Вашингтон готовит пути отхода из Афганистана

ГеополитикаСобытия

Узбекистану и Таджикистану в операции по возврату американских военных отведена особая роль

Ташкент и Душанбе призваны принять на себя прием выводимых из Афганистана техники и военнослужащих США, а также помочь Кабулу выйти из изоляции. Таковы итоги визита госсекретаря США Хиллари Клинтон в Пакистан, Афганистан, Таджикистан и Узбекистан. Вчера она завершила свой вояж в Ташкенте и вернулась в Вашингтон.

Переговоры госсекретаря США Хиллари Клинтон с президентами Таджикистана и Узбекистана Эмомали Рахмоном и Исламом Каримовым определили параметры сотрудничества Вашингтона с Душанбе и Ташкентом на ближайшую перспективу, после завершения операции «Несокрушимая свобода», по крайней мере до 2014 года. Но, может, и на более длительный срок. Во всяком случае, в Кабуле Клинтон пообещала президенту Хамиду Карзаю долгосрочную поддержку и после полного вывода войск США.

В Душанбе после переговоров с Рахмоном Клинтон на брифинге для журналистов заявила, что США стремятся заручиться поддержкой стран региона для оказания помощи народу Афганистана. «В этом вопросе есть много сложностей и задач, которые нужно решать, если мы хотим, чтобы Афганистан стал экономическим перекрестком между Востоком и Западом, а не перекрестком для распространения терроризма», – сказала Клинтон. В Ташкенте на встрече с Каримовым глава американской дипломатии подтвердила готовность своей страны к дальнейшему развитию взаимовыгодного сотрудничества с Узбекистаном.

Интригой переговоров было ожидание заявлений Клинтон по двум вопросам: ведут ли США переговоры с Таджикистаном и Узбекистаном об открытии здесь своих военных объектов и какова позиция Вашингтона по наболевшей теме для Таджикистана и Узбекистана – Рогунской ГЭС? О вариантах передислокации военных она умолчала. Зато внесла ясность по проекту Рогунской ГЭС.

В частности, на брифинге для журналистов Хиллари Клинтон попросила таджикские власти не торопиться с реализацией Рогунского проекта, а подождать результаты экспертизы Всемирного банка. «Я считаю, что есть другие возможности в области энергетики, которые являются более эффективными с точки зрения применения современных технологий, чем большая плотина. Я против того, чтобы решения принимались только потому, что это кому-то не нравится. Нужно исходить из другой позиции, из того, что лучше для Таджикистана. Это оптимальное решение», – заверила дипломат. По мнению таджикского политолога Вафо Ниятбекова, Рогунский проект может стать разменной картой в диалоге Таджикистан–США–Узбекистан. Вашингтон может взять на себя роль посредника на переговорах с Узбекистаном и Таджикистаном и постарается разыграть эту карту в свою пользу (не секрет, что власти Таджикистана отстаивают право на строительство этого гидроузла, а Узбекистан выступает против). И, более того, попытается примирить между собой лидеров Узбекистана и Таджикистана, неприязненные отношения между которыми хорошо известны и мешают, в частности, американцам в консолидации усилий по созданию необходимой им инфраструктуры по обеспечению безопасного вывода своего афганского контингента и интеграции Афганистана в Центрально-Азиатский регион. Клинтон напомнила, что Вашингтон продвигает проект «Шелковый путь», направленный на получение странами региона доступа к свободной торговле. В проекте предполагается участие как Таджикистана, так и Узбекистана.

Таджикистану Клинтон пообещала помощь в экономическом развитии, чтобы тысячам таджиков не приходилось искать работу за рубежом; охране – границы и развитии демократии. В Узбекистане сотрудничество идет уже полным ходом. Глава Госдепа США дала старт совместному предприятию GM Powertrain Uzbekistan, где по новейшим технологиям ежегодно будут производиться свыше 200 тыс. автомобильных двигателей, соответствующих самым современным экологическим и техническим требованиям. Клинтон также посетила новый General Motors Powertrain в Ташкенте. В настоящее время ряд крупнейших американских корпораций приступает к реализации в этой стране масштабных инвестиционных проектов, включая высокотехнологичные, инновационные отрасли.

Что же касается военно-политической составляющей визита Хиллари Клинтон, то эксперты убеждены, что Узбекистану и Таджикистану в операции по возврату американских военных отведена особая роль. Так, Ташкент рассматривается не только в качестве логистического центра, но и как наиболее удобная для США территория для создания перевалочного пункта в афганском направлении. По мнению эксперта Института стран СНГ Андрея Грозина, «эта страна рассматривается по всем направлениям: финансовому, логистическому, технологическому, в сфере безопасности и другим». Достойной альтернативы Узбекистану сейчас просто не просматривается. Афганистан и Узбекистан связывает 80-километровая железная дорога Мазари–Шариф–Термез, что делает удобным, а главное – дешевым проведение операции.

Таджикистан для США представляет стратегический интерес. «Мургаб – таджикский высокогорный район, расположенный на границе Таджикистана и Китая, – великолепное место для размещения пункта радиоразведки, чтобы «простреливать» большую территорию Китая», – сказал «НГ» эксперт по Центральной Азии и Афганистану, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Александр Князев. Он убежден, что США хотят прочно закрепиться в Центральной Азии и стратегической задачей американской региональной политики является создание сети своих военных объектов в странах региона. По его мнению, Центральная Азия для США – стратегически крайне важный регион. «Ведь отсюда Соединенные Штаты могут сдерживать сразу три крупные державы – Китай, Россию и Иран. При этом основная цель – скорее всего это все же Китай. Россия уже не тот конкурент для Вашингтона», – считает Князев. Впрочем, Хиллари Клинтон на встрече с гражданским обществом признала, что «Соединенные Штаты, как и Россия, имеют свои интересы в Центральной Азии».

Источник: Независимая газета

Berita Teknologi Cyber Security https://teknonebula.info/ Tekno Nebula