Открытость страны признали условием национальной безопасности

ПолитикаСобытия

До конца года Совет Безопасности РФ должен скорректировать Стратегию национальной безопасности России.

Ранее СБ обещал учесть новые угрозы, вызванные «арабской весной» и кризисом на Украине, а глава государства поручил учесть весь спектр рисков – от политических до информационных.

Президент Владимир Путин принял решение скорректировать Стратегию национальной безопасности России, которая будет исключать закрытость страны от внешнего мира и предусматривать активную внешнюю политику. Об этом в четверг проинформировала пресс-служба Совета безопасности.

Как сообщили «Интерфаксу» в СБ, новая редакция Стратегии нацбезопасности на период до 2020 года должна быть представлена до конца этого года. Действующая Стратегия национальной безопасности Российской Федерации утверждена в 2009 году.

По форме корректировка – плановая: согласно федеральному закону «О стратегическом планировании в Российской Федерации», корректировка документов стратегического планирования должна проводиться раз в шесть лет. Но очевидно, что новая стратегия в первую очередь учитывает новые международные вызовы.

«Типичными стали непрямые действия»

Напомним, что в мае этого года секретарь Совбеза Николай Патрушев заявил, что Россия скорректирует стратегию национальной безопасности и доктрину информационной безопасности до 2020 года из-за новых угроз в мире. Патрушев тогда упомянул события «арабской весны» в Сирии и Ираке, а также ситуацию на Украине и вокруг нее. При этом наметилась тенденция смещения военных опасностей и угроз в информационное пространство, отмечал глава Совбеза.

«В борьбе ведущих государств мира за свои интересы типичными стали «непрямые действия», использование протестного потенциала населения, радикальных и экстремистских организаций, частных военных компаний. Возрастает агрессивность США и НАТО по отношению к России. Наращивается их наступательный потенциал непосредственно у наших границ. Активно проводятся мероприятия по развертыванию глобальной системы ПРО», – отметил глава Совбеза.

А в июне о необходимости корректировки стратегии нацбезопасности заявил президент Владимир Путин. Выступая на заседании Совбеза, глава государства призвал проделать эту работу в короткие сроки на основе «анализа всего спектра потенциальных вызовов и рисков – и политических, и экономических, и информационных, и других».

В четверг стало известно, что проект новой редакции стратегии рассмотрен Межведомственной комиссией по стратегическому планированию Совбеза.

«Попытки расколоть наше общество не дали результатов»

В июне, выступая на заседании Совбеза с поручением скорректировать стратегию, президент Путин, в частности, указал на антироссийскую санкционную кампанию, развернутую странами Запада после воссоединения Крыма с Россией. «Сегодня очевидно, что попытки расколоть, разобщить наше общество, сыграть на отдельных трудностях, нащупать уязвимое слабое звено не дали ожидаемых результатов. Ожидаемых для тех, кто эти ограничительные меры в отношении нашей страны вводил и продолжает поддерживать», – подчеркнул президент. Отечественные производители доказали, что способны развиваться в жестких условиях, добавил президент.

По словам главы государства, рассчитывать на изменение недружественного курса Запада относительно России не приходится.

Прокуратура и Роспотребнадзор в условиях санкций должны защитить граждан от контрафакта, обеспечить безопасность во всех сферах, заявил Путин. «Независимо от того, где они (товары) произведены – в России или за ее пределами – они должны соответствовать современным требованиям и стандартам, а их происхождение и ценообразование – быть прозрачными и понятными», – сказал президент.

При этом, как отметил секретарь Совбеза Патрушев, выступая 29 сентября в Ульяновске, решение России скорректировать свою стратегию национальной безопасности не связано с новой военной доктриной Украины. «Нет, мы не считаем Украину противником», – цитировал Патрушева «Интерфакс». Напомним, 24 сентября украинский президент Петр Порошенко подписал указ, которым ввел в действие новую редакцию военной доктрины страны. В документе актуальной военной угрозой для Украины определяется Россия.

«Надо работать со всеми»

В опубликованном в четверг сообщении Совбеза также говорится: «Участники заседания исключили закрытость страны от внешнего мира, отметив, что активная внешняя политика, развитие сотрудничества с другими государствами, привлечение зарубежных инвестиций и технологий должны дополнять собственные усилия по модернизации экономики и укреплению национальной безопасности».

Обновленная стратегия также должна консолидировать усилия органов власти и институтов гражданского общества, направленные на создание благоприятных внутренних и внешних условий для реализации национальных приоритетов. Также должно быть обеспечено противодействие новым угрозам национальным интересам страны.

«Что касается положений об увеличении инвестиций и усилении технологического партнерства, то это пока скорее благие пожелания, – заметил в комментарии газете ВЗГЛЯД президент Института национальной стратегии, политолог Михаил Ремизов. – У нас очень ограниченное сотрудничество с Японией, Китаем и Кореей. Сейчас сотрудничество со многими странами Запада приостановлено. Предпосылок для его возобновления пока нет». Но, подчеркивает Ремизов, закрываться ни от кого не нужно, необходимо пытаться «привлекать инвестиции и работать со всеми».

В целом собеседник уверен, что новая стратегия не будет существенно отличаться от предыдущих.

«ИГИЛ – это особая угроза»

Комментируя те изменения во внешнеполитической повестке, которые могут сказаться на корректировке стратегии, Ремизов отмечает: Россия стала действовать более глобально. «Москва активизировалась в регионе Ближнего Востока, который никогда не входил в сферу приоритетных. В период СССР Ближний Восток был важным регионом для Москвы, но не определяющим. В остальном я не вижу кардинальных изменений во внешней политике страны. По крайней мере пока», – сказал Ремизов.

«Активность террористических организаций, в том числе ИГИЛ, ряд конфликтов на южных рубежах страны – все это заставляет по-новому посмотреть на угрозы, стоящие перед Россией. ИГИЛ – это особая угроза, для противодействия ей нужны особые подходы», – в свою очередь отметил в комментарии газете ВЗГЛЯД доцент кафедры политической теории МГИМО МИД России Кирилл Коктыш.

«Дело в том, что если Россия не будет отвечать на возникшие недавно угрозы, то эти угрозы сами «ответят» России, – подчеркивает собеседник. – С другой стороны, активность во внешней политике означает инвестиции, инновации, технологии. Москва продолжает контактировать с 2/3 земного шара. Никакой изоляции и близко нет», – сказал Коктыш.

Изменение в стратегии национальной безопасности России – явление естественное, отмечает собеседник: «Нарабатываются новые практики, возникают новые вызовы перед страной, поэтому появляются новые положения во внешней стратегии государства. Это естественный процесс».

Текст: Юрий Богданов

Источник