Гроб Господень хранится в России?

ИсторияСобытия

Похоже, что величайшая христианская святыня (погребальное ложе Спасителя) до сих пор находится в нашей стране

Недавно произошло событие, которое не могло оставить равнодушным ни одного христианина на планете. Археологи сняли мраморную плиту с погребального ложа Христа в Иерусалиме.

Ее установили в 1555 году, чтобы сохранить место захоронения от не слишком щепетильных паломников. О загадках Гроба Господня «Миру Новостей» рассказал историк и писатель Андрей СИНЕЛЬНИКОВ.

– Андрей Зиновьевич, что обнаружили археологи в часовне, где, по официальной версии, находится Гроб Господень?

– По большому счету ничего интересного – много камней неизвестного происхождения, и все. Правда, исследователи планируют установить, из какого материала состояла поверхность, на которой три дня, согласно Священному Писанию, якобы пролежало тело Христа, и почему именно это место приобрело сакральный смысл.

– Неужели существуют причины сомневаться в святости этого места?

– В святости места никто не сомневается: ведь именно здесь происходит ежегодное сошествие небесного огня в Великую субботу. Несколько раз часовня разрушалась, но каждый раз ее возводили вновь. Кстати, сегодняшнее здание было построено сравнительно недавно – в 1810 году.

Что же касается самого Гроба Господня, то не исключено, что в часовне находится его копия, тогда как оригинал много столетий хранится в России…

– Вы шутите?

– Нисколько. Вспомните, в подмосковной Истре расположен Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь. Построен он как точная копия Иерусалимского храма Гроба Господня, за которым снаряжались все известные в истории крестовые походы. К чему бы это? Может статься, что настоящий Гроб Господень был вывезен как раз в Россию в самом начале XIII века.

– Подобный факт было бы трудно утаить…

– Так ведь об этом сказано в исторических хрониках. Надо просто внимательно их читать. В 1204 году во время Четвертого крестового похода пал Константинополь, в то время столица христианского мира. Это был Второй Рим святого Константина, после которого третьим, как известно, стала Москва.

Воевали, конечно, не столько из-за веры, сколько ради золота. Но было за что биться и в религиозном плане. В начале XIII века Константинополь являлся Святым градом – Новым Иерусалимом – благодаря главным христианским святыням, расположенным за городскими стенами. Напомню, что в его церквях находились мощи не только многих апостолов и новозаветных святых, а также некоторых ветхозаветных пророков. Так что исторический Иерусалим, в котором правили мусульмане, к началу XIII века был землей святых мест, но никак не священных артефактов. Почти все они были давно перемещены в Константинополь.

В храме Святой Софии покоилась плита Гроба Господня, перевезенная в Константинополь императором Мануилом Комнином. Плащаница, названная позже Туринской, находилась во Влахернской церкви. В Фаросской церкви Большого дворца хранились священный терновый венец, большая часть так называемого честного креста и священное копье. Здесь же в Константинополе находилась правая рука Иоанна Крестителя, а также его посох с крестом. Я могу привести еще несколько десятков христианских святынь, хранившихся в Константинополе, таких как Моисеевы Скрижали Завета и одна из иерихонских труб Иисуса Навина.

– Но как плита Гроба Господня могла попасть в Россию?

– Очень просто. В 1204 году папа Иннокентий III в ужасе обнаружил, что в списке святынь покоренного Константинополя нет самой главной – плиты Гроба Господня. В то же время на Руси было известно, что святая плита после Первого крестового похода была обмерена и описана русским паломником игуменом Даниилом. В его «Хождении» начала XII века святыня именовалась как «лавица». Тогда она еще находилась на своем исконном месте в Иерусалиме. Позднее наиболее полный перечень христианских святынь, собранных в Константинополе до погрома крестоносцами, был составлен новгородским боярином Добрыней Ядрейковичем.

Самое интересное, что, когда боярин вернулся в Великий Новгород, ему передал в правление свою обитель чудотворец преподобный Варлаам Хутынский. Подобная великая честь Добрыне Ядрейковичу, ставшему впоследствии архиепископом Антонием, была оказана за великую заслугу, подробно описанную в IV Новгородской летописи: «В лето 6719. Тогда же было пришел Добрыня Ядрейкович из Цареграда и привезе с собою Гроб Господень, а сам пострижен на Хутыни у Святого Спаса».

В другой, более поздней летописи XVI века, принятой патриархом Никоном как официальный свод русской истории, также приводится этот удивительный факт: «Новгородцы же с князем своим Мстиславом Мстиславовичем излюбили себе инока Антония, который ходи в Царьград, и принесе с собою изо Царьграда Гроб Господень…»

– Звучит как фантастика!

– Тем не менее. Чтобы немного снять накал сенсационности с летописных строчек, отмечу, что и светскую, и церковную историографию хорошо знают и при этом довольно спокойно относятся к этому факту. Считается, впрочем, что Добрыня привез не саму плиту, а мерную ленточку с обмерами Гроба Господня, являвшуюся в то время самым распространенным «сувениром» из святых мест. Но есть и другое мнение.

Так, митрополит Макарий Булгаков предположил, что Добрыня Ядрейкович действительно привез часть камня Гроба Господня. Но главная сенсация в другом. До наших дней сохранилось изображение миниатюры из Летописного свода с комментарием под ним: «Добрыня везет Гроб Господен из Цареграда». Осмелюсь заметить: везет не обмерную ленту, не камень, а именно Гроб Господень! Вряд ли летописец допустил преувеличение в таком важном вопросе.

– Пропажи не хватились?

– Думаю, хватились. Но распространяться о потере подобной реликвии было невыгодно ни бывшим хранителям, ни последующим. Татарский воевода Нагай пришел на помощь греческому императору Михаилу Палеологу, изгнав крестоносцев из Царьграда. И Византийская империя была на время восстановлена со всеми атрибутами веры. Ну а русские старались не хвастать обладанием такой уникальной реликвией из страха ее потерять.

– А известно, где конкретно находится священный артефакт сегодня?

– Об этом можно только догадываться. В 1211 году архиепископ Антоний (в миру бывший боярин Добрыня) был поставлен на новгородскую кафедру. Спустя века ученые сделали интересные археологические находки, относящиеся ко времени Добрыни-Антония. В соборе Софии Новгородской были обнаружены пять столпов-опор под отсутствующую каменную трапезу (плиту). При этом плита имела размеры 175 на 98 см, то есть в точности соответствовала длине и ширине погребального ложа Спасителя, «лавице», описанной в начале XII века игуменом Даниилом. После разгрома Новгорода Иваном Грозным «лавица», скорее всего, была тайно вывезена в Москву.

В современных описаниях Успенского собора Кремля существует экспонат, именуемый шатром для хранения реликвий. Надпись на шатре гласит: «Божиею милостию по благословению и по повелению великого господина святейшего патриарха кир Филарета… при державе благоверного и благородного христолюбивого великого государя… Михаила Федоровича Всея Руси самодержца… в трое на десятое лето государства… в шестое лето патриаршества Филарета Патриарха Московского и Всея Руси зделанное бысть сия решетка в соборую церковь около Гроба Господня в лето 7133 года (1625 по Р. Х.) месяца сентября 30 дня». Вот еще одно упоминание о Гробе Господнем. Однако шатер пуст. Думаю, информация о реальном местонахождении Гроба Господня перешла со временем в разряд скрытых знаний.

Дмитрий Соколов

Источник