Побег к смерти

ПравоСобытия

Членов банды ГТА расстреляли специально?

1 августа 2017 года войдёт в криминальную историю России как день, когда произошла попытка не только самого массового, но и самого загадочного побега особо опасных преступников. В Московском областном суде пятеро членов банды ГТА разоружили конвой и напали на конвоиров. После этого трое из подсудимых погибли в перестрелке, остальные были задержаны. Как могло произойти, что особо опасные преступники едва не сбежали? Оказывается, в этой истории не всё так однозначно.

Так называемая банда ГТА действовала с весны 2012 года. Преступники в основном совершали нападения на автомобилистов. Они выкладывали на трассу шипы, а сами поджидали в засаде у дороги. Машина с пробитыми колёсами останавливалась, после чего притаившиеся у трассы бандиты расстреливали водителя и пассажиров. Затем они обыскивали убитых и автомобиль, забирали всё, что находили. Главарём банды был уроженец города Ош Ибайдулло Субханов, который, как утверждается, в 2011 году был завербован радикальными исламистами, после чего отправился на войну в Сирию, где вступил в запрещённую в России террористическую организацию ИГ. Вернувшись в Россию, он познакомился с уроженцем Таджикистана, который также воевал в исламской радикальной организации «Хизб ут-Тахрир».

Задержать преступников удалось 6 ноября 2014 года. Во время задержания главарь банды Субханов, оказавший сопротивление полиции, был убит. Остальным членам банды в вину вменялось совершение преступлений, предусмотренных статьями «бандитизм», «убийство», «разбой», «незаконный оборот оружия», «незаконное изготовление оружия». В целом подсудимым однозначно грозило пожизненное заключение.

Что же произошло 1 августа в Московском областном суде? Как особо опасным преступникам, которых, по идее, должны были строжайшим образом охранять, удалось разоружить конвой и устроить побоище?

«Все инструкции конвоирования были нарушены»

Адвокат по гражданским делам Любовь Гончарова в тот день находилась в Московском областном суде. Вот что она рассказывает: «Я обратила внимание, что подсудимых заводили в лифт всего два конвоира вместо троих, причём один из них – женщина. Наручники у преступников были застёгнуты спереди, от них легко было избавиться, высвободить руки. Кстати, когда начали разбираться в произошедшем, у одного из бандитов нашли заточку. То есть они готовились к побегу!»

Журналист Андрей Карев добавляет: «Когда я ходил на процесс по банде ГТА, то недоумевал, почему для доставки в зал суда девяти обвиняемых выделяли всего двух-трёх конвоиров плюс в зале сидел всего один пристав. На других делах, где присутствует единственный подсудимый, часто присутствовали спецконвой, спецподразделение судебных приставов и много автоматчиков в масках».

Понятно, что совершить побег при таких обстоятельствах было несложно. Вот и генерал-лейтенант полиции, генерал-майор ФСБ в отставке Александр Михайлов отмечает: «В здании на Лубянке, где я много лет проработал, конвоируемых пристёгивали к перилам и поручням, в которых для этого были специальные отверстия. Лестницы, если они имели пролёты, были покрыты специальными плотными сетками, чтобы конвоируемый не мог броситься вниз и покончить с собой либо сбросить конвоира. То, что происходило в Мособлсуде, – цирк шапито какой-то. Система конвоирования имеет ряд чётких инструкций, невыполнение которых равносильно должностному преступлению. Я впервые вижу, чтобы особо опасных преступников перевозили на лифте при двух конвоирах. Все действия сотрудников полиции при доставке чётко прописаны, вплоть до того, кто и где должен стоять. Подсудимые или подозреваемые, проходящие по одному и тому же делу, не должны содержаться в одном конвойном помещении, будь оно хоть лифтом, хоть вертолётом. ОПГ – очень тяжёлая статья, подсудимые должны перевозиться только по одному, доставляться в зал тоже по одному, строго с двумя вооружёнными полицейскими и обязательно в тщательно застёгнутых наручниках. Некоторые мои коллеги уже заговорили о возможном предательстве среди организаторов конвоя. Думаю, в этом досконально должны разобраться компетентные органы. Всё произошедшее, на мой взгляд, не случайность». Так или иначе, по поручению прокурора Московской области Алексея Захарова уже проверяется соблюдение действующего законодательства при конвоировании подсудимых.

Кстати, произошедшей перестрелке в Мособлсуде предшествовало ещё одно обстоятельство, которое заставляет задуматься. Так, перед заседанием, назначенным на 1 августа, суд объявлял двухнедельный перерыв. Дело в том, что в процесс вошёл новый адвокат, попросивший время на ознакомление с материалами уголовного дела. Не в это ли время преступники обдумали план побега?

Не случайные совпадения

Как известно, застрелили беглецов сотрудники Росгвардии, которые, согласно официальным сообщениям, в это время присутствовали в суде на другом процессе. То, что вооружённые гвардейцы оказались в нужное время в нужном месте, безусловно, большое везение. Однако… Наш источник в МВД, пожелавший остаться неназванным, не исключил следующий вариант. Что, если побег подсудимых специально спровоцировали, чтобы таким образом ликвидировать преступников, связанных с запрещённым в России ИГ? Ведь есть опасность, что, попав в тюрьму, они могли бы попытаться организовать там исламистские сообщества… «Дело в том, что второстепенные члены банды, как правило, попадают в обычные колонии, – говорит Александр Михайлов. – Там они создают так называемые исламистские, «зелёные» сообщества. А экстремистские идеи среди заключённых – это очень опасно. С какими намерениями такой человек выйдет на свободу? Вообще, в лагерях сейчас всё активнее разрастается новая категория заключённых – так называемые зелёные. Они не признают законов преступного мира, но и не сотрудничают с администрацией. Опасность здесь в том, что исламисты привлекают в свои ряды обычных заключённых – киргизов, узбеков, таджиков, которые сидят за кражи и грабежи. Их обрабатывают, внушают им исламистские идеи, чтобы после освобождения те поехали воевать, например, в Сирию. Так что такие потенциальные пропагандисты экстремизма – это серьёзная проблема».

Впрочем, в Росгвардии уже прокомментировали: дескать, если бы бандитов нужно было ликвидировать, нашлись бы куда более простые методы.

Как бы то ни было, всё произошедшее 1 августа в Мособлсуде оставляет вопросы к МВД, которому подчинялись конвоиры и ФСИН – бандиты содержались в подведомственном ему СИЗО. Давно известно, что в конвойной службе не хватает сотрудников. Именно это – основная причина проблем с доставкой арестантов в суд. Однако конвойный полк никогда не экономил на сотрудниках, когда речь шла о громких делах, транслируемых телеканалами. Вспомните недавний суд над Сергеем Полонским. «Посмотрите: на меня надели наручники, приставили чуть ли не отряд конвоиров и собаку, как будто я маньяк или убийца!» – кричал на суде обвиняемый в мошенничестве бизнесмен, которого суд, кстати, освободил. Не странно ли это: одного предпринимателя вели с десяток конвоиров, да ещё с овчаркой, а пятерых предполагаемых серийных убийц – всего двое? Если предположить, что ответственный за конвоирование членов ОПГ допустил нарушение инструкции, почему никто из присутствующих на процессе не обратил на это внимание?

Попытка массового побега из Мособлсуда особо опасных преступников 1 августа – факт, нуждающийся в тщательном расследовании и осмыслении. Однако то обстоятельство, что конвойная служба и ФСИН выполняют свои обязанности всё более халатно, – факт очевидный.

Александр МИХАЙЛОВ, генерал-лейтенант полиции, генерал-майор ФСБ в отставке:

– Я не исключаю сразу несколько версий произошедшего. Побег пытались совершить члены ОПГ, которые с особой жестокостью убивали людей на дорогах. Возможно, и в этом случае они шли на дерзкое преступление, действуя на авось. Готовились ли они к преступлению? Помогал ли им в этом кто-то? Не знаю. Но почему до сих пор не возбуждено уголовное дело по организаторам этапирования – вот это большой вопрос. Кто-то проверял камеры преступников за две недели перерыва между заседаниями? Проводились ли за это время личный досмотр, обыск подсудимых? Все эти вопросы к ФСИН, которая на самом деле своих прямых обязанностей не выполнила. Что касается действий Росгвардии, оказавшейся в нужное время в нужном месте, я не исключаю, что это было просто приведение в исполнение запрещённой у нас смертной казни. Бандитов, убивших 17 человек, расстреляли при попытке к бегству.

Источник