Политрук Клочков выстоит

ИсторияСобытия

На панфиловцев снова двинули телевизионные танки

Всероссийская государственная (!) телевизионная и радиовещательная компания с радостью, как будто нашла потерянный пенсионеркой кошелек, сообщила об очередном разоблачении советских мифов. На этот раз выяснилось, что подвиг 28 героев-панфиловцев был выдуман советскими журналистами. Новость тут же подхватили, разнесли по интернету и принялись смачно обсуждать. В общем, у некоторых ребят сегодня очередной праздник.

А дело все в том, что Государственный архив России опубликовал справку о подвиге 28 героев-панфиловцев. Доклад подготовлен Главным военным прокурором ВС СССР генерал-лейтенантом юстиции Н. Афанасьевым 10 мая 1948 г. Почему понадобилось публиковать этот доклад именно сейчас, еще предстоит выяснить. А пока просто полюбопытствуем, что же содержится в докладе и зачем вообще понадобилась такая справка.

Оказывается, началось все с того, что в 1947 г. за измену Родине был арестован некто И.Е. Добробабин. Выяснилось, что гр. Добробабин участвовал в боях в районе Дубосекова, за что был награжден Звездой Героя Советского Союза и где сдался в плен немцам.

Далее выяснилось, что, кроме Добробабина, в живых из 28 погибших героев-панфиловцев остались еще несколько человек, в связи с чем и решено было организовать проверку обстоятельств того знаменитого боя. В результате проверки оказалось, что впервые сообщение о бое гвардейцев дивизии им. Панфилова сообщалось в газете «Красная Звезда» от 27 ноября 1941 г. При этом в статье журналиста Коротеева говорилось, что все панфиловцы – участники боя погибли и что из пятидесяти четырех немецких танков были уничтожены восемнадцать. На следующий день, 28 ноября, в «Красной Звезде» появилась передовица Кривицкого под названием «Завещание 28 павших героев». Кривицкий писал, что бойцов было двадцать девять, но один из них сдался в плен и был застрелен товарищами. Остальные двадцать восемь «погибли, но не пропустили врага». Позднее, уже в январе 1942 г., Кривицкий снова вернулся к этой теме, и «Красная Звезда» подробно рассказала о бое, о переживаниях бойцов, названных при этом поименно. И в июле 1942 г. всем перечисленным бойцам были присвоены звания Героев Советского Союза.

Далее в справке-докладе говорится, что все художественные произведения, посвященные 28 героям-панфиловцам, основаны на статьях «Красной Звезды». Тайны, кстати, из этого никто и не делал. Так, Н. Тихонов, автор поэмы «Слово о 28 гвардейцах» сообщал, что основывался исключительно на статье Кривицкого и что других материалов у него не было.

А что же происходило на самом деле близ Дубосекова? Был ли подвиг? Или, может быть, немцы не рассматривали Москву в бинокли, а советский солдат не отстоял свою столицу, и как-то так, незаметно для всех Москву сдали Гитлеру?

Главное политическое управление РККА провело в 1942 г. свою проверку обстоятельств того боя, и вот что было установлено. 4-я рота 1075-го стрелкового полка занимала оборону Нелидово – Дубосеково – Петелино. В результате боев с наступающим противником полк понес большие потери и отошел на новый оборонительный рубеж. «Легенда о 28 героически сражавшихся и погибших героях началась статьей О. Огнева («Казахстанская Правда», 2.4.42), а затем статьями Кривицкого и других».

Как видим, ошибаются все, даже Главпуркка: статья Кривицкого появилась много раньше статьи Огнева.

Были опрошены и местные жители, показавшие, что бой панфиловской дивизии у села Нелидово и разъезда Дубосеково состоялся, немцы в результате этого боя были отбиты, а политрук Клочков действительно погиб в этом бою.

Коротеев, впервые написавший о 28 героях, поведал, что о героических боях под Москвой, в частности, о бое одной роты с немецкими танками, ему рассказал комиссар панфиловской дивизии Егоров. Комиссар порекомендовал ему ознакомиться с политдонесением и написать об этом бое. «В политдонесении говорилось о бое пятой роты с танками противника», о том, что рота стояла насмерть и что два человека сдались в плен. Но ни фамилии бойцов, ни их число не назывались. Когда же готовилась публикация в газете, журналисты решили исходить из того, что в роте на тот момент было человек тридцать-сорок, минус два предателя. Так и появились 28 героев-панфиловцев.

Позднее Кривицкий попытался восстановить список бойцов, в чем ему помогли полковой комиссар и командир четвертой роты. Знаменитую фразу Клочкова «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва!» Кривицкий выдумал сам. И надо заметить, выдумал весьма удачно. Точно так же Кривицкий подтвердил, что додумал переживания гвардейцев. О чем, кстати, нетрудно догадаться, поскольку погибшие герои, как всем понятно, поделиться с Кривицким своими ощущениями никак не могли.

Что же касается самих военных и командования 1075-го стрелкового полка, то командир полка И.В. Капров показал буквально следующее: «Никакого боя 28 панфиловцев с немецкими танками у разъезда Дубосеково 16 ноября 1941 г. не было – это сплошной вымысел». И далее: «В этот день у разъезда Дубосеково, в составе 2-го батальона дралась 4-я рота и действительно дралась геройски. Из роты погибло свыше 100 человек, а не 28, как об этом писали в газетах».

Что же получается? Была панфиловская дивизия? Была. Приняла бой у разъезда Дубосеково? Приняла. Отбила немцев? Отбила. Подвиг это или… так себе? Пожалуй, что все-таки подвиг. Так в чем же ложь? Оказывается, в цифре 28. Но, простите, государственный телеканал сообщил: «Знаменитый подвиг панфиловцев целиком и полностью вымысел советских журналистов, подтвердили в Госархиве России. Рассекречен документ, автор которого – главный военный прокурор СССР Николай Афанасьев. Еще в 48-м он доложил Андрею Жданову, что история о героизме 28 бойцов дивизии под командованием генерал-майора Ивана Панфилова выдумана». Целиком и полностью – это значит, что не было ни дивизии, ни подвига. Однако в опубликованных документах ничего похожего не значится. Из документов следует, что героев было не 28, а значительно больше. Все остальное опровергнуть не получилось. Выходит, что число героев выросло, а подвиг оказался вымыслом?

Нет. Это не подвиг панфиловцев – вымысел советских журналистов, а разоблачение подвига панфиловцев – «целиком и полностью» вымысел журналистов России, а точнее – ВГТРК. Другими словами, в год 70-летия Победы Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания взяла на себя роль фальсификатора и очернителя. А если еще более узко, то государство, которое так много говорит о недопустимости пересмотра истории и особенно истории Великой Отечественной войны, должно бить себя по затылку. Потому что само же это государство и способствует как пересмотру с фальсификацией, так и очернительству с лжеразоблачениями. Чем именно способствует, это уж другой вопрос – халатностью, политической близорукостью, набором недалеких сотрудников, злым ли умыслом, но так или иначе государство ныне само выступило в роли фальсификатора своей же собственной истории, взяв на себя при этом функции саморазрушения.

Конечно, любой народ и любое государство имеют свои мифы. Миф формирует отношение человека к окружающему миру, объясняет этот мир и придает ему смысл. При этом миф – это вовсе не обязательно выдумка. Исследователь мифа философ А.М. Пятигорский определял миф как историю о «не-обыкновенной» личности с «не-обыкновенным поведением». Миф никогда не создается нарочно, он всегда рядом с человеком. Все, чем человек окружает себя, и есть миф, поскольку все вещи всегда нагружены смыслом.

Подвиг панфиловцев – это тоже миф, потому что это и есть история о необыкновенных людях и необыкновенном поведении. Но это не значит, что подвига не было, что он – выдумка. Этот подвиг иллюстрирует народный героизм и отношение людей к войне и противнику. И неважно, в конце концов, говорил или нет Клочков свои знаменитые слова. Слова Клочкова–Кривицкого в любом случае объясняют действия тех, кто погибал под вражескими танками.

Суть происходившего семьдесят лет назад не в том, кто что сказал, дралась ли четвертая или пятая рота и где сколько было человек – двадцать восемь или тридцать пять. И если у разъезда Дубосеково погибли не двадцать восемь советских солдат, а шесть или сто пятьдесят три, это ровным счетом ничего не изменит и ни на что не повлияет. «28» стали символом. Как Брестская крепость, как моряки-черноморцы. Эти символы обозначают стойкость и верность долгу; за ними стоят люди, которые умирают, но не сдаются. Оспаривать эти символы не просто кощунственно, но и так же нелепо, как пытаться выяснить: правда ли, что «нас оставалось только трое из восемнадцати ребят» и «в живых осталось только семеро молодых солдат»? Жил ли Сережка на Малой Бронной, а Витька на Моховой?

Ну давайте отныне будем говорить не «28 героев-панфиловцев», а «128 героев-панфиловцев». Легче нам от этого станет? Перестанем мы себя чувствовать «обманутыми тоталитарным режимом»?

Во время военных действий, во время любого хаоса вполне естественны путаница и неразбериха. Иногда сложно получить точные данные и тогда приходится довольствоваться примерными. Журналист Коротеев и редактор «Красной Звезды» генерал-майор Ортенберг остановились на фактах и цифрах о двадцати восьми бойцах. Ну и что?

В том, что подвиг был, нет сомнений, и никто опровергнуть этого не смог. Пусть даже советские журналисты навязали на этот подвиг розовый бантик, пусть назвали неточное число сражавшихся и погибших, но суть происходившего никоим образом не пошатнулась. И утверждать на этом основании, что «знаменитый подвиг панфиловцев целиком и полностью вымысел советских журналистов», значит попросту расписаться не то в профнепригодности, не то в ангажированности. А может, и в том и в другом единовременно.

Светлана ЗАМЛЕЛОВА

[14/07/2015]

Источник

Berita Teknologi Cyber Security https://teknonebula.info/ Tekno Nebula