала через перешеек Кра (см. схему), который соединит Индийский и Тихий океаны.

Пока что связь между океанами осуществляется через Малаккский пролив, он работает на пределе, пропуская ежегодно 100 тыс. кораблей. Кроме экономических проблем Пекин еще обеспокоен тем, что в случае военного конфликта с США американцы заблокируют это бутылочное горлышко.

Канал Кра решит китайскую проблему. На прокладку водной артерии понадобятся около 8 лет, 20 млрд долларов и 30 тыс. рабочих. Экономические задачи новый проект, конечно, решит, но только он отделит буддистский север Таиланда от мусульманского юга, что усилит сепаратистские движения.

Обеспокоена и Индия, там понимают, что благодаря каналу влияние Китая в регионе намного вырастет. Канал нанесет серьезный удар по Сингапуру, получающему большую прибыль от Малаккского транспортного пути.

В Камбодже Китай усиливает свое влияние через властную верхушку. Премьер-министр Камбоджи Хун Сен получил на свою избирательную кампанию от Китая 20 млн долларов, что для бедной страны огромная сумма. На курортном побережье Камбоджи сейчас быстро растут небоскребы «китайского города» Сиануквиля (см. схему). Здесь строятся десятки 30-этажных башен.

С каждым годом удваивается число посещающих страну китайцев, которые главным образом устремляются поиграть в местных казино. И хотя только каждый девятый камбоджиец с симпатией относится к Китаю, правители этой страны полностью на стороне Пекина и поддержали его экспансию в Южно-Китайском море. Они поясняют, что их маленькой стране просто некуда деться и она вынуждена встать на чью-то сторону.

Источник