Яд из кремлевской гробницы

ИсторияСобытия

Уникальная экспертиза подтвердила легенды о таинственных смертях на русском троне

Впервые для детальных химических исследований были вскрыты гробницы царской усыпальницы в Московском Кремле. Раскрыта тайна кончины жен великих правителей русского престола.

Смерть породнила Годуновых с Романовыми

Можно представить, что испытали те, кто поднимал крышку первого саркофага. Конечно, время сделало свое дело. И все-таки увиденное не могло не поразить.
Да и как иначе, если, к примеру, пять веков оказались бессильны уничтожить… девичью красу – косу. А она сразу бросилась в глаза, едва приоткрылось захоронение первой жены Ивана Грозного – Анастасии Романовны. Современники так описывали ее портрет: сама маленькая, а коса богатая, почти до пола. И коса эта сохранилась! Только чуть-чуть усохла…
Царские усыпальницы – поистине уникальное место в Кремле. Зайдите в Архангельский собор, где погребены московские князья и русские цари – от Ивана Калиты до Петра II. Здесь какая-то особая аура. И не сразу поймешь: то ли проносятся эхом под сводами собора твои собственные шаги, то ли словно что-то шепчет далекое прошлое. А может, и впрямь это витают спрятанные веками тайны?..
Здесь, в Архангельском соборе, изначально хоронили венценосцев-мужчин. Последним же пристанищем для их матерей, жен, дочерей и сестер был Вознесенский монастырь. Он располагался с правой стороны от Спасских ворот.
…Первой в стенах Вознесенского монастыря была похоронена жена Димитрия Донского – княгиня Евдокия. Которая, замечу, обитель и основала. Историки рассказывают, что княгиня родила мужу одиннадцать детей. И пережила его на восемнадцать лет, приняв незадолго до кончины монашеский сан. Следующей неподалеку от Евдокии положили ее сноху – княгиню Софью. Так возникла традиция, сделавшая со временем монастырь местом успокоения женщин царствующего дома.
Всего в некрополе насчитывалось более тридцати гробниц. Древнейшая и богатейшая принадлежала Евдокии. Из других особенно выделялось захоронение царицы, первой супруги Ивана Грозного – Анастасии, второй его жены – Марии Темрюковны, третьей – Марфы Васильевны Собакиной и седьмой – Марии Федоровны. Здесь же были гробницы Софьи Палеолог, Елены Глинской и царицы Евдокии Стрешневой, второй супруги царя Михаила Федоровича. Можно сказать, рядышком покоились жены царя Алексея Михайловича – Марья Милославская и Наталья Кирилловна Нарышкина, мать Петра Великого. Гробницы великих княжон были поскромнее. Из фамилии Годуновых в стенах Кремля лежала только одна царица Ирина Федоровна…
Любопытно, что все гробницы как бы теснились поодаль от надгробия супруги Димитрия Донского. Лишь для одной царицы было сделано исключение: совсем близко с Евдокией похоронили вдову Василия Шуйского Р Марию Буйносову-Ростовскую. По мнению специалистов, причина этого не совсем понятна. Хотя не исключено, столь почетное отличие вызвано тем, что род Шуйских идет от князя Димитрия Суздальского, отца Евдокии.
Монастырь закрыли сразу после революции. А в 1929 году его решили вообще уничтожить. Не помогли протесты ни ученых, ни писателей, ни историков: постройки начали разбирать. В спешке, беспощадно. Тогда сотрудники музеев Кремля попытались спасти хотя бы самое ценное. Белокаменные саркофаги с останками перевезли через площадь и по доскам через пробитое в стене отверстие спускали в подвальную палату Архангельского собора. Где они и находятся до сих пор.
Саркофаг Евдокии Донской, рассказывают, при подъеме треснул и раскололся…
Серьезная научная работа началась в “женском некрополе” лишь в последние годы. И большая заслуга здесь принадлежит Татьяне Пановой, заведующей археологическим отделом музеев Кремля. Прежде чем привести в порядок помещения подвальной палаты Архангельского собора и закрыть саркофаги надгробными памятниками, специалисты решили провести исследования останков русских великих княгинь и цариц.
Ситуация сложилась удивительнейшая: средневековые царские погребения стали доступны для комплексного изучения. По словам музейных работников, ни одна страна Европы сегодня не располагает подобной возможностью в изучении останков представителей правивших династий того времени.

Красота замешана на мышьяке

И здесь хочется сказать вот о чем. Всегда понятно волнение специалистов, которые работают с гробницами. Вольно или невольно, но они проникают в святая святых, тревожа вечный сон предков. Как тут не вспомнить почти мистический факт: когда археологи решили вскрыть захоронение легендарного восточного завоевателя Тимура, против этого яростно восстали старики. “Вы разбудите дух войны”, – говорили они. Археологи настояли. А вскоре началась Великая Отечественная война.
Случайное совпадение? Да скорее всего. И все-таки… Конечно, женский некрополь Кремля далек от воинственного духа. Напротив, исследование ученых доказало: “кремлевские жены” зачастую в далеком прошлом часто сами становились жертвами агрессии и злостных козней.
Идея провести именно геохимический анализ останков великих княгинь и цариц возникла у ученых отнюдь не сразу.
– В 2000 году наша группа начала изучать культурный слой в археологических шурфах, находящихся под полом Архангельского собора, и рядом, на Соборной площади, – рассказывает кандидат географических наук Александр Александровский.
Исследование почв химическими методами показало, что в них не так много различных загрязнений тяжелыми металлами и другими микроэлементами, которые ранее находили ученые за пределами Кремля. И тогда возникла идея: а почему бы не попытаться узнать, как с точки зрения экологии чувствовали себя тогда “кремлевские обитатели”?
“Нельзя ли нам провести анализ химического состава костей останков?” – обратились специалисты к Татьяне Пановой. И получили разрешение.
Проводила геохимический анализ независимый исследователь Елена Александровская. Скажу сразу: выявление аномальных накоплений микроэлементов в костях на индивидуальном уровне с помощью неразрушающего рентгено-флюоресцентного метода было применено едва ли не впервые в стране. Раньше подобное если и делалось, то только на популяционном уровне. Скажем, по химическому составу найденных костей специалисты определяли, какие у наших предков были “гастрономические интересы”. А проще, что они ели.
Полученные результаты ошеломили. Ученых ждала настоящая сенсация. Судите сами. Оказалось, что обитательницы средневекового Кремля постоянно подвергались воздействию каких-то веществ с повышенным содержанием свинца, ртути, мышьяка и иногда бария.
– Вероятно, это были косметика и лекарства, – высказали предположение ученые.
Возможно, и так: согласно этикету тех лет дамы царского двора, и, замечу, не только в России, должны были белить лицо, показываясь “на людях”. Но тогда получается, что косметика русских княгинь и цариц была изрядно ядовитой.
Вот данные исследования. Так, в костях Великой княгини Софьи Палеолог, бабки Ивана Грозного, умершей в 1503 году, обнаружили: свинца – 58,6 мг/кг (норма – 1,9 мг/кг), цинка – 27 (норма – 14), меди – 7,1 (норма – 1,8). У царицы Евдокии Стрешневой, которая была захоронена в 1645 году свинца оказалось еще больше – 115, мышьяка – 1,1 (норма – 0,1), ртути – 0,14 (норма – 0,04). Все рекорды со свинцом, похоже, побила Евфросинья Старицкая Р 236 мг/кг, да и прочей гадости у нее нашли тоже прилично: мышьяка – 12,9, ртути – 0,1. А вот у удельной княгини Евдокии Старицкой, почившей в 1569 году, свинца и ртути оказалось меньше – соответственно 20,1 и 0,14 мг/кг. Но зато бария – 142 при норме – 30!

Тень убийцы в царском некрополе

Кстати, с ртутью, мышьяком и свинцом все более или менее понятно. Известно: в те времена в качестве косметики использовали те же краски, что и в живописи, которые делали на основе этих элементов. Они же входили в большом количестве и в состав многих лечебных мазей. Например, мышьяковистыми лекарствами лечили ангину и тиф. На основе мышьяка делалась краска для стен. Сегодня мы знаем, что и то и другое для людей весьма опасно.
Но, спрашивается, откуда в костях Евдокии Старицкой столько бария? Это не ясно. Возможно, барий входил в состав свинцовых белил, которые женщина могла накладывать на лицо.
Однако красота – красотой. Главное и самое интересное ждало ученых дальше: они обнаружили повышенное содержание всех перечисленных элементов в костях царицы Анастасии Романовны, жены Ивана IV. И особенно много в них оказалось ртути.
Вместе со специалистами из Бюро судебно-медицинской экспертизы Комитета здравоохранения Москвы геохимики провели спектральный анализ прекрасно сохранившейся темно-русой косы царицы. Той самой “девичьей красы”. И установили: содержание солей ртути в волосах превышает норму в несколько раз. Загрязненными ими оказались также обрывки савана и тлен со дна каменного саркофага Анастасии. Что это значит? Налицо – отравление.
Ученые убеждены, что организм молодой женщины не мог накопить такое количество ртути даже при ежедневном пользовании косметикой и мазями. Ведь при остром отравлении ртутью организм старается вывести яд через почки, кишечник и с потом. Кости просто не успевают “собрать” его. Волосы же пропитываются ядовитым потом и удерживают смертоносный металл долго.
Это сегодня киллеры предпочитают пистолеты с глушителями. А в средние века именно соли ртути были главным методом устранения врагов. И пользовались им не только при европейских дворах, знаменитых своими интригами. Русский не стал исключением.
У Анастасии Романовны было много недоброжелателей. Она венчалась с Иваном Васильевичем в феврале 1547 года и, по словам летописца, “предобрая Анастасия наставляла и приводила Иоанна на всякие добродетели”. Чем и вызывала ненависть бояр. Умерла она неожиданно и совсем молодая, в возрасте 25-26 лет. Как свидетельствует легенда, слух об отравлении первой жены Ивана Грозного боярами сразу пополз по Москве. Дошел он и до нашего времени. И вот теперь можно сказать: это уже научно доказанный факт.
Не менее темная история связана и со смертью великой княгини Елены Глинской, второй жены Василия и матери Ивана IV. Как известно, похоронив мужа, она пять лет правила при малолетнем сыне, отличаясь умом и решительным характером. Во время ее правления были осуществлены реформы, раздражающие знать. А некоторые историки пишут так: Елена почувствовала вкус к командованию и стала распоряжаться, кого сослать, кого заточить, кого убрать по-тихому. Завертелось чертово колесо интриг, подставок, доносов. Но и она сама пала их жертвой: в 1538-м великая княгиня скончалась. Скоропостижно.
Проведенный спустя века спектральный анализ головного убора, на котором сохранились рыжие волосы Елены Глинской, показал: ртути в нем тоже слишком много.
Словом, ученые считают, что версии отравления русских цариц Анастасии Романовны и Елены Глинской теперь довольно убедительно доказаны с помощью химического анализа.
– Как восприняли результаты ваших исследований историки? – спрашиваю Александра Александровского.
– С огромным интересом, – не скрывает он. – Сейчас нам предоставляют все новые и новые партии образцов.

Наталия ЯЧМЕННИКОВА.

Berita Teknologi Cyber Security https://teknonebula.info/ Tekno Nebula