Кубань — наша. 225 лет назад началось историческое переселение казаков

ИсторияСобытия

В 1792 году началось одно из величайших переселений в русской истори – черноморские казаки стали массово прибывать на Кубань с берегов Днестра.

Казаки на горизонте

«В жаркий день 25 августа 1792 года (7 сентября по новому стилю) часовой, ходивший по валу фанагорийской крепости, заметил в мареве моря, со стороны обрывистых берегов Крыма, множество парусов. Время было тревожным, ибо Османская империя, как в те годы называли Турцию, постоянно грозила высадкой десантов в Крыму и Тамани. Поэтому часовой вызвал свистком караульного начальника, который, взбежав на вал, тут же бросился докладывать о неизвестных кораблях местному коменданту. Командир 1 батальона Таврического егерского корпуса премьер-майор Розенберг, лично удостоверившись в подходе целой флотилии парусно-весельных судов, приказал дежурным сигналистам подать сигнал тревоги… Между тем суда, ловя парусами боковой ветер, медленно приближались. С самого большого из них, несущего яхтовое вооружение, вдруг ударила пушка, и на мачту медленно пополз Андреевский флаг… И вот на обрывах Тамани запестрели толпы вооруженных людей в живописных одеждах», — вот так красочно описывал прибытие казаков в Тамань историк Виктор Соловьев. Но, несмотря на изображенный им переполох, на тот момент это было уже давно ожидаемое событие.

Когда-то большая часть современной Кубани принадлежала Крымскому ханству, являвшемуся протекторатом Османской империи. Но в результате череды русско-турецких войн эта территория отошла России. Условия сложились так, что обширные земли стали нашими по манифесту императрицы, который турки вынужденно признали.

«В 1783 году Екатерина присоединила Крым, Тамань и Правобережную Кубань просто росчерком пера, — рассказывает старший научный сотрудник Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника им. Е. Д. Фелицына Борис Фролов. — Начиная с этого времени новую границу держали части регулярной армии. Но это было очень неудобно, поскольку все базы снабжения находились слишком далеко. В то же время военные тактически были не предназначены для выполнения таких функций. Режим охраны границы надо было менять, и тогда появился план военно-казачьей колонизации Кубани».

В 1787 году Османская империя развязала новую войну против России в попытке вернуть утраченные позиции. Она продолжалась до 1791 года, и в итоге турки опять проиграли. Но это подстегнуло процесс заселения Кубани, ведь не было никаких гарантий отсутствия новых угроз в будущем.

К «острову Таману»

Как раз в начале той войны было сформировано Черноморское казачье войско. Его основу составили запорожские казаки, хотя фактически туда набирали людей любого происхождения. Эта сила внесла большой вклад в победу над турками. Уже в 1788 году в ответ на просьбы старшин Екатерина II издала указ об отводе им земель в Керченском куте или на Тамани, но окончательное решение этого вопроса оставила на усмотрение князя Потемкина. А он посчитал, что переселение будет разорительным для еще не оформившегося войска, поэтому отдал им территорию между Бугом и Днестром по берегу Черного моря. Но это место изначально оказалось далеко не лучшим для черноморцев по ряду причин. Земли не хватало, к тому же они чувствовали шаткость своих прав на нее. Поэтому пришедшее после окончания войны и смерти Потемкина повеление готовиться к переселению на Тамань многих обрадовало.

Но сначала войсковая рада направила в Петербург своих посланников, чтобы те получили «добро» государыни на вечное потомственное владение новой землей. Группу казачьих «дипломатов» возглавил войсковой судья Антон Головатый, прозванный так за свой ум и образованность. Его таланты помогли обеспечить полный успех этой миссии. 30 июня 1792 года Екатерина подписала «жалованную грамоту» войску. За усердную и ревностную службу она даровала ему «остров Фанагория, со всей землёй, лежащей на правой стороне Кубани, от устья к Усть-Лабинскому редуту, так, чтобы с одной стороны река Кубань, с другой же Азовское море до Ейского городка служили границей войсковой земли». Императрица понимала, что казаки будут лучше защищать южные рубежи России, считая их своим домом.

Первую партию переселенцев решили отправить тем же летом на гребной флотилии под командованием войскового полковника Саввы Белого. После серьезных приготовлений к «острову Таману» выдвинулись полсотни казацких лодок и яхта. Вместе с ними шла флагманская бригантина «Благовещение» под началом бригадира русского флота Павла Пустошкина.

«Черноморцы отплыли из Очаковского лимана 16 августа и, двигаясь вдоль берегов Крыма, 25 августа благополучно достигли берегов Тамани, — продолжает Борис Фролов. — Наверное, это было очень внушительное зрелище с учётом количества судов. А численность того первого десанта составила 3247 человек. В основном он состоял из одиноких несемейных казаков, поскольку переход к Тамани был серьезным испытанием и для судов, и для их экипажей. Канонерские лодки по своей конструкции не предназначались для плавания в открытом море».

На новых землях

За первой партией переселенцев последовали другие. Основной отряд, состоявший из более чем двух тысяч человек, возглавил герой штурма крепости Измаил, кошевой атаман Захарий Чепега. Под его началом в этом походе были три конных и два пеших пятисотенных полка, обозы семейного казачества и войскового имущества. Весь этот «караван» отправился в путь 2 сентября 1792 года сухопутным путем в обход Азовского моря. Отряд прибыл на кубанскую землю в октябре и остался на зимовку в месте, где позднее возник город Ейск. Весной Чепега двинулся на юг и в мае достиг реки Кубань. А последнюю партию из примерно 5 тысяч черноморцев в 1793 году привел уже Антон Головатый.

«Всего было пять крупных партий переселенцев, хотя казаки также двигались мелкими группами и даже отдельными семьями, — объясняет Борис Фролов. — В общей сложности за два года на новое место перебрались более 12 тысяч черноморцев. Во всяком случае, столько получилось у меня за целый месяц подсчетов. Но вообще сказать точное их количество не может никто, и поэтому называются самые разные цифры, в том числе намного больше».

По словам историка, черноморцам трудно пришлось на новом месте. В первые годы условия жизни на этих диких и неосвоенных землях были настолько суровыми, что многие не выдерживали и сбегали обратно в Малороссию. Большой проблемой являлась высокая смертность. Но, несмотря на все трудности, процесс освоения новых территорий шел своим чередом. Одним из первоочередных шагов стало создание сплошной кордонной линии по реке Кубань, ведь ради охраны новых границ империи казаков и переселяли. Но вскоре черноморцы стали уходить с кордонов вглубь степей, основывая селения и хутора.

Позже войсковое правительство начало организованное расселение по куреням (это была единица административного деления). Путем жеребьевки определили места для 40 куреней, 38 из которых получили прежние запорожские названия. Примечательно, что большинство из них можно найти и на современной карте Краснодарского края. А осенью 1793 на берегу Кубани, близ заложенного еще Суворовым в 1779 году Архангельского редута, казаки основали войсковой град, названный в честь императрицы Екатеринодаром (после революции он стал Краснодаром). Но первоначально это был военный лагерь, потом — крепость и лишь в 1867 году Екатеринодар стал полноценным городом. Именно тогда в нем разрешили селиться людям, не связанным с несением воинской службы.

Но прибывших на Кубань черноморцев было мало для охраны и освоения такой обширной территории. По этой причине впоследствии было организовано еще несколько масштабных переселений казаков из разных мест, в том числе и с Дона. Процесс активного заселения кубанских земель в том или ином виде продолжался с перерывами в течение всего XIX века.

Связь времен

Со времен первых переселенцев сменились многие поколения, и давно нет самого Черноморского казачьего войска, которое еще в XIX веке уступило место Кубанскому. Но и сейчас на дарованных Екатериной землях помнят о событиях двухсотлетней давности. Более того, в чем-то они даже оказывают влияние на современность.

С этих страниц истории «сдули пыль» в девяностые годы, когда началось возрождение казачества на Кубани. Снова объединившиеся в войско потомки переселенцев при поддержке властей и общественности начали активно заниматься восстановлением символов, которые важны для «улучшения» народной памяти. Был воссоздан ряд разрушенных в советский период монументов. После долгих переговоров удалось добиться возвращения регалий Кубанского казачьего войска, вывезенных за границу после революции. Привычным делом на праздниках стали костюмированные сценки с участием Екатерины II и черноморцев, а их прибытие в Тамань начали ежегодно отмечать целым театрализованным действом. Оно проходит на территории выставочного комплекса «Атамань», созданного как раз на месте высадки первой группы переселенцев. Благодаря этому объекту, представляющему собой историческую реконструкцию казачьего поселения образца конца XVIII-начала XX веков, сегодня все желающие могут увидеть и даже пощупать прошлое региона.

Отдельный вопрос — роль возрожденного кубанского казачества в жизни современного общества. Споры на эту тему не прекращаются, но многие факты просто невозможно отрицать. С девяностых годов казаки вносят большой вклад в военно-патриотическое воспитание молодежи и охрану порядка. Многие из них добровольно участвовали в локальных войнах, посчитав своим долгом защитить братьев по крови и вере. Но долгое время проблемой было то, что деятельность казаков не имела под собой серьезной правовой основы. Всё изменилось с принятием в 2005 году федерального закона «О государственной службе российского казачества». Он дал возможность членам казачьих обществ официально приносить пользу стране на многих поприщах: от охраны экологии до борьбы с терроризмом. Одним из самых наглядных результатов стало создание в Краснодарском крае профессиональных казачьих дружин, патрулирующих улицы совместно с полицией. Их члены носят специальную форму, имеют удостоверения и официально получают зарплату. Поначалу дружинников восприняли неоднозначно, но они быстро доказали свою эффективность, и опыт Кубани стали перенимать другие регионы.

Большие надежды местные казаки возлагают на новое поколение, воспитанию которого уделяют огромное внимание. С этой целью в Краснодарском крае открывают профильные кадетские корпуса и классы в обычных школах. А это значит, что у Кубанского казачества точно есть будущее.

Источник