«Закон о запрете на воспитание» категорически не соответствует уровню конкретизации, требуемому для уголовно-правовой нормы

ПравоСобытия

Доктора юридических наук Елена Селина выступила с критикой новой редакции ст. 116 УК РФ

3 июля 2016 года в России был принят закон №323-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности», который ввел в отечественное правовое поле ювенальные нормы и уже заслужил у общественности названия «закона о родительских шлепках» и «закона о запрете на родительское воспитание».

С обоснованной юридической критикой закона уже выступили известные правоведы, доктора юридических наук Михаил Кузнецов и Игорь Понкин, подготовившие на него заключение. Как справедливо отмечают эксперты, «ст. 116 УК РФ (в новой ред.) создаёт реальные условия значительных для нарушений прав членов семьи, в том числе вследствие фактической правовой дискриминации членов семьи при совершении деяний, предусмотренных указанной статьёй УК РФ, а также вследствие увеличения возможностей для принятия произвольных незаконных уголовно-процессуальных и иных решений по деяниям, субъективно произвольно подводимым под признаки преступления, предусмотренного этой статьей УК РФ, и для злоупотреблений иных лиц (например, месть соседей в форме оговора или ссора между супругами, повлекшая оговор одного из супругов другим), в результате чего нормативное воздействие указанной нормы УК РФ на сферу семейных отношений наносит вред институту семьи в целом и грубо противоречит декларируемой государственной семейной политике».

Сегодня мы приводим мнение о данном законе доктора юридических наук, профессора кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики Юридического института Российского университета дружбы народов Елены Селиной, опубликованное на сайте «Государство и религия»:

Одним из существенных недостатков правовой конструкции новой редакции ст. 116 УК РФ является употребление в ней категорически не соответствующего уровню конкретизации, требуемому для уголовно-правовой нормы в правовом государстве, признака «в отношении близких лиц».

Анализируемая редакция ст. 116 УК РФ нацелена на структурирование признаков общественной опасности (на границе преступления с административным правонарушением) по критерию мотива деяния. Но признак «в отношении близких лиц», под которым имеется в виду мотив, свойственный в понимании обычных людей «домашнему насилию», недопустимо расплывчато для уголовного права и удобно (opportunité des poursuites) лишь с точки зрения процессуальной формы в системности с понятием «потерпевший». Возникнет путаница с понятием «близкие лица», используемым в УК РФ и в УПК РФ.

Примечание статьи 116 УК РФ посвящено разъяснению понятия «близкие лица», которое само содержит понятия, требующие разъяснения. Термин «общее хозяйство» в СК РФ отсутствует, как и понятие «свойство».

Толковый словарь С. И. Ожегова гласит: «Хозяйство – Хозяйство, -а, средний род. 1. То же, что экономика (в 1 знач.). Натуральное, крепостническое хозяйство Рыночное хозяйство. 2. Производство, экономика (во 2 знач.). Народное хозяйство страны. Мировое хозяйство. Сельское хозяйство. 3. Оборудование какого-нибудь производства. Фабричное хозяйство. 4. Совокупность предметов, всего того, что необходимо в быту. Обзавестись хозяйством. 5. Производственная единица, преимущественно сельскохозяйственная. Крестьянское хозяйство. Фермерское хозяйство. Крупное хозяйство. 6. Работы по дому, по устройству быта, домашней жизни семьи. Вести хозяйство Домашнее хозяйство. Хлопотать по хозяйству».

«Свойство – отношение между людьми, возникающее из брачного союза одного из родственников. (Отношения между супругом и кровными родственниками другого супруга, а также между родственниками супругов)».

«Родственник – человек, который находится в родстве с кем-нибудь Дальний, близкий родственник. Родственник со стороны отца».

Уголовно-политическое значение новой редакции ст. 116 УК РФ определяется тем, что в сравнении с прежней редакцией (в силу неопределенности понятия «в отношении близких лиц» сравниваются ч. 1 ст. 116 УК РФ в предыдущей редакции и статья 116 УК РФ в ред., установленной ФЗ № 323, в части, предусматривающей квалификацию деяния по признаку «в отношении близких лиц»), санкция данной нормы усилена вплоть до введения нового вида наказания – лишения свободы (на срок до двух лет). Обвинение в совершении названного деяния из категории частного переведено в категорию частно-публичного (ч. 3 ст. 20 УПК РФ).

Источник

Berita Teknologi Cyber Security https://teknonebula.info/ Tekno Nebula