12122018Wed

Back События Православие В Курск, к Луке Крымскому

В Курск, к Луке Крымскому

  • PDF
04

По городам России шествуют мощи святого целителя

К Луке, архиепископу Симферопольскому и Крымскому, мы отправились из Белгорода не в Симферополь, где покоятся честные мощи святителя и исповедника, а в Курск. Точней будет сказать, что святитель фактически сам пришел к нам, болезным, а мы только колыхнулись ему навстречу. С благодарностью к тем, кто задумал это путешествие ковчега с частицей десницы святого по городам Российской Федерации.

По благословению Патриарха Кирилла эту акцию осуществляет Фонд апостола Андрея Первозванного, в списке посещений 17 городов: Владивосток, Новосибирск, Омск, Челябинск, Самара, Ульяновск, Нижний Новгород, Владимир, Калуга, Смоленск, Брянск, Орел, Курск, Липецк, Тамбов, Архангельск, Калининград.

 

Впервые ковчег с частицей мощей священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого) покинул Симферополь на столь долгий срок — фактически на весь октябрь и весь ноябрь.

 

Доступ к ковчегу с частицей мощей святителя Луки для всех желающих был открыт с 7.30 утра до 20.00. Нам повезло: в воскресный день с восьми утра нам почти не привелось стоять на улице, почти сразу людская череда влилась в храм, знаменитый курский Знаменский кафедральный собор одноименного монастыря. Это отсюда и сюда ежегодно совершается знаменитый крестный ход с пребывающим здесь списком чудотворной иконы Богородицы «Курско-Коренная». «Та самая», как известно, пребывает в США, а здешний чудотворный список тоже весьма почитаем, благоукрашен, в киоте, с подвесами, к нему всегда тянется людская очередь. В этот раз народ шел потоком к чудотворной после того, как прикладывался к ковчежцу св. Луки.

Народ православный притек к целителю в изрядном количестве (потом подсчитают, что с 9 по 12 ноября в Курске приложится к мощам около 25 тысяч верующих). Наш автобус, Белгородского паломнического центра, с белгородскими молящимися, а среди нас была и жительница города Апатиты, вместил полсотни человек. Уверяют, что накануне, в субботу, из Белгорода было несколько автобусов, и к ковчежцу стояли клирики «чуть ли не всей Белгородской епархии».

Народ в очереди, в основном, «вооружен» брошюрками: читает акафист святому. Однако и потом, по окончании литургии, будет отслужен у ковчежца общий молебен святому Луке с акафистом.

Собор — очень большой: по мере продвижения стоящий минует несколько столов, где принимаются требы — и здешние, и для служения в Симферополе у раки святого.

Как водится, стоят и стар, и мал, потребность в телесном, душевном и духовном исцелении есть у очень многих. Малышей родители поднимают и прикладывают к ковчегу. Служба охраны не дает застаиваться у святыни, торопит, берет под локоток, направляя к шеренге из трех-четырех девушек из молодежного объединения Курской епархии, радостно вручающих каждому приложившемуся маленький образок священноисповедника Луки. Таких иконок на художественном предприятии «Софрино» по заказу Фонда апостола Андрея Первозванного было отпечатано полмиллиона.

Кто пришел, тот помнит, что святитель Лука является одним из самых почитаемых наших святых, живших в XX веке. Поскольку святитель при земной жизни много помогал людям как врач и хирург, страждущие обращаются к нему с просьбами о помощи в различных болезнях и немощах.

 

Имеются многочисленные свидетельства о помощи святого. Потому в некоторых регионах в этот раз по решению местных архиереев ковчег с частицей мощей святителя Луки доставлялся в онкологические больницы и диспансеры.

 

Лет десять назад мне было удивительно и отрадно видеть икону св. Луки в каждом храме Крыма — в любом месте и населенном пункте. Сейчас, без преувеличения можно сказать, образ святого целителя встретишь по всей православной Руси. В честь него именуют учебные заведения, ставят памятники, проводятся медицинские и богословские чтения. К слову, целителя Луку особо почитают в Элладской патриархии, в православной Греции, где в его честь освящены 40 (!) храмов. Потому 2 апреля 2016 г. ковчег с мощами святителя был доставлен в греческий город Патры, где крестным ходом был принесен в крупнейший на Балканах храм — собор апостола Андрея Первозванного.

Торжественно встречали и провожали мощи священноисповедника Луки и в Курске. Вечером 9 ноября в Знаменском кафедральном соборе встречу мощей возглавил митрополит Курский и Рыльский Герман, который и совершил молебен перед святыней. А 12 ноября после Божественной литургии игумен Адриан (Загорец) совершил у святыни молебен с акафистом. По окончании богослужения духовенство собора во главе с игуменом благословили собравшихся ковчегом с частицей мощей святителя и передали ее протоиерею Василию Смереке, клирику симферопольского Свято-Троицкого женского монастыря, сопровождающему святыню, после чего автомобиль с ковчегом направился в Липецк. Святыню сопровождают в шествии по России также настоятельница Свято-Троицкого женского монастыря Симферополя игумения Евсевия (Пальчик) и руководитель управления по взаимодействию с религиозными организациями Фонда апостола Андрея Первозванного Алексей Паршинцев.

Святыня побывала в Тамбове 15-18 ноября, Архангельске 19-22 ноября, Калининграде пробудет 23-27 ноября.

 

 

* * *

 

Интересующиеся знают, однако напомним, что уроженец Керчи Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий (1877–1961) прожил ярчайшую, потрясающую жизнь, в коей ему привелось много потрудиться и на ниве врачевания человеческой плоти, и на ниве врачевания человеческих душ.

 

Принадлежа к древнему и знатному, но обедневшему белорусскому полонизированному дворянскому роду, будучи сыном набожного католика и русской православной матери, архиерейский православный сан он судьбоносно принял в трагические для Отечества и Церкви времена. Привелось ему и заканчивать гимназию и художественную школу в Киеве, и год проучиться там же на юридическом факультете, и колебаться между Академией художеств (поскольку обладал немалым даром и год учился живописи в Мюнхене), а закончил он все же медицинский факультет, поскольку, по его признанию, «изучал медицину с исключительной целью: быть всю жизнь земским, мужицким врачом», хотя все прочили ему большую научную карьеру. Побывал и на Русско-японской войне, где начал свою серьезную хирургическую практику, которая впоследствии создаст ему мировую славу, а за трактат «Очерки гнойной хирургии», уже в годы Великой Отечественной войны будет удостоен Сталинской премии. Впрочем, и это лауреатство не спасало Валентина Феликсовича от репрессий. В тюрьмах и суровейших ссылках он проведет в общей сложности 11 лет. Но в течение жизни врачу и священнику, даже теряющему зрение и в целом здоровье, приведется послужить Богу и своему народу в разных уголках нашей огромной страны, включая Сибирь, Заполярье и Среднюю Азию.

 

То есть он своими значительными перемещениями словно сшивал огромную Империю в единое пространство, и потом, став архиереем, продолжил это дело, с новым наполнением.

 

В контексте нашего рассказа уместно вспомнить, что жизнь св. Луки была связана и с Курским краем. Биография святого целителя гласит, что в ноябре 1905 г. семья молодого врача Войно-Ясенецкого переехала в село Верхний Любаж Фатежского уезда Курской губернии. Земская больница на десять коек еще не была достроена, и Валентин Феликсович принимал на выездах и на дому. Тогда как раз свирепствовали эпидемии брюшного тифа, кори и оспы, но врач активно и смело ездил по районам эпидемии помогая больным. Участвовал и в земской работе. Пользовался большим авторитетом, обращались к нему за лечебной помощью крестьяне не только Курской, но и соседней Орловской губернии.

В конце 1907 г. хирург был переведен в Фатеж, где у него родился сын Михаил. Однако проработал там недолго: был уволен по доносу как «революционер», каковым, впрочем, не являлся.

В годы падения Империи Валентин Феликсович потерял горячо любимую супругу Анну, скончавшуюся от туберкулеза в 1919 г., и остался с четырьмя детьми, старшему из которых было 12 лет, а младшему — шесть. В дальнейшем дети жили у медицинской сестры из его больницы Софьи Белецкой. Впоследствии трое сыновей станут медиками, докторами наук.

О провиденциальности пути этого святого говорят и даты: если в 1921 году он был рукоположен в чтецы, певцы и диаконы, то уже в 1923-м — в архиереи (пострижен в монахи в собственной спальне с именем Луки, и наречен епископом Барнаульским, викарием Томской епархии). Причем сан принял 31 мая, а 10 июня уже был арестован. Тем не менее, в Ташкентской тюрьме Валентин Феликсович закончил первую часть давно задуманной монографии «Очерки гнойной хирургии». А пастве своей написал такое духовное напутствие: «…Завещаю вам: непоколебимо стоять на том пути, на который я наставил вас. …Идти в храмы, где служат достойные иереи, вепрю не подчинившиеся. Если и всеми храмами завладеет вепрь, считать себя отлученным Богом от храмов и ввергнутым в голод слышания слова Божьего. …Против власти, поставленной нам Богом по грехам нашим, никак нимало не восставать и во всем ей смиренно повиноваться».

 

Епископа Луку безбожная власть то обвиняла и арестовывала (он выдержал пытки, которые практически никто не выдерживал), то снова выпускала. В сибирской ссылке, в Туруханске, врач делал в непростых условиях сложнейшие операции. С трудом выжил и будучи сосланным в глухомань Заполярья, где в окнах его избушки вместо стекол были вставлены куски льда.

 

С октября 1941 г. профессор Войно-Ясенецкий был консультантом всех госпиталей Красноярского края и главным хирургом эвакогоспиталя. Работал по 8–9 часов, делая по 3–4 операции в день. Тем не менее, каждое утро молился в пригородном лесу, поскольку в Красноярске к тому моменту не осталось ни одной церкви.

После войны, уже в Симферополе, окончательно ослеп. С 1957 г. стал диктовать мемуары. Уже в постсоветское время широкую известность получила его автобиографическая книга «Я полюбил страдание…».

Скончался 11 июня 1961 г. в воскресенье, в день Всех святых, в земле Российской просиявших. Был похоронен на Первом Симферопольском кладбище, справа от храма Всех святых. После канонизации арзиепископа Луки Церковью в сонме новомучеников и исповедников Российских (22 ноября 1995 г.) его мощи были перенесены в Свято-Троицкий Собор Симферополя (17–20 марта 1996 г.). Дни памяти святого — 29 января, 29 мая (по Юлианскому календарю).

 

* * *

Поклонившись священноисповеднику Луке, приложившись к чудотворной Курско-Коренной Богородичной иконе, помолясь на литургии и молебне св. Луке, в середине дня мы отправились, конечно же, в Курско-Коренную пустынь. Успев поклониться в новом курском храме в честь Царственных страстотерпцев чудотворной иконе Богородицы «Пряжевской», которая словно тоже прибыла нас «повидать» в этот город из местечка Горналь, что на границе с Сумской областью Украины. К этой святыне Курской земли мы успели за два часа до ее убытия из храма.

А в Рождества Богородицы Коренной пустыни, под пасмурным небом и пронизывавшим холодным ветром, поглядели вместе с преподобным Серафимом Саровским (помним, что мальчик Прохор Мошнин родился в Курске?) на долину реки Тускарь, набрали водицы из целительных источников (а кое-кто решительно окунулся в купель), подали требы в главном храме, были накормлены простым, но дивным воскресным обедом в теплой трапезной, пообщались с упитанными кошками-попрошайками, коих тут весьма привечают, поднялись на всхолмие, где покоятся не столь давно усопшие монахи, в частности, духовный сын архимандрита Серафима (Тяпочкина) старец Иоанн (Бузов), почивший в 2002 г. Холодны, но вкусны и сочны яблочки — на старых садовых деревьях, растущих неподалеку от этих святых могил!

Источник