Дай триллион!

ПолитикаСобытия

В стране не хватает денег – Москва перекладывает ответственность с себя на регионы

Совет Федерации предложил оставлять регионам больше денег из собираемых ими налогов, а также сократить количество федеральных чиновников на местах. Означает ли это, что на губернии теперь прольётся золотой дождь? Вряд ли, поскольку щедрость сенаторов вызвана вовсе не сентиментальностью. Она всего лишь должна помочь сделать местную и региональную власть козлами отпущения за грехи федерального центра.

Сегодня свыше 70 субъектов РФ, то есть подавляющее их большинство, сидит на дотациях, а их власти вынуждены постоянно выпрашивать у Москвы очередные субсидии. Причина такого положения вещей отнюдь не в провинциальной лености. Как раз наоборот, именно в глубинке зачастую независимый бизнес развивается активнее и лучше, чем в двух российских столицах. Беда в том, что уж слишком силён перекос в нынешней налоговой системе в пользу федерального центра. Если в 90-х соотношение налоговых поступлений между ним и регионами было 50 на 50, то сейчас последние получают лишь 35–40% из денег, которые сами же у себя и собирают. Как следствие в минувшем 2013 году дефицит консолидированного бюджета российских регионов составил рекордные 642 млрд рублей.

«Год-два – и дороги выйдут из строя»

В результате сенаторы пришли к выводу, что действующая в РФ система межбюджетных отношений должна быть изменена. Совет Федерации предложил отдать на места 2-процентную часть налога на прибыль и перейти к зачислению подоходного налога по месту жительства. А также вдвое сократить в субъектах РФ число федеральных чиновников, число которых, как за­явила председатель СФ Валентина Матвиенко, «просто зашкаливает». Кроме того, она предложила оставлять регионам вместо нынешних 12% не менее 25% дохода на развитие. Эти предложения теперь должна учесть в своей работе межбюджетная рабочая группа СФ и Минфина.

Матвиенко откровенно назвала действующую систему межбюджетных отношений в России чересчур сложной, громоздкой и невнятной: «Богатые регионы становятся всё богаче, бедные – беднее. У них нет стимулов для развития. Ещё год-два такой политики – и окажется, что все дороги выйдут из строя, энергетика, транспорт и так далее. Регионам надо дать глоток воздуха, чтобы они могли реально управлять бюджетными процессами, а не жить по принципу: что даст Москва с барского плеча, тем и распорядимся». Прекрасные, справедливые слова. Но ведь такая ситуация длится уже много лет. Почему же только сейчас СФ «заметил» эту несправедливость? Причина очевидна – предгрозовая ситуация в экономике. Федеральный бюджет на 2014–2016 годы предусматривает резкое уменьшение социальных расходов. Полностью ликвидируются отчисления на накопительную часть пенсий, сокращается финансирование здравоохранения и образования. Глава Мин­экономразвития РФ Алексей Улюкаев открыто назвал затянувшуюся в нашей стране стагнацию даже худшим, менее предсказуемым вариантом развития событий, чем острый кризис.

В этой ситуации центр избрал самый оптимальный для себя вариант – переложить с себя социальные обязательства на плечи регионов. В результате все претензии граждан будут адресованы губернаторам, а не Москве. А в том, что они возникнут, сомневаться не приходится.

По оценке Счётной палаты, для выполнения указанных обязательств местным бюджетам не хватает 946 млрд рублей. Глава Минфина РФ Антон Силуанов выразил готовность лишь «дать больше прав регионам в управлении своими расходами». Однако адрес «тумбочки», где взять деньги на эти расходы, министр так и не обнародовал. При этом расходных обязательств перед населением с каждым годом всё больше. За последние годы на места передано около 112 бюджетных полномочий социального характера. Получается, что отвечать за состояние дел во вверенных им губерниях региональная власть обязана, а инструментов для исправления ситуации у неё как не было, так и не будет. Как подчеркнул научный сотрудник Центра развития Высшей школы экономики Андрей Чернявский, «стагнация в российской экономике особенно сильно коснулась регионов, поскольку федеральный бюджет в значительной степени сидит на конъюнктурных нефтегазовых доходах».

Чиновников поменяют местами

Ещё одна беда – чрезмерное количество федеральных чиновников в регионах. По словам Валентины Матвиенко, они «связывают по рукам и ногам региональные власти, не дают им самостоятельно решать вопросы экономического и социального развития». По данным экспертов, по сравнению с 90-ми число чиновников в субъектах РФ увеличилось почти в два раза, то есть там их численность растёт опережающими темпами по сравнению с общим ростом бюрократического аппарата. Как констатировал зампред правительства Дмитрий Козак, федеральный центр нанёс «огромный урон не только развитию регионов, но и региональной политике», создав «огромную армию территориальных органов федеральных структур». Как выразился Козак, «мы лишили региональные и местные власти механизма ответственности за конечный результат».

Дабы продемонстрировать общественности готовность властей к решительным переменам, в 2013 году была введена обязательная ротация чиновников, занимающих руководящие посты в территориальных отделениях контрольных и надзорных ведомств. К таковым относятся многочисленные службы – лесная, алкогольная, транспортная, налоговая, антимонопольная, пожарная, санитарно-эпидемиологическая… Эта новация преподносилась как одна из главных мер в деле борьбы с коррупцией.

Однако, как известно, дьявол кроется в мелочах. По новому закону вполне разрешено будет получить пост в той же самой структуре, лишь бы он назывался по-другому. Это значит, что можно просто переоформиться на другую должность в своей же структуре, и это тоже будет считаться ротацией. Не сложно предположить, что многие руководители так и будут делать, попросту придумывая новые названия для своей должности. Глава российского отделения Transparency International Елена Панфилова считает: «Реальной ротации скорее всего подвергнут тех, кто никакой коррупцией в общем-то и не угрожал. Вряд ли начнут ротировать начальников управлений и т.д. На тех должностях, которые у нас считаются политическими или близкими к политическим, все останутся на своих местах».

Справка

Мнение

Наталья Зубаревич, директор региональной программы Независимого института социальной политики:

— Система управления и её главный инструмент – бюджетная политика – стали в 2000-е годы сверхцентрализованными. Стагнация экономики вкупе с принятыми федеральным центром управленческими решениями привела к дестабилизации региональных бюджетов. Она обусловлена и тем, что федеральный центр сбрасывает на них основные расходные обязательства в социальной сфере. Суммарные социальные расходы в 2013 году составили 63,5% всех расходов консолидированных бюджетов регионов, а в четверти субъектов РФ – 70–73%. Большинство регионов не в состоянии инвестировать в развитие инфраструктуры для повышения инвестиционной привлекательности, им бы только выжить. И это проблема не только менее развитых регионов. Доля социальных расходов превысила 70% в Пермском крае, Свердловской, Челябинской, Иркутской и Московской областях. Дальше будет только хуже. Возможности заимствований на внешнем рынке для регионов резко ограничены, критериям Минфина для допуска на этот рынок соответствует только Москва. Как обычно, решения наверху по отношению к регионам будут приниматься в индивидуальном режиме. Федеральные власти пролонгировали Татарстану и Краснодарскому краю уже взятые бюджетные кредиты на 20 лет по минимальной ставке 0,5% годовых, то есть практически их списали. Другие регионы будут просить о том же, но у них нет индульгенции в виде Универсиады и Олимпиады.

Источник