Торговать в подземке стало невыгодно

ПравоСобытия

Московский метрополитен нарушил права малого и среднего бизнеса, установив неподъемные условия для участия в аукционах на право торговли в подземных переходах

Реформа подземной торговли в Москве, похоже, стала очередной неудачей столичного правительства. Большинство мелких предпринимателей лишилось своего бизнеса, а москвичи потеряли возможность быстро и дешево купить самые необходимые товары.

С Алевтиной Афиногеловой мы познакомились еще два с лишним года назад, когда реформа только начиналась. На тот момент у нее было 5 киосков в подземных переходах метро. Пряжа, нитки, пуговицы и прочая дамская мелочь, за которой женщины обычно не ездят в супермаркет, а покупают по дороге между работой и домой, расхватывались на ура.

В тот момент, когда состоялся наш разговор, Алевтина получила предписание бизнес закрыть, поэтому распродавала товар с большими скидками.

Сегодня в том переходе на «Савеловской» уже никто не торгует, а вдоль стен стоят строительные конструкции – начатый несколько лет назад ремонт так и не окончен. Потерявшая бизнес женщина пытается продавать свои нитки на одном из рынков, но, похоже, без особого успеха. «Надо искать новое занятие», – вздыхает она.

Киоски исчезли из большинства переходов. В проходном и людном центре можно увидеть точки, продающие одежду и бытовую мелочь. Правда, цены здесь выше, чем были до реформы, а ассортимент беднее. Обещанной чиновниками роскоши – новых торговых павильонов и россыпи необходимых товаров – не наблюдается. Сегодня можно насчитать всего 500 торговых точек, что почти в три раза меньше, чем сдавалось до реформы.

ПУСТОТА ВМЕСТО БОЙКОЙ ТОРГОВЛИ

То, что время наводить порядок в подземных переходах пришло давно, говорили и сами предприниматели. Когда-то они арендовали землю у Московского метрополитена и предприятия «Гормост», которому принадлежит вся не связанная с метро подземка.

Со временем киоски стали сдавать в субаренду – она давала в 7-10 раз больше прибыли. К началу двухтысячных почти половину торговых площадей в метро контролировали всего три компании, а это было невыгодно ни метрополитену, ни бизнесу. Команда Сергея Собянина попыталась навести порядок с помощью арендных ставок. К 2014 г. они выросли в 6 раз по сравнению с 2012 г.

«Этот первый удар пришелся по нам, продавцам. С нас требовали немыслимые деньги, к тому же мы должны были оплачивать то противопожарную безопасность, то уборщиков из клининговых компаний, которых нанимали чиновники, а не мы. Повышать цены до бесконечности мы тоже не могли, работали на грани рентабельности», – вспоминает Афиногелова.

В 2015 г. старые киоски было решено снести, а на их месте поставить новые. Презентация конструкций прошла пышно: журналистам показали светлые и теплые павильоны, где можно разместить раза в 2 больше продукции, чем в прежних каморках.

Иван Воропаев – тоже индивидуальный предприниматель. Когда-то он держал 20 киосков. Сегодня осталось только 3. «Мы попытались обосноваться около дальних станций метро, что только открываются, но оказалось невыгодно. Несмотря на то что там спальные районы, трафик небольшой, покупателей мало», – говорит мужчина.

Он вспоминает, как проходили электронные конкурсы на новые места, и рассказывает, почему большинство продавцов вынуждено было уйти из подземки.

«Я подал заявку на конкурс, но очень быстро понял, что делать мне здесь уже нечего. Дело в том, что точки на торги выставлялись целыми лотами, приобрести которые могли только крупные компании, имеющие хороший капитал. Мелким предпринимателям не стоило туда даже приходить», – считает Воропаев.

А их было большинство, именно эти люди обеспечивали москвичей дешевыми товарами в киосках и магазинчиках. Условия, созданные департаментом Москвы по конкурентной политике, не оставили им ни единого шанса.

«Раньше как делалось? Предприниматель заключал договор субаренды и сразу привозил товар. Все проблемы по общению с чиновниками, оформлению документов брали на себя основные арендаторы. Сейчас все усложнилось. Субаренда теперь запрещена. Хочешь работать в переходе? Впрягайся в историю с электронными торгами и большими проблемами, с ними связанными. Кому это надо при минимальных прибылях? Поэтому мелкий и средний бизнес ушел из переходов на рынки», – объясняет наш собеседник.

ПОДЗЕМКА НЕ ДЛЯ БЕДНЫХ

Для того чтобы сегодня победить в конкурсе, надо иметь огромные деньги. Известно, что самый крупный лот из 150 точек на 17 станциях метро выиграл предприниматель, который заплатит метрополитену больше 500 млн рублей за 5 лет.

Между тем за последний год стало ясно, что даже крупные компании не выдерживают финансового бремени. В 2015 г., когда конкурсы только начинались, многие бросились скупать места, рассчитывая на будущие прибыли.

Например, на павильон 8 кв. метров на станции метро «Марксистская» претендовало около 100 заявителей, и он был отдан в аренду за 800 тыс. рублей в месяц.

Сегодня на этой станции продажи еле теплятся. Да, здесь огромный людской поток, и толпы народа, отправляясь в подземку, так или иначе останавливаются около стеклянных витрин. Мы наблюдали за ситуацией вокруг киосков, которых осталось совсем немного, около часа. В павильончике с одеждой за все это время были проданы 3 пижамы и пара блузок. Чуть лучше продавалась косметика – 6 покупательниц приобрели какую-то мелочь. Еще бы, в соседнем магазине на улице все то же самое, но куда дешевле. Вероятно, прибыли даже на этой «козырной» точке небольшие. Разорвать договор на эти точки торговцы не могут, иначе их ждут штрафные санкции.

«Место в пешеходном переходе оказалось непроходным, точка работала в минус, и мы ее вернули. При этом оставили в казне внесенный залог. Это было выгоднее, чем пять лет содержать убыточный киоск», – рассказывает Дмитрий Изюмников, гендиректор одной из компаний, которая тоже вошла в этот бизнес.

Провал реформы признали и в Мосгордуме. «На самом деле мы не ушли никуда от 90-х годов, только теперь киоски «более симпатичные», – сказал депутат Александр Семенников.

Это мнение поддержало и столичное управление Федеральной антимонопольной службы, в январе 2017 г. оно пришло к выводу, что Московский метрополитен нарушил права малого и среднего бизнеса, установив неподъемные условия для участия в аукционах на право торговли в подземных переходах. Но с тех пор прошел без малого год, а в жизни бизнесменов из переходов так ничего и не изменилось.

Наталья Пуртова.

Фото И. Стомахина.

Источник

Berita Teknologi Cyber Security https://teknonebula.info/ Tekno Nebula