26032019Tue

Back События Политика Большую тройку» берут под контроль

Большую тройку» берут под контроль

  • PDF
26185

Дума принимает законопроект о деятельности рейтинговых агентств в России

Законопроект был внесен в Госдуму в феврале депутатами Натальей Бурыкиной, Марселем Юсуповым, Риммой Баталовой из «Единой России», а также Анатолием Аксаковым из «Справедливой России». Это произошло после того, как «большая тройка» международных агентств – Fitch, Moody's и Standard&Poor's – снизила кредитный рейтинг нашей страны, чем вызывала со стороны ее властей упреки в политической ангажированности.

Глава думского комитета по международным делам Алексей Пушков выразил тогда мнение, что рейтинговые агентства участвуют в «экономической войне» против России, а их оценки практически полностью совпадают с заявлениями Госдепартамента США. Замминистра финансов Сергей Сторчак вынес конкретное предложение: «Пора прекратить «цацканье» с этими агентствами». То есть разорвать договорные отношения с Fitch, Moody's и Standard&Poor's, которые «с зашоренными глазами смотрят на ситуацию». В начале апреля свое слово сказала и председатель Центробанка Эльвира Набиуллина, сообщившая о твердом намерении ЦБ постепенно отказаться от использования иностранных рейтингов.

Одобренный в первом чтении документ устанавливает новые правила игры и новые стандарты для работающих на отечественном рынке рейтинговых агентств, каждое из которых должно будет получить аккредитацию Центробанка. По словам начальника аналитического департамента агентства «Рус-Рейтинг» Александра Овчинникова, до последнего времени правила и стандарты были чересчур либеральными и крайне размытыми. После того как ЦБ наделили функциями мегарегулятора, возникла настоятельная необходимость в принятии специального закона, меняющего ситуацию.

«Законопроект определяет, что такое рейтинговая деятельность, усиливает права, обязанность и ответственность рейтинговых агентств», – заявил в Госдуме Анатолий Аксаков. Депутат сообщил, что документом предусмотрен переходный период в 24 месяца для адаптации представителей «большой тройки» к российскому праву.

Как отмечают эксперты, сейчас Fitch, Moody's и Standard&Poor's признаются национальными регуляторами, но действуют как международные корпорации, базируясь в Соединенных Штатах и имея офисы более чем в 100 странах. И это приводит к конфликтам интересов.

Вопрос об осуществлении надзора над глобальными оценщиками поднимается не первый раз. Изначально его спровоцировал кризис 2008 года, который, по мнению ряда аналитиков, «проморгала» как раз «большая тройка». Потом причиной критики в адрес Fitch, Moody's и Standard&Poor's стал обвальный пересмотр рейтингов в сторону понижения. Идею создания собственного рейтингового агентства некогда выдвигали европейские финансовые власти. Сейчас такую же идею выдвигают в российских политических коридорах. Проблема, однако, заключается в том, что инвесторы со всего мира, принимая решение о том, куда им стоит вкладывать деньги, ориентируются в первую очередь на оценки именно «большой тройки».

«За решением о принятии соответствующего законопроекта, на мой взгляд, стоит бессильная злоба российских властей на рейтинговые агентства, – сказал «НИ» старший научный сотрудник Института экономической политики им. Гайдара Сергей Жаворонков. – Почему бессильная? Да, Россия может хоть завтра отказаться от сотрудничества с «большой тройкой». Но ничего хорошего это не будет означать ни для нее, ни для отечественных предприятий и регионов, которые добровольно предоставляют агентствам информацию».

Собеседник «НИ» напомнил, что существующие рейтинги используются в различного рода кредитных договорах и что от наличия рейтинга определенного уровня зависят, среди прочего, процентные ставки по кредитам. «Деться от «большой тройки» России просто некуда, – говорит г-н Жаворонков. – Но есть желание каким-то образом погрозить им пальцем, чтобы они себя хорошо вели».

Источник