21102018Sun

Back События Православие Алла Бородина: «Основы православной культуры как средство сохранения нравственных ценностей и формирования культуры взаимодействия Церкви с обществом и СМИ».

Алла Бородина: «Основы православной культуры как средство сохранения нравственных ценностей и формирования культуры взаимодействия Церкви с обществом и СМИ».

  • PDF
05

Выступление на XXVI Международных Рождественских образовательных чтениях «Нравственные ценности и будущее человечества» по направлению «Деятельность Церкви в сфере образования и катехизации»

(Выступление на Секции «Основы православной культуры как средство сохранения духовных и нравственных ценностей и формирования культуры взаимодействия Церкви с государством, обществом и СМИ: опыт Калужской митрополии» в рамках XXVI Международных Рождественских образовательных чтений «Нравственные ценности и будущее человечества» по направлению «Деятельность Церкви в сфере образования и катехизации». 26 января 2018 г., Храм Христа Спасителя).

Ваше Преосвященство, глубокоуважаемые участники Секции!

Выступления Владыки Серафима и наших глубокоуважаемых гостей и презентации, представленные сегодня на нашей Секции калужскими педагогами дошкольного и школьного образования и Калужского государственного института развития образования, продемонстрировали наиважнейшую функцию курса «Основы православной культуры» (далее – ОПК) по сохранению и передаче подрастающему поколению традиционной для России системы духовных ценностей, по формированию ценностных установок средствами государственного, муниципального, конфессионального и семейного образования. Трудно переоценить роль ценностей в жизни человека, семьи, профессиональных и творческих коллективов, религиозных сообществ, народа, народов внутри государства и всего человечества. Ценности влияют на формирование мировоззрения личности, деловых качеств, профессиональных способностей, характера каждого гражданина и определяют во многом его жизненный путь, его творчество, ценности являются основой для развития каждой отдельной личности, этноса, нации и всего человечества. Ценности освещают жизнь людей в целом, наполняя её смыслами и обеспечивая высокой духовной, нравственной мотивацией и стимулами к социально значимой деятельности и духовному, интеллектуальному и культурному совершенствованию.  

Источниками вечных (общечеловеческих) ценностей (а именно они важны для сохранения единства и успешного развития народа, государства) является религия, культура, социальный опыт. Все эти источники представлены в курсе ОПК и органично взаимосвязаны. Несмотря на многие организационно-административные ошибки, либерально-глобалистические атаки и нередкие случаи простого недопонимания и инертности со стороны чиновников, периодически препятствующие использованию нового курса, ОПК получили  распространение в современном обществе, нашли много форм использования, включая учебные курсы, внеурочную деятельность, дополнительное образование, олимпиады, конкурсы, образовательные форумы, семинары, методические объединения и др. Курс ОПК стал надёжным фактором формирования культуры взаимодействия Церкви с обществом и СМИ, эта культура ещё только формируется, в ней нередки случаи столкновения разных интересов, устоявшихся мировоззрений, идей и политических позиций, взаимодействия и противодействия греховных человеческих привычек, но жизненность ОПК позволяет нам надеяться, что эта культура имеет перспективы, что она будет корректироваться на самом главном на сегодняшний день фронте – в воспитании и образовании подрастающего поколения – и сможет принести плоды, необходимые не только православному миру, но и всему населению Земли, её разным культурам и народам.

В настоящее время ОПК являются единственным предметом, который решает задачи сохранения и передачи подрастающему поколению традиционной для России системы духовных ценностей, формирования у молодёжи ценностных установок и высокой духовной мотивации. Другие предметы такие, как литература, искусство, мировая художественная культура, могут давать аксиологические знания, представления о творческом воплощении ценностного мира в художественных произведениях отдельных авторов в разных идейно-исторических условиях, в разных культурных и цивилизационных пространствах, что, безусловно, может развивать эмоциональную и эстетическую сферы ребёнка, способствовать их духовному и культурному развитию, но далеко не всегда с опорой на традиционные ценности России. ОПК же, по определению, формируют представления о системе ценностей, которая лежала в основе отечественной культуры, проходит красной нитью через всю историю России. В какие-то периоды наибольшего либерального влияния или в условиях государственной марксистско-ленинской идеологии эта система обрастала внешней атрибутикой, отвлекала новыми понятиями и терминами, даже теряла духовную глубину, но в лучших творениях наших гениальных авторов (а они всегда были в нашей великой, духовно ориентированной культуре), традиционные отечественные, православные ценности освещали художественные произведения евангельским светом, светом Жертвенной Любви. И отнюдь не либеральные, а именно православные ценности дают идейную основу равноправного соединения разных народов в едином государстве, более того, дружественного братского сосуществования. Учителям курс ОПК, как мы его разрабатываем в нашем УМК, даёт возможность использовать его содержание как ценностную основу, отражённую в истории, в авторском и народном творчестве.

 Наш УМК, охватывающий дошкольный и школьный уровни, передаёт молодёжи традиционную для России систему духовных ценностей и формирует ценностные установки систематически, ненавязчиво, через призму исторического и культурологического содержания и путём воздействия на все сферы бытия и развития личности: познавательную, эмоциональную, практическую (через деятельное участие в исследовательской, проектной, экскурсионной, паломнической, туристической деятельности). Федеральный модуль ОПК и систематическое многолетнее содержание взаимосвязаны. УМК включает пособия разных учебных, методических и развивающих форм. В этом году УМК обогатился учебным пособием и рабочей тетрадью для 9 класса. Учебное пособие и рабочая тетрадь для 9 класса, например, позволили вывести школьников на новый уровень ценностного понимания наследия византийской культуры относительно не только православного мира, но и для всего христианского мира, и для всего мира в целом – в религиозной, нравственной областях, в культуре, искусстве, политике. Дели не просто слышат и читают об этом, они делают выводы сами, оттачивают их и закрепляют, заполняя таблицы. Такое обучение само по себе является проектно-деятельностным по форме, организации и ценностно-знаниевым по содержанию. Это уже уровень глубокого осознания ответственности за Россию как преемницу Византийской духовности и византийского исторического опыта.

Либеральное крыло продолжает вести борьбу с традиционными ценностями. Но, чтобы уничтожить всю систему ценностей и образования, размыть понятия, стереть историческую память, а значит, уничтожить национальную русскую культуру, они давно нащупали и оформили путь вытеснения знаний как ценности. И сегодня на развалинах государственного образования они совершают последний акт вандализма – пытаются истребить знаниевый подход в образовании вообще и наш ценностно-знаниевый подход к изучению историко-культурологического образования, передаче традиционных ценностей и осуществлению духовно-нравственно воспитания в частности. Делается это, как обычно, под видом «блага, большего, чем было». К сожалению, такую кампанию уже развернули замаскировавшиеся в среде православных учёных ненавистники отечественной культуры и России как государства, объединяющего многие народы. Эта человеконенавистническая кампания организована якобы с целью «более глубокого» воспитания и внедрения деятельностных технологий, а пытаются найти оправдание своим новым лженаучным трудам эти борцы с традиционными ценностями в следующем. Они говорят, что знаниевый подход, по поводу уничтожения которого сокрушается вся мало-мальски задумывающаяся о проблемах образования Россия, устарел, нужны новые технологии воздействия, нравственного воспитания, нужно не раскрывать, не доказывать, не показывать, а учить добывать информацию из Интернета, обрабатывать её и оформлять в виде продуктов проектной деятельности. Они как бы забывают, что любое воспитание строится на знаниях, поскольку речь идёт о воспитании человека. Это не дрессировка мышей или крыс. Такие «учёные-воспитатели» манипулируют понятиями, подменяют понятие знаниевый подход информированностью и таким образом, передёрнув фундаментальные традиционные понятия, находят себе немало помощников, которые тут же, не задумываясь, бегут разрушать последние оплоты лучшего в мире образования. Как в начале ХХ в. разрушали православные храмы, так теперь истребляется храм знаний. Развалено образование, давно вытеснены надёжные, проверенные по качеству и апробированные десятилетиями программы школьного образования по точным наукам, истреблены методики обучения. Теперь осталось истребить сами знания как ценность и знаниевый подход в передаче знаний. Якобы для ребёнка лучше, если он будет добывать знания сам, как это давно уже практикуется на Западе. Уже в вузах нередко преподаватели вообще не читают лекции, просто дают задания найти материал в Интернете и сделать презентации или рефераты. И эти презентации сдаются ленивым и нерадивым преподавателям, то есть просто происходит эксплуатация труда студентов и слушателей. А преподаватель получил зарплату и взял готовый материал. А студенты и слушатели, так и не получив даже представления о системе научных знаний, накрепко приковываются цепями рабства к Интернету и управляются Интернет-технологиями. Всё это делается в рамках идей глобализма. Золотой миллиард будет обучаться на Западе тем знаниям, которые нужны им, а всем остальным хорошее образование, по их мнению, противопоказано, они ведь могут лишь обслуживать золотых избранников со всеми их извращениями и коммерческими интересами.

Нужно всем миром встать на защиту знаниевого подхода, который должен быть основным в школе. Интернет – это не Божественная истина, как и книги – далеко не все полезны для чтения. Только владеющий надёжной системой истинных научных и духовных знаний может пользоваться и тем, и другим с пользой. Только постоянно обогащая знания ребёнка, обогащая и развивая его интеллект знаниями, за истинность которых сам учитель готов отдать жизнь, можно постепенно время от времени развивать навык исследовательской деятельности с привлечением Интернет ресурсов. На самом деле научить детей делать презентации можно в течение часа или нескольких часов. А вот научить пользоваться информацией, осуществлять правильный её отбор, необходимо в течение всех школьных лет. А нам сегодня навязывают технологию разрушения всех наук и деградации наших детей. 

Для ОПК нашли ещё более опасную технологию. ОПК даёт нам возможность использовать историко-культурологический материал, в этом его преимущество, это позволяет нам обучать детей разных конфессий, разных национальностей. А нам, якобы «из лучших побуждений», предлагают не давать знания или минимизировать их, а вести нравственные беседы, проектную деятельность, экскурсии, водить хороводы, рядиться в исторических персонажей и т. п. Якобы, чтобы детям было комфортнее, «всем им будет хорошо, всем им будет весело». Двадцатипятилетний опыт апробации нашего курса подтверждает бесспорные преимущества ценностно-знаниевого подхода с использованием в целях иллюстрирования, закрепления и углубления знаний, формирования навыков – самых разных методов и приёмов, в том числе и нравственных бесед, и проектной деятельности, и экскурсий, и т. п. Всё это может быть полезным, если ценностно-знаниевый подход будет ведущим. А от Интернета, в котором наша молодёжь сидит безвылазно уже с 1 класса, вообще нужно стараться отвлекать полезными и определёнными знаниями. Меньше будет суицидов и преступлений.

К сожалению, разрушительную идею против знаний подхватили те, кто хочет пропихнуть в образование Закон Божий, их убедили, что не надо будет копаться в истории и культурологии, истории культуры, а можно будет сразу заняться назиданием и воспитывать по их ново сочинённым пособиям по основам веры, или Закону Божиему. К этому стремятся и представители сект, им не надо будет искать опору своего авторитета в истории своей веры, они сразу будут воздействовать на ребёнка и управлять им. Знания, опора на знания необходимы в любой области, в любом предмете и, тем более, в Законе Божием, наследии человечества, за которые отдавались жизни, ради точности формулировок которого  собирались Вселенские соборы. А методы и приёмы, конечно, можно разнообразить. Иначе будет так: «Закон Божий мы проходили в школе, у меня, как у Ленина, была пятёрка, но ничего конкретно не знаю, но мне кажется так-то, я думаю так, моё мнение по этому вопросу такое-то….».  

Чувство меры нужно во всём, особенно в воспитании. Традиционные ценности следует сохранять, раскрывать, укоренять, не громить по первому лозунгу либералов своё родное, устоявшееся, надёжное. И детей нужно научить ничего не принимать на веру, всё проверять, не нырять с головой во всю грязь и мерзость Интернета, а учиться отбирать ценное, нужное, ориентируясь на полученные в школе истинные знания. В области историко-культурологических знаний и духовно-нравственного воспитания наш УМК по ОПК, как мы убедились, формирует надёжную ценностно-знаниевую систему.

Не могу не коснуться ещё одного вопроса, которому уделяется много внимания сегодня. Современные социологические опросы показывают, что почти половина населения на первое место среди разных ценностей ставит семью (43–48%). Почему такой высокий процент? С одной стороны можно подумать, что это признак сформированной в гражданском обществе ценности семьи. Но может быть и, наоборот, показатель разочарований и страданий из-за неудач в попытках создать семью, достичь семейного благополучия, надёжности в семейных отношениях. Самое интересное, что большинство наших современников не готовы создавать семью, а каждый второй брак заканчивается разводом. Проблема обусловлена, конечно, во многом отсутствием единой системы ценностей, но и не только ценности семьи с её поверхностным набором желаемых характеристик: уют, тепло, веселье, обеспеченность, совместные семейные праздники, домашнее питание и т. п., а ценностей духовных: честности, чистой совести, жертвенной любви, любви к ближнему, как к самому себе, равенства перед Богом, независимо от пола, национальности, социального происхождения и статуса, т. е. ценностей, вытекающих из Священного Писания, из практики религиозной жизни по православной традиции. Именно отсутствие навыка стяжания благодати Святого Духа и вообще жизни под пристальным Оком Всевидящего здесь являются причиной семейных неудач. Но кто этому может научить, и кто может стать примером? Ведь таких людей всегда были и будут единицы, и они не учили и не воспитывали в школе, в д/саду. Но важно, что они были, эти образы благочестия и опыт святости есть в истории нашей культуры. А современное телевидение заставляет копаться в грязном белье семейных неудач и авантюр артистов, наших современников. Спасительный корабль даже в социокультурном смысле – это знания нашей истории и культуры, прежде всего культуры духовной.

Поэтому решение вопроса о передаче семейных ценностей не может сводиться к отдельному курсу о семье, семейных традиций, оно неотделимо от ОПК, и в своей основе на них опирается. В нашем УМК семье, семейным традициям, семейному укладу уделяется достойное внимание на каждом году обучения.

То же самое можно сказать и о патриотизме, готовности служить Отечеству. Кадетские школы, казаческие организации, отдельные семьи воспитывают любовь к Родине, красоте её природы, богатству и качеству культуры, славным подвигам прошлых лет, но в жизни каждого ребёнка наступает период критического анализа жизни и современного устроения общества, и молодёжь считает, что современная жизнь, система социального устроения, очень далеко отстоят от образа прекрасной Родины. Социальная несправедливость, ложь, ханжество и фарисейство в современной жизни, к проявлению которых особенно чувствительна душа подростка, делают своё чёрное дело. И, к сожалению, результатами становятся либо социальный протест, либо приспособленчество к существующей системе со всеми её недостатками. Поэтому на сегодняшний момент все главные попытки реформировать систему в целом для выведения её на путь поступательного развития и совершенствования в государстве упираются в духовно-нравственные проблемы и связанную с ней кадровую проблему. А в истории Отечества и истории культуры Отечества есть положительные примеры, не внешние, развлекательные, типа окунания в прорубь, спортивности, внешней демократичности, элегантности и т. п., а смысловые, содержательные примеры – нравственный образ жизни, духовная глубина, верность своему народу, умение стоять за интересы государства, милосердие, прежде всего к своему народу, к своей пастве и т. д. А то уже дети спрашивают, почему никто не отстаивает интересы нашего народа, православных верующих, а те, на кого возложена эта миссия, говорят, будто они  представляют ООН или НАТО. Вот уж чему нужно поучиться у представителей иных конфессий, так это – отстаивать свои интересы, заботиться о ближних и быть ответственными за судьбу своего народа. У ООН итак есть руководители, и у НАТО – вожди. Совсем не хочется, чтобы наследники православной культуры, носители вселенского сознания оказались бомжами на задворках мировой цивилизации. Нужно понимать, что православная культура – это бесценное сокровище в условиях и многонациональной Российской державы, и неустойчивой и агрессивной мировой политики. Мы умеем относиться к ближнему, как к самому себе. Но, во-первых, нужно научиться видеть ближнего среди всего многообразия населения Земли, а, во-вторых, уметь любить себя, иначе нет самого главного – образца сравнения, и заповедь становится бессмысленной. И для этого нужно с детьми постоянно изучать историю и культуру Отечества. Даже советское правительство весьма успешно использовало примеры героизма и патриотизма, взятые из жизни святых Александра Невского, Димитрия Донского, Феодора Ушакова. А сегодня на всех каналах, к сожалению, только дрязги и обсуждение чужих проблем. Понятно, что наша культура переживает застой с самой перестройки и практически ничего не смогла создать достойного. Но у нас есть классика советских времён, нравственная, воспитывающая и умело развлекательная.

ХХI век – это эпоха диалога и дискуссии духовных культур. Интернет в этом смысле очень способствует. Это великая эпоха, завершающая и подводящая итоги. В этом общении никогда не только не победят, но и не смогут выглядеть достойно предатели отечественной культуры. А Об их личном спасении можно и не говорить.

В заключение хочется сказать, что и сами понятия, которые имеют статус универсальных, или вечных, меняют свои смыслы в разных культурах и в нашей культуре – в разные эпохи. Например, понятие «добро». Ведь есть народы, которые считают добром жестокое обращение и уничтожение людей по расовому или религиозному признаку. И сегодня на Западе, например, в, казалось бы, цивилизованной Дании практикуется изуверское отношение к животным, для Дании это «добро». Это происходит на глазах у детей, и даже детей делают участниками этих преступлений против экологии и психики подрастающего поколения. Есть в современном мире и понимание добра как материального богатства. И в нашем советском прошлом понятие добра рассматривалось совсем иначе, нежели мы сейчас понимаем, опираясь на православное учение. Коммунистическое понятие добра не включало борьбу со своими грехами или делание добрых поступков во славу Божию, или Христа ради. И только ценностно-знаниевый подход  в преподавании ОПК позволит разобраться во всех этих тонкостях и усвоить истину. И пусть не Интернет, и не телевидение, не субкультуры в их разнообразных формах, а прежде всего воспитатель детского сада и школьный учитель ведут ребёнка в мир духовных, историко-культурных знаний в тесном контакте с Русской Православной Церковью, с православными СМИ!

Желаю Вам в этом важном творчестве самых больших успехов во спасение нашего Отечества и всего мира, в прославление Господа – источника истинного добра и истинной Любви! Благодарю всех участников нашей Секции за бесценный труд в нашем общем проекте ОПК!

 Благодарю за внимание!