Бои после Победы

ИсторияСобытия

Десятки тысяч советских солдат погибли уже после того, как над поверженной столицей Германии взвилось алое Знамя Победы.

Благодаря фильмам о войне мы привыкли считать, что Великая Отечественная, или, во всяком случае, «активная» ее фаза, завершилась взятием фашистского логова – Берлина. Однако десятки тысяч советских солдат погибли уже после того, как над поверженной столицей Германии взвилось алое Знамя Победы.

Берлинский гарнизон капитулировал 2 мая 1945 года. За два дня до этого, 30 апреля, в бункере рейхсканцелярии покончил с собой Адольф Гитлер. Однако история Третьего рейха на этом не закончилась. Уходя из жизни, фюрер назначил своим преемником, рейхс-президентом, адмирала Карла Деница, который в то время находился на пока еще контролировавшихся вооруженными силами Германии «крайнем севере» страны – в Плене, а затем во Фленсбурге. 1 мая Дениц выступил с «Воззванием к немецкому народу», в котором призвал соотечественников продолжить вооруженную борьбу во имя «спасения немцев от уничтожения наступающими большевиками». Упорство гитлеровского наследника не было таким уж бессмысленным: руководство агонизирующего рейха до последнего надеялось внести раскол в стан союзников. Это был, так сказать, план-максимум, который, к счастью, провалился. Но план-минимум – выиграть время, для того чтобы на запад, в районы, контролируемые американцами и британцами, ушло как можно больше воинских подразделений и беженцев, – во многом удался. Война продолжалась еще неделю, а последние ее залпы прозвучали уже после официальной капитуляции Германии.

ПРАЖСКАЯ «ПРОГУЛКА»

Самым масштабным, кровопролитным и продолжительным из всех сражений, последовавших после падения Берлина, была Пражская наступательная операция. В начале мая практически вся территория Чехии, включая Прагу, оставалась в руках немцев. На тот момент это была наиболее многочисленная и боеспособная армейская группировка врага: около 900 тыс. человек, 1900 танков, 900 самолетов.

Американские войска находились тогда намного ближе к столице Чехословакии. Но начальник штаба сухопутных войск США генерал Джордж Маршалл предупредил главнокомандующего англо-американскими силами в Европе Дуайта Эйзенхауэра, что не стоит «подвергать риску жизни американских солдат ради чисто политических выгод». И американские армии остановились в Судетах, не дойдя до Праги около 100 километров.

В это время наши войска находились примерно в 150 километрах от города. Наступление началось 6 мая, 8 мая был занят Дрезден. За день до этого, 7 мая, во французском Реймсе был подписан так называемый предварительный акт о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил, который в ночь с 8 на 9 мая был подтвержден окончательным актом. Однако группа армий «Центр», по сути, проигнорировала последний приказ верховного главнокомандующего. Нет, Фердинанд Шернер и его подчиненные не были настолько сумасшедшими, чтобы продолжать войну «до победного конца», но сдаться намеревались американцам, а не русским. «Надо продолжать сражаться до тех пор, пока самое ценное, наши люди, не окажутся в безопасности», – гласил приказ Шернера.

Забегая вперед, следует сказать, что его расчеты абсолютно не оправдались. «Солдатам группы армий Шернера повезло меньше других, – сетовал Карл Дениц в своих мемуарах. – Многие из них подошли к американским позициям, но не получили разрешения их пересечь. Под угрозой оружия их заставили вернуться к русским». Союзники выдали советским властям даже самого Шернера, улетевшего на самолете в американскую зону оккупации. Но до того как иллюзии шернеровцев развеялись, они с полной энергией следовали своему плану. Правда, на пути отступающих на запад немцев возникло непредвиденное препятствие: 5 мая в Праге вспыхнуло восстание, организованное чешскими подпольщиками и поддержанное перешедшей на их сторону 1-й пехотной дивизией власовской армии.

Бои между восставшими и брошенными на их подавление эсэсовцами шли несколько дней с переменным успехом. Последнюю точку в истории освобождения города поставили советские войска, ворвавшиеся в него ранним утром 9 мая. «Поездка в Прагу» отнюдь не была беззаботной прогулкой для наших солдат: бои в городе и окрестностях продолжались в течение всего дня и стоили жизни более тысяче советских воинов. Всего же в ходе Пражской операции погибло почти 12 тысяч наших бойцов и командиров Красной Армии. Последнее крупное сражение произошло 11-12 мая в районе деревень Милин и Сливице. Остатки вышедших из Праги трех эсэсовских дивизий встали здесь вооруженным лагерем: американцы отказались пропустить их в свою зону, а сдаваться русским в планы эсэсовцев не входило. В ходе ликвидации этой группировки погибли 56 советских солдат.

БАЛТИЙСКИЕ КРЕПОСТИ

Одним из последних городов, занятых Красной Армией в ходе Великой Отечественной войны, стал латвийский порт Вентспилс: это случилось 10 мая 1945 года. Да-да, Берлин уже неделю как был наш, а значительная часть территории СССР все еще находилась под контролем оккупантов. Речь идет о так называемом Курляндском котле, образовавшемся в октябре 1944 года. В ходе Прибалтийской стратегической операции Красной Армии немецкая группа армий «Север», переименованная затем в «Курляндию», была отрезана от основных сил вермахта и блокирована в Западной Латвии – на Курземском полуострове. Однако все попытки ликвидировать блокированную группировку окончились ничем. Последняя, пятая, предпринятая в конце марта 1945 года, была, пожалуй, самой неудачной. В ходе наступления одна из советских дивизий попала в окружение, из которого ей пробиться удалось лишь с большим трудом. После этого вплоть до дня капитуляции на данном участке фронта шли лишь позиционные бои. Впрочем, достаточно ожесточенные. Потери советских войск в Курляндии с 16 февраля по 9 мая 1945 г. составили 30,5 тысячи убитыми и 130 тысяч ранеными. Сражение не утихало даже в последние часы войны. «8 мая противник по-прежнему сопротивлялся, неся большие потери в живой силе и технике, – свидетельствовал в своих мемуарах участник боев на Курляндском плацдарме генерал авиации Иван Вишняков. – Пришлось нашей авиации снова поработать, чтобы доказать ему всю бессмыслицу этой затеи».

Не менее интересно свидетельство с противоположной стороны фронта. «Мы были полны решимости не сдаваться ни при каких обстоятельствах, – вспоминал капитан Готтлоб Бидерман. – Войска в Курляндии остались единственными в германской армии боевыми частями, никогда не терпевшими поражений в открытом бою». А вот как тот же Бидерман вспоминал последний день войны, 9 мая 1945 года: «Используя два крупнокалиберных пулемета в глубине линии окопов, я открыл огонь по противоположной полосе деревьев, где наблюдалась наибольшая активность врага. Русские ответили огнем артиллерии, наши артиллеристы стали отстреливаться. Примерно в 9.00 группа штурмовиков пролетела над позициями батальона и сбросила бомбы… Мы приготовили оружие и стали ожидать атаки. Ровно в 12.00 по радио поступило донесение из полка, грянувшее как гром среди ясного неба: «В 14.00 начнется капитуляция Курляндской армии…» Опустившаяся на фронт тишина была прервана сообщением о пистолетном выстреле невдалеке от нас. Один из наших офицеров, узнав о приказе о капитуляции, вытащил свой «люгер» из кобуры, положил его на планшетку и написал в своем блокноте: «Без армии нет чести». Потом спокойно приставил дуло пистолета к виску и нажал на спуск».

До 9 мая включительно продолжались бои на косе Фриш-Нерунг (ныне Балтийская), на которой держали оборону остатки разгромленной восточно-прусской группировки врага. Столь же долго сопротивлялись немецкие войска, запертые на Хельской косе (Гданьская бухта) и небольшом плацдарме в устье Вислы. Самой последней десантной операцией Великой Отечественной стала высадка на датский остров Борнхольм, который германское командование использовало как перевалочную базу при эвакуации своих войск и беженцев с восточных плацдармов. 7 и 8 мая по портовым сооружениям и пришвартованным судам были нанесены три мощных авиаудара, а 9 мая во второй половине дня в порту Ренне высадилась рота советских десантников. Сопротивления им оказано не было.

А чуть позднее, вечером того же дня, неподалеку от острова произошел последний морской бой на Балтике. Три советских торпедных катера нагнали недавно покинувший Борнхольм вражеский конвой в составе транспорта, буксира и 11 сторожевых катеров. В ответ на приказ вернуться в порт немцы открыли огонь. Наши попытались поразить врага торпедой, но не получилось, и вражескому конвою в итоге удалось уйти в Данию. В ходе боя были ранены двое советских моряков, один из которых вскоре умер от ран.

В течение недели после Дня Победы Совинформбюро сообщало о все возрастающем количестве сдавшихся в плен немцев и захваченных трофеях. 15 мая прозвучала последняя военная сводка: «Прием пленных немецких солдат и офицеров на всех фронтах закончен».

Андрей Владимиров

Источник