Валентин КАТАСОНОВ: О ревизии истории Второй мировой войны и реанимации репарационных претензий

ПолитикаСобытия

На Западе хотят предъявить России, как правопреемнице СССР, репарационные претензий: мол, Красная армия не освобождала Европу, а захватывала, порабощала и разрушала.

Основные принципы и условия выплат репараций Германией и ее союзниками были определены на Ялтинской и Потсдамской конференциях 1945 года. Для СССР тема немецких репараций была закрыта в 1953 году, когда Москва полностью отказалась от репарационных поставок товаров из Германской Демократической Республики, перейдя на их оплату по ценам СЭВ.

В силу разделения Германии и по ряду других причин не был налажен даже общий учет покрытия Германией ее репарационных обязательств. Сегодня правительство ФРГ не обладает точной информацией по репарациям и оперирует лишь некоторыми экспертными оценками.

* * * nbsp;

Некоторые вопросы репарационных требований и обязательств решались и продолжают решаться с Германией на двусторонней основе, в кулуарах. Так, соглашение о репарациях между ФРГ и Израилем (1952), известное как Люксембургское соглашение, является, наверное, единственным случаем в истории, когда предусматриваются выплаты репараций государству, которого во время войны, породившей репарации, не существовало. В период действия Люксембургского соглашения (1953-1965), пунктуально выполненного ФРГ, поставки в счет немецких репараций составляли от 12 до 20 % ежегодного импорта в Израиль. Некоторые эксперты считают, что созданием своей экономики Израиль больше обязан немецким репарациям, чем помощи США.

После завершения действия Люксембургского соглашения в 1965 году Германия продолжала выплачивать компенсации различным фондам и организациям Израиля, которые, в свою очередь, занимались доведением средств до отдельных лиц, причисленных к жертвам нацизма.

К 2008 году Германия выплатила Израилю в порядке компенсации ущербов жертвам холокоста репарации на общую сумму свыше 60 млрд. евро.

Подробнее об этом можно прочитать в вышедшей в 2000 году книге американского политолога Нормана Финкельштейна «Индустрия Холокоста: размышления на тему эксплуатации еврейских страданий».

Как отмечает Н.Финкельштейн, большая часть средств до евреев – жертв нацизма не дошла: деньги были разворованы нечистоплотными дельцами, превратившими «индустрию Холокоста» в золотую жилу. По нашим оценкам (с учетом изменений покупательной способности валюты), сумма репараций, полученных Израилем от Германии за период 1953-2008 гг. приближается к 50% общего объема репараций, полученных от Германии Советским Союзом (1945-1953 гг.).

* * *

Одной из первых тему «недоплаченных репараций» подняла Польша. После Второй мировой войны к Польше отошла довольно значительная часть территории бывшего Третьего рейха. В 1945 году оттуда были выселены миллионы немцев. Перемещенные немцы и их потомки, апеллируя к праву реституции, стали подавать в немецкие суды иски с требованием вернуть им собственность (прежде всего недвижимость), оставшуюся на их родине. Немецкие суды выносили решения в пользу истцов. Для представления интересов таких немцев было создано «Прусское общество за возврат собственности». К началу 2000-х годов совокупные суммы исковых заявлений и судебных решений по ним измерялись уже миллиардами долларов. Бывших немецких собственников особенно вдохновляло то, что Польша в 1990-е годы одна из первых в Восточной Европе приняла законы о реституции для поляков. На реституцию из польской казны было потрачено более 12,5 млрд. долл., и планируется потратить ещё десятки миллиардов, поскольку число заявок уже превысило 170 тысяч. Важно подчеркнуть, что в Польше право реституции распространяется только на поляков. Немцы по польским законам никаких прав не имеют, им приходится добиваться своих прав через суды.

Возможно, это обстоятельство и подвигло Сейм Польши поднять в сентябре 2004 года вопрос о германских репарациях, которые, как утверждается, не были получены в полном объеме. В специальной резолюции польского парламента говорилось: «Сейм заявляет, что Польша до сих пор не получила достаточных репараций и компенсаций за огромные разрушения, материальные и нематериальные потери, которые были вызваны немецкой агрессией, оккупацией и геноцидом». Польша за годы войны потеряла шесть миллионов человек; с 1939 по 1944 год польская промышленность была практически уничтожена, Варшава и многие другие города Польши были полностью разрушены. Суммы полученных Польшей репараций действительно не могли покрыть всех ее ущербов. Другое дело, насколько с точки зрения международного права оправданны попытки пересмотреть условия репарационных выплат Германии по истечении почти семидесяти лет. Мы уже не говорим о том, что авторы некоторых публикаций в Польше подводят читателя к выводу: если уж полякам и требовать дополнительных возмещений, то не от Германии, а от… России. Поскольку-де после войны Польша напрямую репарации от Германии не получала: репарации с подконтрольных ему территорий получал СССР и часть этих репараций перечислял Польше.

Последние десять лет Польша к вопросу о германских репарациях не возвращалась. Возможно, потому, что в 2006 году канцлер Германии А. Меркель публично заявила премьер-министру Польши Я. Качиньскому, что федеральное правительство «не поддерживает частные притязания немцев на возврат их собственности в Польше». Однако гарантий того, что в какой-то момент Варшава опять не поднимет тему репараций, нет. И если сегодня поляки к этому вопросу вернутся, они, скорее всего, предъявят претензии уже не Германии, а России.

Заметим, что Польша в своих репарационных притязаниях не одинока. В 2008 г. Италия направила иск в Международный суд в Гааге с требованием взыскать с Германии репарации времен Второй мировой. Этот иск остался без удовлетворения, Гаагский суд встал на защиту Германии, заявив, что требование Италии «нарушает суверенитет Германии». nbsp;

Ещё одной страной, реанимировавшей тему репараций, стала Греция. Несмотря на проведенную в 2012 году беспрецедентную реструктуризацию ее внешнего долга, Греция по уровню суверенного долга – один из лидеров. На конец III квартала 2013 года государственный долг всех стран Европейского союза по отношению к их совокупному валовому внутреннему продукту равнялся 86,8%. В Еврозоне этот показатель был равен 92,7%. А в Греции он составил 171,8%. Ситуация для Греции отчаянная. Дело дошло до того, что рейтинговые агентства и международные организации перевели Грецию из разряда «экономически развитых» в категорию «развивающихся» стран.

В поисках путей выхода из тупика греческое правительство подготовило требование к Германии о выплате ей репараций по итогам Второй мировой войны. Греция не отрицает, что в свое время получила от Германии определенные суммы репараций. Первый транш репараций был получен в конце 40-х – начале 50-х гг. ХХ века. В основном это были поставки промышленной продукции (станков, оборудования) на общую сумму 105 млн. марок (примерно 25 млн. долл.), что в современных ценах эквивалентно 2 млрд. евро.

Второй транш репараций пришелся на 60-е гг. ХХ века. В 1960 году Греция и ФРГ заключили договор, согласно которому 115 миллионов марок направлялись греческим жертвам нацизма. Выплаты были привязаны к отказу греков от дополнительных требований индивидуальных компенсаций.

Национальный совет по немецким военным репарациям, возглавляемый в Греции ветераном войны Манолисом Глезосом (Manolis Glezos), назвал в 2013 году сумму ущерба в половину триллиона евро. В марте 2014 года президент Греции Каролос Папульяс вновь потребовал от Германии репараций за ущерб, нанесенный стране во время войны. Греческая сторона претендует на 108 млрд. евро в качестве компенсации за разрушения и 54 млрд. евро за займы, выданные Банком Греции нацистской Германии и не возвращённые. Общая сумма репарационных требований Греции составляет 162 млрд. евро. При современном уровне цен это эквивалентно 5 – 6 тысячам тонн золота. Сталин, напомним, назвал в Ялте сумму репараций Советскому Союзу, эквивалентную 10 тысячам тонн золота.

* * *

За судьбой греческой инициативы в мире внимательно следят. Вот что пишет о возможном демонстрационном эффекте этой инициативы российский публицист Дмитрий Верхотуров: «Требования репараций Германии вправе выдвинуть, скажем, Кипр, в годы войны оккупированный немцами, или Италия, которая после падения режима Муссолини также была оккупирована немцами и на ее территории развернулись бои. Если у Франции дела тоже пойдут не очень хорошо, то и у нее будет возможность истребовать у Германии платежей за оккупацию и разрушения. А Бельгия, Голландия, Люксембург, Норвегия, Дания? И Великобритания может потребовать оплатить последствия жестоких бомбардировок. Вот Испании трудно будет обосновать свои претензии к Германии, но что-нибудь можно придумать, например «повесить» на немцев ущерб от гражданской войны (1936 – 1939). Если развитие событий пойдет по «греческому варианту», то за считаные годы от Евросоюза могут остаться одни воспоминания».

* * *

Есть основания полагать, что в преддверии 70-летия победы над фашизмом предпринимаемая на Западе ревизия истории Второй мировой войны, отрицание решающего вклада СССР в победу над гитлеровской Германией, зачисление Советского Союза в главные инициаторы войны будут увенчаны предъявлением Российской Федерации как правопреемнице СССР репарационных претензий: мол, Красная армия не освобождала Европу, а захватывала, порабощала и разрушала.

Чтобы не допустить этого, России потребуется поднять все документы работавшей в Советском Союзе в годы войны Чрезвычайной Государственной Комиссии по ущербам (полное название – Чрезвычайная Государственная Комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причинённого ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям и государственным предприятиям и учреждениям СССР), материалы Ялтинской и Потсдамской конференций 1945 года, документы Совета министров иностранных дел стран-победительниц, двусторонние соглашения СССР по Парижскому мирному договору 1947 года со странами, воевавшими на стороне Германии. Репарационные платежи и поставки Германии в лучшем случае покрыли лишь 3-4% ущерба, нанесённого Советскому Союзу, как определила этот ущерб Чрезвычайная Государственная Комиссия.

Источник

Berita Teknologi Cyber Security https://teknonebula.info/ Tekno Nebula