ОНФ обвинил министров в нежелании отчитываться за майские указы

ПолитикаСобытия

В правительстве не согласны в критикой со стороны «Общероссийского народного фронта»

Президент Владимир Путин дважды давал поручения о создании единой информационной площадки, где публиковалась бы информация о выполнении его указов и поручений, однако правительство по сей день не создало специализированный ресурс, на котором бы размещалась вся информация об исполнении майских указов, сообщили «Известиям» в центре независимого мониторинга исполнения указов президента «Народная экспертиза» ОНФ. Отсутствие такого ресурса, как считают в «Народном фронте», тормозит развитие гражданского общества и снижает эффективность общественного контроля за работой исполнительной власти федерального, регионального и муниципального уровней.

Впервые Владимир Путин дал задание создать форму публичной отчетности в своем поручении № 1294, согласно которому до 1 августа 2013 года правительство должно было разработать такую форму, предусмотрев ее практическое применение и размещение информации на официальном специализированном сайте, а также регулярное обновление не реже одного раза в месяц. Ответственными федеральными органами по обеспечению выполнения поручения были назначены Минэкономразвития и Минкомсвязи. Как отметили в ОНФ, срок исполнения поручения трижды переносился, из-за того что разработанные формы публичной отчетности не были утверждены.

7 мая этого года на комиссии по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития РФ сопредседатель центрального штаба ОНФ Александр Бречалов обратил внимание на отсутствие публичной отчетности, отметив сложность получения объективных данных о работе правительства.

По итогам заседания комиссии правительству было дано еще одно поручение — № 1067 со сроком выполнения до 1 сентября 2015 года: об утверждении порядка обязательного размещения и регулярного обновления публичной отчетности органов исполнительной власти субъектов РФ, отражающей конкретные мероприятия, планируемые к реализации, целевые и фактические показатели эффективности, объемы планового и фактического финансирования. Однако, как и в истории с прошлым поручением, типовой формы публичной отчетности так и не было создано и размещение ее на отдельном сайте так и не было организовано.

— В майских указах содержится свыше 40 целевых показателей, большая часть которых касается социальной сферы: уровень оплаты труда бюджетников, снижение смертности от различных причин, создание и модернизация высокопроизводительных рабочих мест, доступность детских садов и т.д. Эта информация должна быть публична: открытость и прозрачность органов власти позволит не только обеспечить эффективное публичное обсуждение и экспертное сопровождение реализации планов, но и поможет простым гражданам увидеть и оценить работу местных властей и сравнить результаты в своем городе с показателями соседей, — отметил руководитель «Народной экспертизы» ОНФ Николай Николаев.

Сегодня общественный контроль за реализацией всех этих программ, заявил Николаев, не представляется возможным из-за отсутствия единой публичной отчетности, что, на взгляд ОНФ, не дает возможности составить общую картину о нынешнем состоянии дел, а также целостное представление о результативности работы исполнительной власти. В результате снижаются качество и эффективность государственных программ.

Ранее ОНФ подвел промежуточные итоги мониторинга исполнения указов президента. По состоянию на 4 октября в ОНФ с начала года поступило 188 докладов об исполнении поручений, из которых эксперты признали качественно выполненными лишь 8. Центры мониторинга и рабочие группы ОНФ, анализируя доклады правительства об исполнении поручений, обратили внимание на необходимость доработки 152 пунктов. Объектом мониторинга ОНФ являются 7 указов Владимира Путина от 7 мая 2012 года и 7 поручений, данных им по итогам встреч с «фронтовиками».

В Минэкономразвития РФ на критику со стороны ОНФ заметили, что все показатели майских указов обеспечены методологическим сопровождением. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ, ответственные за достижение показателей, утвердили необходимые отраслевые и региональные методики их расчета.

Новый критерий для оценки эффективности, учитывающий аффилированность власти и бизнеса, серьезно перетряхнул рейтинг глав регионов, составленный Фондом развития гражданского общества
— Утверждены методические рекомендации, устанавливающие порядок формирования годовых планов мероприятий по достижению соответствующих показателей посредством определения плановых значений показателей на соответствующий период, а также организационные меры по обеспечению представления необходимых данных. Одновременно разработаны и утверждены правительством типовые формы публичной отчетности, — рассказали в пресс-службе Минэкономразвития. — Предоставление федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ информации о ходе исполнения указов на единой открытой информационной площадке обеспечено с использованием средств государственной автоматизированной информационной системы «Управление».

Таким образом, как считают в министерстве, порядок обязательного размещения и регулярного обновления публичной отчетности органов исполнительной власти субъектов РФ создан и закреплен в постановлении № 1088 правительства РФ еще от 25 декабря 2009 года. То есть вся информация об исполнении поручений президента публикуется на сайте ГАСУ, но отдельной специализированной площадки, как уверяют в ОНФ, до сих пор не создано. В свою очередь, в Минкомсвязи отказались комментировать ситуацию.

Широко выполнение майских указов Путина обсуждалось в мае этого года, спустя ровно 3 года после их подписания. При этом исследователи с разных сторон предоставили более чем конфликтующие друг с другом оценки уровня выполнения указов. Само правительство на своем сайте опубликовало информацию, в которой утверждалось, что в указах, касающихся социально-экономической политики, содержится 218 поручений. Из них к маю правительство должно было выполнить 168. Выполнено и снято с контроля было 137 поручений, или 81,5%.

Вместе с тем в ОНФ и «Опоре России» заявили, что, по их оценкам, примерно 80% всех поручений правительству, связанных с майскими указами, не выполнены.

Через несколько дней свое исследование за 2014 год предоставили в Счетной палате РФ, отметив, что регионам с каждым годом достается всё меньше средств от федеральных властей на выполнение майских указов. Из 62 целевых показателей на 2014 год оказались не выполнены 18, или почти треть. Среди них, например, указы в сфере снижения смертности населения от ДТП, по обеспечению дошкольного образования и др. Отмечены ревизорами были и отклонения от целевых показателей средних зарплат определенных профессий на 2014 год.

В прогнозах на 2015–2017 годы в Счетной палате отметили, что существуют риски недостижения целевой динамики по увеличению инвестиций в объеме ВВП, росту производительности труда и созданию высокопроизводительных рабочих мест.

Политолог, руководитель Центра экономических и политических реформ Николай Миронов заметил, что правительство сегодня испытывает проблемы не только с выполнением майских указов, но и с принятием антикризисных мер и не изъявляет особого желания раскрывать информацию о низкой эффективности своей работы.

— Недавно Счетная палата РФ раскритиковала антикризисный план правительства. Помимо его размытости, отсутствия целевых ориентиров, отмечался и, мягко говоря, невысокий уровень исполнения запланированных мероприятий. Так, формально принято 63,3% запланированных нормативных актов, однако мероприятия, предусмотренные планом, выполнены лишь на 28,3%. Это же касается и майских указов, — считает Миронов. — О том, что они не выполняются в полной мере, говорили еще в 2013 году, то есть через год после их принятия. Однако ситуация не изменилась. Конечно, теперь виноват кризис, но, как мы видим, не выполняются ни майские указы, ни антикризисные планы. Если информация об этом окажется в Сети, то это явно не добавит очков правительству. В этом может быть основная причина саботирования поручений о создании портала.

Источник