«Теневое ЦРУ» разбивает европейские мечты Украины

ПолитикаСобытия

Выводы аналитиков центра Stratfor безжалостны: бывшим советским республикам придется учиться жить самим

Аналитический центр Stratfor, который часто называют «теневым ЦРУ», опубликовал исследование, посвященное влиянию Brexit на теоретическое вступление Молдавии, Украины и Грузии в Евросоюз. Выводы аналитиков безжалостны: бывшим советским республикам придется учиться жить самим. Вопрос лишь в том, когда это смогут принять их граждане.

«В течение нескольких лет эти страны надеялись вступить в ЕС, но ни одна не получила приглашения. И хотя Brexit не станет предпосылкой для мгновенного развала ЕС, без сомнения, внимание Евросоюза сфокусируется на присущих Brexit проблемах», – утверждают эксперты Stratfor.

По мнению американских аналитиков, «сейчас страны готовятся к худшему сценарию, в котором либерализация визового режима отодвигается еще дальше». «Но либерализация визового режима – не единственный вопрос, брошенный на чашу весов для Украины. Еще до Brexit ЕС подавал сигналы о возможном ослаблении санкций в отношении России. Смятение после референдума может стать причиной, по которой ЕС с большей вероятностью снизит ограничения», – отмечает Stratfor. При этом «Молдавия, Украина и Грузия беспокоятся о том, что ЕС снизит свою заинтересованность в расширении на востоке, что позволит влиянию России в регионе вырасти».

Действительно, многие аналитики предупреждали, что стремительное расширение ЕС может привести к хрупкости образованной структуры, но мало кто ожидал, что именно Британия станет первой из тех, кто покинет это надгосударственное образование.

Учитывая авторитет Британии как одной из старейших демократий, ее выход из Евросоюза, безусловно, нанес серьезный ущерб репутации единой Европы. Бывшим советским республикам многие годы говорили, что стать членом ЕС – это самое лучшее, что может произойти с любой страной континента. Теперь же пропагандисты евроинтеграции получили серьезный удар под дых, а то и ниже.

Еврокомиссия может принимать сколько угодно заявлений о желательности отмены виз для Турции, Украины или Грузии (Молдавия уже получила безвизовый въезд, но на экономической депрессии в республике это не сказалось). Но шансы на то, что граждане Турции с ее мятежниками и террористами получат возможность без дополнительного контроля въезжать в Европу, минимальны. Украина с ее стремительно нищающим населением – тоже. Многие забывают, но европейцы-то помнят, что ополченцы Донбасса в большинстве своем тоже являются гражданами Украины. Это значит, что возможность въехать в Европу без визы получат люди с серьезным боевым опытом.

Грузия, конечно, невелика, террористическая активность в ней, к счастью, невысока, поэтому у нее сейчас наилучшие шансы получить безвизовый въезд, особенно с учетом отсутствия сухопутной границы со странами ЕС. Впрочем, в Евросоюзе помнят и о том, что Грузия имеет территориальные претензии к соседним государствам (точнее, не признает их таковыми), в то время как граждане Абхазии и Южной Осетии гипотетически имеют право на получение грузинского гражданства, следовательно – на безвизовый въезд в европейские страны.

Евросоюз долгое время испытывал, говоря сталинским языком, «головокружение от успехов». Многие бизнесмены знают, что в процессе роста компании в какой-то момент легко потерять контроль над процессом расширения и в результате оказаться близко к банкротству. Идеальным вариантом в такой ситуации является быстрая продажа бизнеса инвестору, дабы оставить того разбираться с многочисленными региональными подразделениями, которые не просто не приносят прибыли, а доставляют постоянные убытки, которые к тому же растут.

Евросоюзу удалось удержаться от «Грекзита» во многом потому, что кредиторы понимали: в случае выхода из ЕС и Еврозоны Греция быстро девальвирует драхму, и выплата долгов отложится на десятилетия, в результате чего их будет проще списать, чем дожидаться их получения, как это происходит с долгами развивающихся стран Советскому Союзу. Россия, списывая эти безнадежные долги, вовсе не занимается благотворительностью, а просто признает объективную реальность – добиться возврата денег в данных случаях невозможно даже с использованием военной силы. Проще списать их в обмен на экономические или политические преференции, позволяющие в будущем компенсировать хотя бы часть убытков.

Выход Британии из ЕС в целом не нанесет серьезного экономического ущерба ни одной из сторон, что бы ни говорили как искренние, так и проплаченные противники Brexit. Но ущерб репутационный переоценить сложно. Если турецкие граждане за десятилетия ожидания «перегорели», и в ЕС продолжала стремиться лишь часть элиты, в случае с Молдавией, Украиной и Грузией стремление «войти в европейскую семью народов» остается весьма горячим, пусть и навязанным годами пропаганды. Однако сложно считать главной целью своего государства вступление в союз, из которого бегут наиболее процветающие участники.

В научных работах, посвященных причинам распада СССР, одной из главных идеологических причин самоуничтожения советского государства называется исчезновение реальной цели его существования. Граждане были готовы потерпеть бытовые неудобства, пока им говорили, что наступление коммунизма – дело ближайших лет. А в годы «перестройки» и «гласности» стало понятно, что никакого коммунизма в обозримом будущем не случится – и смирение с лишениями больше не имело смысла.

Украинцам регулярно говорят о том, что в ближайшие десятилетия их в Евросоюзе никто не ждет. Но даже 20 или 30 лет – вполне обозримый срок, люди могут жить в тяжелых условиях, думая: «Наши дети будут жить при коммунизме» – то есть в процветающей Европе. Но когда-нибудь и они поймут, что в данном случае «через десятилетия» – это дипломатичный синоним слову «никогда».

Brexit показал, что Европа, возможно, будет процветать и дальше, но не обязательно в виде союза, где богатые и успешные помогают бедным и отсталым. «Польские сантехники», как и их прибалтийские коллеги – официанты, заработали свое в Британии, но скоро им придется переместиться восточнее. А на фоне обострения проблем с беженцами и ужасающего роста террористической угрозы замыкание европейских стран в собственных границах и концентрация на собственной повестке – практически неизбежный путь развития событий.

Украина на протяжении 23 лет поддерживала относительно приемлемый уровень жизни своих граждан за счет взаимодействия с Россией и прямой экономической помощи со стороны Москвы. Теперь взаимодействие разрушено, помощь свелась к минимуму (говорить о полном ее прекращении в ситуации, когда на Украине, к примеру, работают российские госбанки, нельзя). И в случае, если потепление отношений с Турцией продлится хотя бы несколько лет и приведет к созданию южного газопроводного обхода Украины, транзит газа как источник валюты для Киева также пересохнет. Экспорт продуктов питания и металлопроката не в состоянии дать достаточное количество средств для поддержания социальной системы, которая толком не реформировалась с советских времен. А в то, что нынешняя власть добровольно запустит структурные реформы, верят разве что преданные сторонники Петра Порошенко, число которых убывает с каждым днем.

В Молдавии и Грузии ситуация несколько лучше, но в случае, если Европа действительно займется собственными проблемами, успешно продавать свой статус «пострадавших от российской оккупации» им будет труднее. Придется договариваться с Приднестровьем, Абхазией и Южной Осетией о добрососедских отношениях, придется более внимательно прислушиваться к пожеланиям Москвы.

В таких раскладах аналитики Stratfor выступают в качестве Капитана Очевидность: независимость Украины, Грузии и Молдавии, которую они были готовы продать в Брюссель, больше никого не интересует. Молдавия гипотетически может присоединиться к Румынии, но юнионисты в последние годы поутихли в обеих странах. А Украине и Грузии в любом случае придется учиться жить самим. Собственно, как это и предполагалось в 1991 году, во время распада Советского Союза.

Текст: Антон Крылов

Источник