По Закону Божиему… Или по «понятиям»?

ПравоСобытия

О судьбе иконы – Надымской Царственной казачьей Чудотворной…

Журналистское расследование

Вообще-то, у меня огромный журналистский опыт. Достаточно сказать, что по окончании университета пришел в региональную ж/д-газету «Волжская магисталь» аж… в 1983 году. И представьте: впервые материал идет столь тяжело!

Уж и эдакий заголовок придумаю, и другим образом начну… Не-ет, не то! Все переиначу, с другой стороны посмотрю – вновь не нравится… Более того: и писать-то материал на заданную тему не хочется! Душа опасается!

Тема, однако, существует. Решать по ней, следовательно, предать огласке – крайне важно! Поскольку, если промолчу, дабы себя, «любимого», от треволнений оградить – совесть замучает! Да и не обо мне речь, есть «субъекты»-«объекты» куда как важнее… В общем, пишу. Молчать – да поймут меня друзья и соратники верно – просто невозможно!

НЕКОГДА Надымский атаман Сергей Кришталь, ныне казачий генерал, с единодушного мнения казачьего своего круга и при вспоможении единоверцев меценатов-спонсоров заказал икону Царя-мученика Николая II. Как сообщали СМИ со слов Сергея Николаевича, это: «Образ Государя в Императорской короне и мантии на золоченом и серебряном фоне, в окружении образов Российских святых…».

Икона двусторонняя. Вот она: (см. рис)

И получился образ самый большой по размерам, если брать все, посвященные Царю-страстотерпцу: 1 метр 75 сантиметров в ширину и 2 метра 10 сантиметров в высоту! Общий вес с конструкцией, на которую ее для переноса устанавливают, – это около 250 кг.

Но дело, разумеется, не в размерах. Дело в том, что получился образ ПРЕКРАСЕН и ЧУДОТВОРЕН!

Первоначально икона именовалась «Надымская Царственная казачья…», затем, с явлением ею чудес, в название вошло уточнение – «Надымская Царственная казачья Чудотворная…». Со временем в икону были вложены частицы мощей св. великомученика и целителя Пантелеимона и св. преподобного Иосифа Волоцкого, противостоявшего ереси жидовствующих. Святому образу сопутствовали иконы святых преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского, цесаревича-мученика Алексия, написанных также по заказу надымских казаков.… Икона – и это реально! – мироточит, исцеляет. Что публично и во многочисленных СМИ зафиксировано. В чем воочию могли убедиться, без преувеличения, МИЛЛИОНЫ православных верующих по всей России и Зарубежья, где икона побывала!

В сопровождении и под охраной казачьего конвоя во главе с атаманом Сергеем Кришталем образ прошел Крестными ходами более ПОЛУМИЛЛИОНА(!) километров. По территории современной России, местам пребывания Царской семьи. Неоднократно бывал в Украине, Белоруссии. Другие адреса – зона грузино-абхазского конфликта, Румыния, Сербия… Списки с иконы (литографии) совершили воздушный перелет с военного аэродрома «Чкаловский» (Подмосковье) самолетом Минобороны России на российский Дальний Восток, морской кругосветный переход на учебном парусном судне «Паллада». Списки – чудотворные тоже.

Образ посетил храмы и монастыри Москвы, Санкт-Петербурга, Брестской и Воронежской, Борисоглебской и Вятской, Слободской и Екатеринодарской, Кубанской и Липецкой, Елецкой и Курской, Рыльской и Минской, Слуцкой и Могилевской, Мстиславской и Новогрудской, Одесской, Измаильской, Омской, Тарской, Псковской, Великолукской, Читинской, Краснокаменской епархий Русской Православной Церкви, ее Архангельской, Донской, Екатеринбургской, Нижегородской, Приамурской, Приморской, Тульской, Ярославской митрополий…

В принципе, Сергей Кришталь совершил и каждодневно совершает подвиг! Подвиг Православный! И каждодневно нам, православным, надо бы молиться на сподвигнутый им и российским казачеством Царский образ, а также за здравие, благополучие казачьего атамана Сергея Кришталя со товарищи!

Об этом, о самом образе Царя-страстотерпца и непростой и яркой судьбе казачьего атамана Сергея Кришталя, моего давнего друга, с кем не раз бывал на многотрудном его пути, я подробно в апреле 2014 года рассказал в очерке «Крестный путь Сергея Кришталя». Очерк прозвучал широко, был напечатан многими российскими и зарубежными интернет-порталами, печатными СМИ.

Что же случилось далее… Зачем, на весь Православный мiр прославив Царский образ от щедрой души казаков и – в некоем роде, куда деваться? – Сергея Николаевича Кришталя, теперь вдруг честной народ «напрягаю»?!

ИКОНА БЫЛА ОСВЯЩЕНА известным архимандритом Германом (Чесноковым) 17 июля 2003 года, на 85-летие гибели Царственных мучеников. В стенах Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, на Подворье храма Святых Петра и Павла.

Образ был не только освящен, но и написан в стенах древнейшего и знаменитейшего православного монастыря по молитвам и пастырскому наставлению архимандрита Германа. При этом, все-таки уточняю, ПО ИНИЦИАТИВЕ, ПОЧИНУ надымских казаков, казачьего атамана Сергея Кришталя. Чуть позже, 8 октября 2003 года, на День памяти Сергия Радонежского, Сергей Николаевич получит личное Высочайшее благословение приснопамятного Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на сопровождение образа с Крестными ходами по России, странам Зарубежья.

А теперь выписки из решения Арбитражного суда Московской области, заседавшего 30 января 2017 года (резолютивная часть).

«…10 ноября 2014 года Икона была передана на реставрацию в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. При этом предполагалось, что реставрация иконы будет завершена в течение двух месяцев с даты ее передачи. Факт передачи Иконы на реставрацию подтверждается представленным в материалы дела актом передачи… и по существу ответчиком не оспаривается… Не оспаривает ответчик и тот факт, что Икона на момент рассмотрения дела находится в его фактическом владении».

Так, с большой буквы в решении суда и пишется – «Икона». Что за икона? Неужто… Да, читатель, речь именно о Надымской Царственной казачьей Чудотворной!

У кого же «в его фактическом владении» с ноября 2014 г. образ находится? Кто по суду истец? И кто ответчик?

В судебном заседании рассматривалось дело «об истребовании имущества», то есть«Иконы», «по исковому заявлению Региональной общественной организации «Надымский казачий округ»…». И… к кому бы, вы думали? «…к Православной религиозной организации Старопигиальный мужской монастырь Свято-Троицкой Сергиева Лавра Русской православной церкви»!

Другими словами, Надымский казачий округ в лице его руководителя атамана Сергея Кришталя СУДИТСЯ за чудотворный образ Царя-страстотерпца, который, по мнению атамана, незаконно отнят у него, и не с кем-нибудь, а с незыблемой православной нашей святыней – Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой!

Ситуация, однако…

«Обосновывая право собственности на истребуемую Икону, – читаем далее в решении суда, – истец указал, что последняя была безвозмездно изготовлена по заказу истца (в лице Кришталя С.Н.) художником-иконописцем Свято-Троицкой Сергиевой Лавры А.И. Родиковым и в дальнейшем передана во владение истцу. При этом материальный носитель (доска для иконописи) была предоставлена А.И. Родикову истцом. Указанные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами и по существу не оспариваются ответчиком».

Но ответчик – Свято-Троицкая Сергиевая Лавра. Почему же ссылки в решении суда чаще всего на иконописца А.И. Родикова, от лица Лавры в 2003 году исполнившего заказ казаков? Иконописца, его имя все время «склоняют» в судебных инстанциях!

Чтобы яснее понять сей казус, процитирую еще один судебный документ, из многочисленных, скопившихся в моем архиве:

«В материалы дела представлен договор пожертвования от 05 января 2015 года, заключенный между Родиковым Александром Ивановичем и Православной религиозной организацией Ставропигиальный мужской монастырь Свято-Троицкая Сергиева Лавра Русской Православной Церкви, согласно которому Родиков А.И. безвозмездно передает Лавре в собственность икону “Надымская Царственная казачья Чудотворная икона Святого Царя Николая”… Согласно акту от 05 января 2015 года, жертвователь (Родиков А.И.) передал, а одаряемый (Лавра) принял… Акт подписан обеими сторонами и заверен печатью Лавры».

«Сыр-бор» на заседании Арбитражного суда Московской области, состоявшегося 30 января 2017 года, был, таким образом, о том, что не Надымский казачий округ в лице атамана С.Н. Кришталя владелец «Иконы», но Свято-Троицкая Сергиевая Лавра в лице иконописца А.И. Родикова (ежели он ее Лавре от чистого сердца взял, да и… «подарил»!).

ПОДЫТОЖИМ. ИНАЧЕ – голова кругом!

Значит, 17 июля 2003 года, на 85-летие гибели Царственных мучеников,архимандритом Германом (Чесноковым), служителем Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, в стенах же Лавры была освещена Надымская Царственная казачья икона, позже получившая в названии уточнение – «Чудотворная». По заказу надымских казаков была она написана опять-таки в стенах Лавры иконописцем А.И. Родиковым по благословению все того же архимандрита Германа (Чеснокова). А как иначе? ТОЛЬКО по благословению.

В том же далеком 2003 году Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил надымского атамана Сергея Кришталя на сопровождение великолепного этого образа с Крестными ходами по России и Зарубежью. С благословения Патриарха атаман Кришталь и начал свой беспримерный поход!

Факты сии непреложны! И сам я об этом писал, и существует к сему дню обширная литература, куча публикаций во множестве печатных и электронных СМИ. Никто их, эти факты, даже «противная сторона» в суде, собственно, не оспаривает.

Ходил по миру Сережа Кришталь с Царской иконой и Крестными ходами, более десятка лет ходил! И более ПОЛУМИЛЛИОНА километров по всему Православному мiру исходил-изъездил! Да вот беда: любой казачий поход – это всегда лишения, травмы-ранения. То же и с иконой…

Где-то не так поставили, где-то – не так подняли… За ветку зацепили… Дождь, опять же. Снежный разнос. В аварии на автомобиле, специально оборудованном под транспортировку Царской иконы, Сергей Николаевич с иконой попадал не раз, а однажды… Звонит, помню, по «мобильнику» прямо с трассы: «Сергий (атаман меня так зовет – Авт.), я… это… пе-ре-вер-ну-у-у-лся-а…»… Ка-аш-мар! Но – «жив, курилка»!

И самому Сергею требуется иной раз «подлататься» в больнице, и Ей, любимой им Чудотворной… В связи с чем «10 ноября 2014 года Икона была передана на реставрацию в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру… Факт передачи Иконы на реставрацию подтверждается… актом». Реставрировать должен был иконописец А.И. Родиков – кому же еще, ежели он, уважаемый, и есть ее незабвенный и бесспорный автор! И не забесплатно, конечно, – Сергей Кришталь средства на реставрацию изыскал.

Икону Кришталю не вернули. Месяцами, годами мыкался, пытаясь святыню казакам возвратить… Пока в гражданском порядке не подал иск в арбитражный суд. Получается, что в суд подал на самою Лавру! Иконописец Родиков икону Лавре в 2015 году «подарил», хотя сдал работу по заказу казаков еще в 2003 году!

Каково это – с Лаврой судиться?

В арбитражный суд 30 января 2017 года никто из «первых лиц» от ответчика не явился. Лавру и живописца представляла адвокат.

Была эта дама молода, напориста и… в джинсах!

Ее аргументы (вновь из решения суда): «Оспаривая право собственности истца на истребуемое имущество, ответчик указывает, что исключительное право на нее принадлежат Родикову А.И., являющемуся ее автором». Ответчик упирал на так называемое «авторское право». Кто написал икону? Родиков! Кому, следовательно, икона принадлежит? Родикову! Вернее, Лавре, поскольку ранее Родиков ее Лавре «подарил»…

Но что же тогда принадлежит казакам и атаману-представителю Сергею Кришталю? Оказывается (в материалах дела фигурирует такой «термин» – даже стыдно сказать!) – всего лишь… «доска». Да-да, ДОСКА! Это тот отборный древесный материал, что казаки в свое время тщательно подбирали, по нему заказывали для основы написания образа Царя-страстотерпца!

В светском гражданском судопроизводстве априори и, в общем-то, правильно отсутствуют такие основополагающие для православного верующего смыслы-«термины», как «служение», «пастырское благословение», «архимандрит», «Патриарх», «монастырский устав», «иконописец», «послушание» и прочая, прочая… Сергей Кришталь – юрист по образованию, а потому, сам себя и собратьев-казаков в суде представляя (да и нет средств на дорогостоящих адвокатов!), безусловно, подобными «терминами» оперировать не мог. Позиции Кришталя в суде сия данность, разумеется, ослабляла.

Но как, позвольте спросить, объяснить судье: «Ваша Честь! В такой «религиозной организации», как Свято-Троицкая Сергиевая Лавра, «муха без ведома не проскочит» – настолько и дисциплина, и субординация суровы! Посерьезней, чем в армии будет!». Засмеют в суде, елы-палы…

Как растолковать правоохранителю, что на икону пошла не только пресловутая «доска» (мне вновь неприятно это слово, поежился – в отношении-то Чудотворной!..), но сусальное золото, другие необходимые и не менее дешевые по деньгам материалы, которые Сергей Кришталь, их неустанно изыскивая и передавая иконописцу, документально не оформлял. В монастырях, представьте себе, есть еще один СТРАННЫЙ для многих на сегодня, но непреходящий «термин», как «братство». И что – у брата каждый раз брать расписку?!

Как, наконец, понять светскому судие, что есть кем-то когда-то нечто ПИСАНОЕ. И что это нечто не вечно! И есть… ПИСАНИЕ!

Не знаю, верующая ли наша судья, ведшая заседание арбитражного суда в Москве 30 января 2017 года… Нельзя в процессе к судье лично подходить, что-то выяснять, уточнять, на чем-то настаивать. Могут и «коррупционную часть» приписать… Не дай, Бог! Но я на суде в качестве доверенного лица Сергея Кришталя и эксперта присутствовал. Друга, как полагается, поддержал. И, насколько Господь сподобил, «выступил»… Однако обратила судья внимание исключительно на светские аспекты дела.

Например, на то (еще одна цитата из решения суда), что «переход права собственности на материальный носитель к истцу (о, Господи! Опять!«Материальный носитель» – это Царский образ! – Авт.) косвенно свидетельствует выполненная на лицевой стороне Иконы надпись: «Божьим велением Надымская Царственная казачья Чудотворная икона явлена в храме Святых Петра и Павла до Воскрешения Православного и Самодержавного царства Русского», на оборотной стороне иконы надпись: «по заказу атамана Надымского казачьего округа полковника Кришталь С.Н. (выделено мною – Авт.)». Кто наносил на Чудотворную икону эти надписи? Понятно, что иконописец. С чьего благословения? Также понятно.

Судья много уточняла насчет авторского права – вновь в светском понимании.

В частности, она указала (цитата): «Суд обращает внимание, что предметом настоящего спора является истребование материального носителя, на котором выполнена Икона, а не защита исключительного права на Икону как объект авторского права, установление принадлежности которого не входит в предмет доказывания по настоящему спору».

В итоге (из решения суда):

«Иск удовлетворить.

Истребовать из чужого незаконного владения Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Надымскую Царственную казачью Чудотворную икону Святого Царя Николая…

Обязать Свято-Троицкую Сергиеву Лавру передать Региональной общественной организации «Надымский казачий округ» Царственную казачью Чудотворную икону Святого Царя Николая…

Взыскать со Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в пользу Региональной общественной организации «Надымский казачий округ» расходы по уплате государственной пошлины по иску в размере 6 000 руб.

Решение может быть обжаловано…

Судья А.С. Сергеева»

Здесь нужно пояснить, что суд продолжался долго. Вернее, не сам суд, а вся эта процедура.

Мы вовремя, за полчаса в суд приехали, но судья все не звала и не звала. Час проходит, другой… Истомились в коридоре, нервы – на пределе. Видимо, загруженность судей. Понимаем… В зал судебных заседаний вошли стройный рядом, хотя и немного нас было. Во главе, конечно же, – генерал Кришталь.

Судебное заседание прошло четко, выверено. Никаких эксцессов, да мы бы и не допустили. Судья много и дотошно расспрашивала. Потом нас попросили выйти, чтобы суд принял решение. Опять – часовое ожидание. И, наконец, – решение!

Мы, честно говоря… не ожидали! Ждали какого-либо подвоха… И – начали обниматься! А потом вдруг подсчитали…

Нас в зале судебного заседания было ТРИ Сергея (Кришталь, я и еще один друг). А фамилия судьи? Сергеева! А Лавра, с которой «судились»? Сергиева! «Сергиевых», короче, подавляющее на суде было большинство! А я еще добавил, что именно в честь Сергия Радонежского в свое время моя бабушка – церковная староста, при повсеместном «отсутствии» по советской округе храмов и батюшек, лично меня грудничком крестила. В июле это было, как раз на Сергия Радонежского (а я в июне родился)… Промысел, никак иначе!

Радоваться было рано.

ЧТОБЫ НЕ МУЧИТЬ цитатами читателя, пропускаю некоторые судебные решения и инстанции, перехожу к главному. А именно: к ПОСТАНОВЛЕНИЮ Арбитражного суда Московского округа (август 2017 г., дело № А41-54144/16) «в составе: председательствующего – судьи Нечаева С.В., судей Денисовой Н.Д., Петровой Е.А.».

«Решением арбитражного суда Московской области… исковые требования Региональной общественной организации “Надымский казачий округ” удовлетворены. Из чужого незаконного владения Свято-Троицкой Сергеевой Лавры истребована икона. Свято-Троицкая Сергиева Лавра обязана судом передать икону Региональной общественной организации.

Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 18 мая 2017 года решение отменено, в удовлетворении иска отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление и оставить в силе решение суда первой инстанции…

Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 18 мая 2017 года… оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения».

Если коротко, то:

«Лавра» в качестве ответчика подала на решение суда первой инстанции жалобу;

– которая была удовлетворена. Жалобу уже истца и в следующую инстанцию суд отклонил;

– все ж таки «Родиков А.И.» «правообладатель», как в конечном итоге и установил суд. Ему, иконописцу, «Икона» принадлежит, и точка!

Я намеренно не привожу в подробностях «контраргументы» данного и предыдущего, майского судов, рассматривавших жалобы сторон, не указываю каких-то других деталей, нюансов. В ином случае запутаемся мы в правовых хитросплетениях. Укажу лишь на очередной судебный казус: ни ответчика, ни истца, ни их представителей на судебном заседании в августе не было. Потому что:

«…от Региональной общественной организации “Надымский казачий округ” – не явился, извещен,

от Православной религиозной организации Ставропигиального мужского монастыря Свято-Троицкой Сергиевой Лавры – не явился, извещен».

То, что Лавру никого, даже адвокат, пусть и в джинсах, не представил – пусть адвокат перед Лаврой и отчитывается. Отчего же Сергей Кришталь на заседание не пришел? Оказывается, известил его суд таким образом и адресу, что… извещение Сергей Николаевич не получил! И получить вовремя не мог. На суде его объективно не было. И быть не могло! Хитро задумано? Может быть. Во всяком случае, некая манипуляция проглядывает. Но факт остается фактом: Кришталь на суде отсутствовал, а окончательное решение по его жалобе получилось – «без меня меня женили»!

И ни разу, ни на один суд не явился «Родиков А.И.». Оно и понятно. Даже человеку, мало сведущему в судебно-процессуальных делах, как день деньской, ясно: иконописцу на суде пришлось бы под протокол по «Иконе», «доске» и прочему показания давать. А как? «Искажать» истину, или, попросту говоря, врать? Но он же – иконописец! Известный, очень известный автор, живописец, самородок! Божий человек! Икону, Царскую и Чудотворную, с Божией помощью сотворил!..

Да что ж это за беда такая на нас, дорогие, свалилась! Что из судов «не вылезаем»?! На уважаемого, убеленного сединами иконописца… На атамана Сергея Кришталя… На Царскую икону, Чудотворную. На Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, на все наше казачество и, в общем-то, на Русскую Православную возлюбленную нашу Церковь?! И… на Патриарха!

Кто не осведомлен, поясню: по Уставу Русской Православной Церкви, священно-архимандритом Троице-Сергиевой Лавры является Патриарх Московский и всея Руси, то есть, в настоящий момент, Патриарх Кирилл. Он ее епископ!

НА ПРОТЯЖЕНИИ ЭТИХ лет, как Царский образ оказался в «затворе», меры я принимал. Своеобразные. Первой своей задачей ставил, чтобы не допустить каких-либо излишне крутых, резких мер со стороны моего друга казачьего атамана Сергея Кришталя. А Кришталь – он может! Надо знать характер атамана…

Пытался не допустить и «извращенного», искаженного освещения данного события со стороны всяческих там «альтернативных», враждебных нам, православным, СМИ. В принципе, справился (не было за эти годы особых публикаций). Но Сергея Кришталя, казачьего генерала, удержать я – видит Бог – не смогал!

Куда только Сергей, чтобы вернуть Царский образ, не ходил, не обращался, не писал!.. В муниципальные органы, прокуратуру, полицию (Сергиев Посад и выше). В Синод (Церковный суд Архиерейского Собора РПЦ). К директору ФСБ А.В. Бортникову… И вот когда Сережа еще к Бортникову обратился… Тут мое терпение, друзья, и лопнуло:

– Знаешь, что! Ты еще в ООН, или папе Римскому напиши!

– Да-а-а… – с обидой сказал тогда Сергей Николаевич. – Я-то напишу, а вот ты, журналюга, не пишешь вообще ничего!

Действительно.

Я молчал.

Тянул время.

Думал, «само собой рассосется». Случается же – иногда? В нашем случае не случилось.

Ну, не хотел я еще одного конфликта, а то и скандала, информационной «наводки», «повода» для вражеских атак СМИ и «продвинутых» политиканов на Русскую Православную Церковь.!.. Вопрос это сложный. Но попытаюсь доступно, насколько получится, изложить.

Русская Православная Церковь – важнейший оплот России, не будет Церкви – не будет и России! С этим кто-либо будет спорить? Атаки на РПЦ, на наш оплот, идут и внешние, и изнутри. К прискорбию, «поводы» находятся. Мы и сами «подставляемся» – то ли предателей избыток среди нас, то ли у самих мозгов «недостача». Да, чего-чего, а недомыслия в наших рядах, увы, хватает!

Что же получилось в этот раз – по Царской казачьей Чудотворной? Излагаю ситуацию, как знаю. Как понимаю.

Кто-то, видимо, «сверху», быть может, из Патриархии, из ее обновленного состава, в конце 2014 года, как Царскую икону сдали на реставрацию в Лавру, позвонил или при встрече сказал архимандриту Герману, ему «скомандовал»: пора, дескать, заканчивать с «казачьей вольницей» – с Надымской Царственной казачьей Чудотворной и ее «конвоиром» атаманом Сергеем Кришталем!

Чего это атаман с иконой бродит и бродит? Тем более, что потомственный казак Сергей Кришталь «приписан» ныне к так называемым «нереестровым казакам», в чистом виде «общественник»: по этому принципу – реестровый ты или нет – казачье движение в России с ельцинских еще времен расколото, думается, что сознательно. Ну-ко – к ногтю атамана!

Тенденция к этому была: насколько помню, именно в то время в Патриархии началось обсуждение «народных», «самостийных» Крестных ходов. Продолжается эта дискуссия по сию пору. Мол, как-то ими, «народниками», нужно «управлять». Что, вероятно, правильно. Порядок должен быть.

Но должна же быть и «вольница»! Наше, православных мирян, право голоса! Инициативы! Почина! Не бессловесное же мы, вконец безмозглое стадо, которое, куда не загоняй, счастливо «блеет»…

Сколько раз, например, паству с их любимыми священнослужителями разлучали, какие драмы и даже трагедии на этой «почве» происходят!

Бывает, назначат рядового батюшку в приход, где из руин ему храм поднимать, общину заново и годами восстанавливать. А кто-то «сверху» потом решает: поскольку столь «талантлив» служитель, то пусть еще один приход «вернет к жизни»! И НИЧЕГО-ТО прихожане поделать не могут! Они в своем же приходе как бы мало что из себя представляют, их слово – вряд ли что значит!

Что имеем в итоге? В сухом, так сказать, остатке?

Храмов все больше, но даже на двунадесятые, на престольные праздники народу в их стенах все меньше! А вокруг храмов – все больше и больше «недомыслия». Пленных немцев времен Великой Отечественной войны теперь вот молодежь жалеет. А еще – нищета повальная, махровый эгоизм, содом и гоморра наступают в СМИ, на театральных подмостках, теле- и киноэкранах!

Россия вымирает. В буквальном смысле, теряя сотни тысяч населения ежегодно!

Что будет с Россией?..

…К СОЖАЛЕНИЮ, архимандрит Герман «дрогнул»… Выше я писал, что: «В такой «религиозной организации», как Свято-Троицкая Сергиевая Лавра, «муха без ведома не проскочит» – настолько и дисциплина, и субординация суровы! Посерьезней, чем в армии будет!». Архимандрит, в свою очередь, «дал команду» иконописцу… Теперь настаивают.

Казаки тоже не отступают… Судебные ристалища продолжаются!

А теперь обращаюсь непосредственно к Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу. Патриарха непосредственно дело касается, так как лично он во главе Лавры. Хотя, на мой взгляд, всех деталей Святейший не знает!

«Патриарху Московскому и всея Руси

КИРИЛЛУ

Ваше Святейшество!

С учетом вышесказанного прошу Вас – возьмите Надымского казачьего атамана Сергея Николаевича Кришталя и Царственную икону, которую он неизменно на протяжении многих лет сопровождает, под Вашу личную, Высочайшую опеку… Защитить Вы можете. В свое время Вы и меня защитили!

Вспомните: в октябре 2012 г. я с соратниками проводил Всероссийский Крестный ход «Память благодарных потомков» в честь Народной победы 1612 г. Прозвучал тот Крестный ход! Был он, к сожалению, единственным на всю Россию. В Подмосковье нас перестали пускать в храмы – было специальное распоряжение местного архиерея. Нас оболгали, дескать, не те люди в Крестный ход идут, архиерей – поверил. Несколько ночей на подступах к Москве православные ночевали где придется, правда, не голодали (у нас с собой было). Потом Вы того архиерея отчитали (точно знаю!): «Кто этот Крестный ход благословил?! Да я благословил!». И мне стало легче. Однако не было у меня от Вас бумаги! Если бы была бумага…

Выдайте, пожалуйста, казачьему атаману Сергею Кришталю соответствующий документ – Охранную грамоту. И ситуация переменится…

С любовью и поклоном – …»

Ваше Святейшество! Далее подразумевает моя подпись, регалии и прочая. Все это было, так и есть. Но – когда?!

Подписал я данное к Вам Обращение в апреле 2014 года в рамках очерка «Крестный путь Сергея Кришталя», на который ссылался выше. Но как злободневно даже сегодня, спустя годы Обращение звучит!

Право же, и сам удивлен… Как чувствовал. С привкусом горечи.

Что предлагаю?

Продолжаю то мое Обращение к Вам (от апреля 2014 года, но сейчас «на дворе», прошу учесть, – декабрь 2017-го):

Ваше Святейшество!

Разрешение истории с Надымской Царственной казачьей Чудотворной иконой в Вашем безусловном ведении!

Светские суды не помогут, а только «подольют масла в огонь». Вы, Святейший,Священноархимандрит Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Вам и решать!

Предлагаю вернуть Царскую икону казакам, как и полагается. При этом желательно никого по «делу» не наказывать. Более того: примирить архимандрита Германа и казаков. А по иконе договориться так, чтобы она присутствовала в стенах Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, где и создана. Икона замечательная, НАМОЛЕННАЯ! Присутствовать в Лавре она может между Крестными ходами, что казаки проводят, с благословения, разумеется, архимандрита Германа! Он же Царский образ освятил!

В связи с чем прощу: в срочном порядке забрать из судов все эти заявления, требования, жалобы и прочая!

ИДЕМ НА МИРОВУЮ!

Сергей СКАТОВ, координатор Движения «Народный Собор», полковник казачьих войск, академик Международной Славянской академии наук, образования, искусств и культуры, лауреат Международной премии Клуб православных журналистов РПЦ, 2007 г.

P.S.

В расследовании я изложил свою точку зрения. Перед публикацией выслал материал Сергею Кришталю, дабы избежать возможных несоответствий, уточнить формулировки. Сергей Николаевич внес свою «правку», с которой я где-то согласился, а где-то нет. Скажем, «против» я того, чтобы приводить сейчас мнение других участников процесса – друзей, сторонников атамана Кришталя, тоже оставшихся неравнодушными к ситуации с Царской иконой.

Во-первых, мнение их может отличаться от моего, авторского. Во-вторых, они и сами люди образованные, и еще как! Во всяком случае, активно пишут и на сей почве широко известны в православной среде.

Но хотел бы просить и сторонников Сергея Кришталя, коим являюсь. Друзья! Давайте «придержим коней»! Дождемся решения, в том числе Святейшего Патриарха, по моей нынешней публикации…