«Хурма» так и не созрела.

ИсторияСобытия

Почему Япония в 1941 году не напала на СССР?

О том, что контрнаступление советских войск под Москвой началось 5 декабря 1941 года, знают в России все. Многие слышали, что оно стало возможным благодаря войскам, переброшенным с Дальнего Востока.

Но как всё было на самом деле и при чём здесь несозревшая «хурма»? Об этом «СтоЛИЧНОСТИ» рассказал Мирослав Морозов, военный историк.

Сергей Осипов, «СтоЛИЧНОСТЬ»: Мирослав Эдуардович, почему Япония, союзник нацистской Германии, не помогла в 1941 году Гитлеру и не напала на Советский Союз? Ведь были же у самураев такие планы…

Мирослав Морозов: Планы, безусловно, были. Ещё в начале 1930-х годов, после оккупации Северо-Восточного Китая (Маньчжурии), правящие круги Японии начали активно готовиться к войне против СССР. Советское правительство было вынуждено принять ответные меры. Вскоре мы на Дальнем Востоке превосходили японцев по всем показателям, кроме разве что военно-морских сил. События в районе озера Хасан и на реке Халхин-Гол дали им это почувст­вовать.

Японцы поняли, что в этом направлении им легко не продвинуться, тем более что в августе 1939 года был заключён советско-германский договор о ненападении. Япония взяла курс на экспансию в сторону южных морей, оккупировала французский Индокитай… Чтобы обезопасить тылы на время войны в Тихом океане, в апреле 1941-го Япония заключила пакт о нейтралитете с Советским Союзом.

Нас было больше

– Но всё коренным образом изменилось 22 июня. Почему Япония не ударила в спину?

– Причин тому несколько. Во-первых, немцы скрыли от своего союзника подготовку к нападению на СССР. Как мы теперь знаем, опасения утечки информации через Японию не были пустыми – именно в посольстве Германии в Токио тогда работал Рихард Зорге. Во-вторых, ослабление советских сил на Дальнем Востоке в 1941 году – это миф. Конечно, на июнь 1941-го Красная армия имела там в два раза больше сил, чем в декабре, но и оставшаяся группировка превосходила Квантунскую армию. Так что в конкретно сложившихся условиях японцам стоило переходить границу разве что после развала СССР как государства, но до этого, к счастью, не дошло.

В-третьих, воевать на два, а с учётом Китая даже на три фронта японцы не могли себе позволить чисто экономически, поэтому остались верны первоначальному плану нападения на США.

Москву спасали все

– Неудачный для советской стороны исход первых сражений летне-осенней кампании 1941 года заставил перебросить часть сил с Дальнего Востока на советско-германский фронт. Как она шла?

– С июня 1941-го до начала контрнаступления под Москвой из состава Дальневосточного фронта (ДВФ) на запад было переброшено 8 дивизий. Далеко не все они попали на московское направление. Поэтому утверждение, что Москву спасли одни только дальневосточники, представляется преувеличенным. Хотя некоторые соединения, например, 32-я дивизия полковника Полосухина, храбро сражались на Бородинском поле. На самом же деле столицу спасали всей страной. Из состава соседнего с ДВФ Забайкальского военного округа тоже выдёргивали соединения. А кто не помнит Панфиловскую дивизию, сформированную на территории Казахстана и Киргизии!

До конца 1942 года из состава группировки на Дальнем Востоке было изъято примерно 600 тыс. человек, свыше 5 тыс. орудий и миномётов, около 3,5 тыс. танков, почти 16,2 тыс. грузовых автомашин, много другого во­оружения и военной техники. Для их перевозки Ставке пришлось задействовать более тысячи железнодорожных эшелонов.

– Правда, что Япония вступила бы в войну против СССР, если бы Москва пала?

– Единого мнения относительно того, когда следует нападать на СССР, в Японии не было. План генштаба сухопутных войск действительно предполагал, что сперва немцы должны взять Москву. Он предусматривал наступление японцев на Владивосток, Хабаровск и Сахалин с высадкой десанта в Приморье… Дальше – как повезёт. В качестве конечных пунктов экспансии назывались Иркутск, Красноярск и даже Омск.

Другое необходимое условие для нападения Японии на СССР передавал со ссылкой на германского посла в Токио Рихард Зорге – падение Сверд­ловска. Наиболее туманно по этому вопросу высказался военный министр Японии Хидеки Тодзио: нападение должно произойти тогда, когда Советский Союз «уподобится спелой хурме, готовой упасть на землю». Но эта «хурма», как известно, так и не созрела.

Интересные факты

В 1941 году Дальневосточным фронтом, у которого забирали войска, командовал генерал армии Иосиф Апанасенко. Его главной задачей было формирование новых дивизий взамен убывших на запад. Сделано это было столь быстро, что японская разведка не сразу заметила «подмену». В июн­е 1943 года Апанасенко после многочисленных просьб был направлен в действующую армию в должности заместителя командующего войсками Воронежского фронта. Он погиб под Белгородом 5 августа 1943 года. Ныне прах И. Апанасенко покоится в Ставрополе.

Источник