42 покушения на Гитлера

ИсторияСобытия

Почему Сталин отменил убийство фюрера

На самом деле никто точно не знает, сколько именно раз предпринимались попытки убить бесноватого фюрера. По одним данным, таких было 39, по другим – 63. Более-менее в среде историков прижилась цифра 42. Известно одно – убить фюрера пытались десятки раз, и всё неудачно. Гитлера пробовали взорвать, застрелить и даже задушить в результате «голубого» заговора.

Первые попытки убить Гитлера были предприняты ещё в первые месяцы после прихода нацистской партии к власти. В марте 1933 года плотник из Кёнигсберга Курт Луттер планировал устроить взрыв в ходе митинга, на котором должен был выступать только недавно назначенный на должность рейхсканцлера Гитлер. Попытка завершилась неудачей. Нацизм тогда только-только входил в силу, потому судили Луттера не как «национал-предателя», а вполне себе демократически, в связи с чем за недостатком улик оправдали и отпустили на все четыре стороны. Впрочем, больше подобное не повторялось – всего за полгода Гитлер захватил власть, в тюрьмах и концлагерях оказалось свыше 20 тыс. «изменников родины», многим из которых приписывалось желание убить фюрера нации. Из-за неточных сведений по этим делам как раз и возникло разногласие относительно количества покушений.

Чёрт сберёг

В следующий раз убить Гитлера пытались в 1936 году. Студент Гельмут Гирш, еврей, желая отомстить за преследование соплеменников, решил взорвать бомбу рядом с фюрером. Однако план провалился, и Гирша обезглавили на гильо­тине.

В 1938 году во время митинга по случаю 15-летия «пивного путча» Гитлера попытался застрелить студент из Швейцарии Морис Баво. Он уже достал пистолет, когда над площадью разнеслось нацистское приветствие, все подняли руки и загородили Баво обзор. На другой день он пробовал пройти в резиденцию Гитлера, но при обыске у него нашли пистолет. В суде Баво прямо заявил, что хотел совершить убийство, поскольку Гитлер представляет угрозу для человечества.

На следующий год коммунист Георг Эльзер успешно взорвал самодельную бомбу в мюнхенской пивной, где Гитлер поздравлял своих соратников. Погибли 8 нацистов, 60 были ранены, но сам фюрер уцелел – за несколько минут до взрыва он неожиданно вышел из помещения.

После этого Гитлер начал всерь­ёз говорить, что сама судьба хранит его от смерти. Внешне это и правда выглядело так. В марте 1943 года офицеры-заговорщики из Вермахта, понимающие, что сумасшедший вождь ведёт страну к гибели, положили взведённую мину в самолёт с фюрером на борту. Но часовой механизм в полёте замёрз и не сработал. Расстроенный этой неудачей полковник Рудольф фон Герсдорф решил для надёжности подорвать себя вместе с Гитлером, когда тот будет осматривать выставку трофейного вооружения. И вновь за несколько минут до взрыва тот неожиданно уехал. Спустя год, в марте 1943-го, переломить рок попытался другой участник заговора – ординарец генерал-фельдмаршала Буша гауптман Эберхард фон Брайтенбух. Планировалось, что во время совещания с Бушем Брайтенбух разрядит в Гитлера свой пистолет. Однако на совещание его, неизменно сопровождавшего Буша, неожиданно не пустили. Брайтенбух был уверен, что заговор раскрыт и его сейчас арестуют, но этого не произошло – так дьявольское совпадение снова спасло Гитлера.

Неудачным оказалось и самое известное покушение, организованное заговорщиками в июле 1944 года. Из-за того, что кто-то случайно передвинул портфель с миной, пронесённый Клаусом фон Штауф­фенбергом на совещание в гитлеровскую ставку «Вольфшанце», взрывная волна ушла в дубовый стол, отчего фюрер отделался лишь контузией.

Племянница Чехова – агент советской разведки

А что же советская разведка? Неужели мощный аппарат Разведупра РККА и НКВД не разрабатывал операций по ликвидации Гитлера, о чьей скорейшей смерти после начала войны мечтал каждый в стране? Естественно, подобные планы имелись. Всерьёз об убийстве фюрера задумались осенью 1941 года, когда немецкие войска вплотную подошли к Москве. Допуская, что город может не устоять, в центре заминировали все крупные здания, включая Большой театр – предполагалось, что по случаю взятия столицы СССР немцы устроят там торжественный приём с участием Гитлера. Станции управления взрывами тайно разместили на явочных адресах. Любопытно, что часть этих зарядов позже, похоже, забыли – так, ящики со взрывчаткой в подвале бывшей гостиницы «Москва» обнаружили только в 2005 году.

Одновременно готовились диверсионные группы. «В Москве мы создали три независимые друг от друга разведывательные сети, – писал в своей книге «Разведка и Кремль» знаменитый диверсант Павел Судоплатов. – Помимо двух агентурных сетей мы создали ещё одну автономную группу, которая должна была уничтожить Гитлера и его окружение, если бы они появились в Москве. Эта операция была поручена композитору Книпперу и его жене Марине Гариковне».

На первый взгляд выбор странный – разве может композитор стать диверсантом-ликвидатором? На деле же Лев Книппер умело обращался не только с нотами – в своё время успел повоевать в Гражданской на стороне белых, а после стал отчаянным альпинистом. Но главное – его сестрой являлась уехавшая после революции в Германию Ольга Чехова, которую Гитлер называл одной из своих любимых актрис. Планировалось, что она, будучи тайным агентом советской разведки, устроит встречу брата с фюрером, во время которой он даже без оружия сможет того убить.

В итоге Москву удалось удержать и дерзкий план отпал сам собой. Однако про Чехову и её близость к Гитлеру в разведке не забыли.

«У нас существовал план убийства Гитлера, в соответствии с которым Радзивилл (князь Януш Радзивилл – эмигрант, агент НКВД, приятель Геринга. – Ред.) и Ольга Чехова должны были при помощи своих друзей среди немецкой аристократии обеспечить нашим людям доступ к Гитлеру, – вспоминал Судоплатов. – Группа агентов, заброшенных в Германию и находившихся в Берлине в подполье, полностью подчинялась боевику Игорю Миклашевскому, прибывшему в Германию в начале 1942 года».

Боксёр Игорь Миклашевский специально был переброшен в Германию под видом перебежчика. Родство с перешедшим на сторону нацистов актёром Блюменталем-Тамариным обеспечило ему легенду и приязнь со стороны немецких бонз. Осенью 1943 года Миклашевский передал в Москву, что может провести ликвидацию Гитлера и Геринга во время посещения ими спектакля с участием Чеховой. Берия сразу же доложил об этом Сталину. Однако вождь приказал не трогать фюрера. Почему? «Сталин отказался от своего первоначального плана покушения на Гитлера, потому что боялся: как только Гитлер будет устранён, нацистские круги и военные попытаются заключить сепаратный мирный договор с союзниками без участия Советского Союза, – объяснял Судоплатов. – Подобные страхи не были безосновательными. Мы располагали информацией о том, что летом 1942 года представитель Ватикана в Анкаре по инициативе папы Пия XII беседовал с немецким послом Францем фон Папеном, побуждая его использовать своё влияние для подписания сепаратного мира между Великобританией, Соединёнными Штатами и Германией».

В результате Сталин поддержал идею убийства фон Папена. НКВД подготовило покушение, однако оно сорвалось.

Заговор любовников

Наиболее пикантно на фоне попыток ликвидировать Гитлера выглядит другая история, в силу своего сюжета ставшая анекдотом. В 1942 году убить фюрера всерьёз задумал знаменитый поэт, драматург и художник Жан Кокто. С чего вдруг эстету и иконе сюрреализма такое пришло в голову? Оказывается, взыграла личная обида: прежде Кокто восхищался Гитлером, активно прожигая жизнь в компании оккупировавших Париж немецких офицеров, однако дружба закончилась тем, что нацисты прознали про любовь Кокто к мужчинам и крепко его избили. В итоге тот коренным образом пересмотрел свои политические взгляды и стал готовить покушение на фюрера. План был таков: Кокто хорошо знал Арно Брекера – любимого скульптора Гитлера, который периодически заглядывал к тому в мастерскую. Любовником Кокто в то время был юный Жан Маре – будущая звезда французского экрана и предмет восхищения дам. Согласно задумке прекрасно сложенный Маре должен был стать натурщиком для очередной скульптуры Брекера и, когда Гитлер в очередной раз за­едет в мастерскую, наброситься на него и задушить.

Возможно, этот план осуществился бы, однако Кокто, как все творческие люди, был натурой ветреной и очень быстро нашёл для себя новое увлечение.

Источник