На пороге космической войны

ПолитикаСобытия

Американская ПРО в Южной Корее угрожает России и Китаю

США и Южная Корея в июле 2016 г. объявили о том, что договорились о создании американской противоракетной системы THAAD на южнокорейской территории. Планируется, что оружие будет размещено там до конца 2017 года. Против этих зловещих планов единым фронтом выступают Российская Федерация и Китайская Народная Республика. Эта проблема стала темой видеомоста между Москвой и Пекином, состоявшемся в Международном информационном центре «Россия сегодня».

Как указал в ходе разговора исполнительный директор Национального комитета по исследованию БРИКС, директор Центра российской стратегии в Азии Института экономики РАН Георгий Толорая, ситуация на Корейском полуострове развивалась предсказуемо до тех пор, пока в нее не был внесен новый элемент: размещение американской системы ПРО.

Он имеет не только региональное, но и глобальное значение. Недаром Россия и Китай восприняли эти планы как меняющие стратегический баланс между Китаем и США, и между Россией и США.

Американские партнеры неустанно твердят: ни вас, русских, ни китайцев это никак не коснётся, но это чистейшей воды ложь, направленная на то, чтобы скрыть правду.

Кстати, ни американцы, ни южнокорейцы не предполагали такой резкой реакции Китая и России на размещение американской системы THAAD в Южной Корее. Но если американцам размещение системы ПРО в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) на руку, поскольку укладывается в их планы по изменению стратегического баланса в мире в свою пользу, то южнокорейцы попали в сложную ситуацию. Они не ждали такого резкого охлаждения отношений с крупнейшим игроком в АТР, каким является Россия. Они, как полагает Г. Толорая, пребывают сейчас в определенной растерянности. Ситуацию усугубляют протесты внутри страны: губернаторы ряда южнокорейских провинций выступили с заявлением против размещения ракет и радаров THAAD на своей земле. Но размещение фактически уже свершилось. И это действительно меняет баланс сил в регионе.

С политической точки зрения, мы наблюдаем фактическое начало нового витка гонки вооружений, поскольку система ПРО, размещенная в АТР, законно воспринимается Россией как глобальная угроза ее безопасности.

Это вроде бы чисто техническое решение о защите от северокорейской ракетной угрозы (на чем настаивают янки) воспринимается и Россией, и Китаем как нарушающее стратегический паритет и стабильность на всей планете.

Причем, как выяснилось в последний момент, эти системы будут прикрывать от возможного удара в основном американские военные объекты, что дает повод предполагать, что там, на штатовских базах, будут впоследствии размещены еще какие-то другие средства нападения на Россию и Китай, – подчеркнул Г. Толорая. Сейчас же эти системы, по всей видимости, служат прикрытием для дальнейшего размещения этих новых наступательных средств.

Выступивший в ходе видеомоста с Пекином профессор Института международных отношений Китайского университета коммуникаций Ян Мянь выразил полное согласие с мнением российского эксперта и указал, что размещение системы ТHAАD в Южной Корее – это слом всей системы региональной безопасности.

Радары этой системы будут покрывать очень значительную часть всего пространства Китая. В то же время северокорейские ракеты никоим образом не будут блокироваться системой ТHAАD. Поэтому Китай выступает с резкой критикой американских шагов по размещению ПРО в Южной Корее.

Как пояснил заместитель директора Института стран СНГ, военный эксперт Владимир Евсеев, радиолокационные станции (РЛС), которые будут использоваться в системе ТHAАD в Южной Корее, имеют дальность обнаружения целей порядка 1000 км, и 600 км – в режиме наведения.

«В этой зоне на территории КНР имеются объекты, в отношении которых Китай очень не хотел бы, чтобы они находились в режиме постоянного наблюдения, – сказал он. – Надо иметь в виду, что радиолокационная станция имеет существенные преимущества перед системой космического наблюдения, она может вести объекты, находящиеся в атмосфере на высотах до 100 км, чего не способен делать спутник. Получается, что США смогут получать раньше информацию со своих радаров в Южной Корее, и она будет более надежной, чем с космических систем. Поэтому я полностью понимаю и разделяю озабоченности китайских специалистов».

И для России столь пристальное наблюдение за ее территорией создает немалые проблемы, потому что та информация, которая будет сниматься с радаров THAAD, будет сразу передаваться американским ядерным силам. Этот выигрыш во времени в свою очередь, будет только подогревать опаснейший соблазн нанести ракетно-ядерный удар по базам российских СЯС. Соответственно, если исходить из возможных сценариев ракетно-ядерной войны, то и для России речь идет о глубоком ударе по всем ракетным базам США.

Россию беспокоит обозначившееся в последнее время изменение баланса сил, вовлечение в эти сценарии Японии и Южной Кореи, раскручивающийся маховик гонки вооружений.

Россия не хотела бы в ней участвовать, но американские сценарии втягивают нашу страну в гонку вооружений помимо ее воли.

По мнению Владимира Евсеева, существуют два варианта, которые позволили бы ограничить негативные последствия американской затеи с размещением системы THAAD в АТР.

Первый – создать в регионе единую систему безопасности на базе трех государств: России, Китая и Южной Кореи.

Другой вариант означает проведение двухсторонних переговоров с Южной Кореей. Этот вариант предполагает одновременные переговоры с КНДР об ограничении производства расщепляющихся материалов и о присоединении ее к Договору 1970 года о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), а также к последующему договору 1996 года о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. В то же время были бы полезны переговоры КНДР с США и Южной Кореей об ограничении масштабов американо-южнокорейских учений на Корейском полуострове, указал Владимир Евсеев, об ограничении количества американских тактических ядерных боеприпасов на территории полуострова и средств доставки ядерного оружия.

В связи с этими предложениями закономерен вопрос: возможно ли вообще создание в АТР региональной системы безопасности с участием России, Китая и Южной Кореи?

На него ответил главный научный сотрудник Центра изучения и прогнозирования российско-китайских отношений Института Дальнего Востока РАН Владимир Петровский: «Действительно, существует возможность для проведения многосторонних консультаций по всем этим вопросам.

И недаром в официальном заявлении МИД России, где выражается глубокая озабоченность размещением в Южной Корее американской системы ТHAАД, также подчеркивается, что по-прежнему остается возможность для многосторонних консультаций. Такая возможность, подчеркну, есть, ведь еще в 1991 году было подписано соглашение о безъядерном статусе Корейского полуострова».

Тогда США и СССР выступили гарантами этого соглашения.

Почему бы не возобновить шестисторонние, с участием КНДР, КНР, России, США, Южной Кореи и Японии переговоры по корейской ядерной проблеме, изменив их мандат?

Но надо иметь в виду, что американская инициатива с системой ТHAАD на Корейском полустрове убивает по меньшей мере двух зайцев. Во-первых, она повлекла обострение отношений между Южной Кореей и Китаем, которые ранее были близки к установлению между ними стратегического партнерства. Во-вторых, американский ВПК получил лакомый кусок военных заказов. Поэтому так просто США от своей затеи не откажутся.

Россия и Китай действительно озабочены ухудшением международной стратегической стабильности. Кстати, во время июньского 2016 года визита Путина в Китай обе стороны об этом говорили. И недаром, подчеркнул В. Петровский, в Пекине была подписано совместное заявление об укреплении международной стратегической стабильности. В этом документе есть специальный параграф о размещении системы ТHAАД, где прямо говорится, что американская инициатива не вызвана никакой необходимостью, не соответствует заявленным параметрам, и не может не вызывать обеспокоенности у китайской и российской сторон.

Пекинский профессор Ян Мань выразил согласие с мнением российских коллег, что надо предпринимать энергичные усилия, чтобы снизить остроту проблемы, добиваясь, чтобы Северная Корея вернулась к шестисторонним переговорам.

Это действительно эффективный механизм. Но при этом надо помнить, что Индия и Пакистан открыто нарушают ДНЯО, и показывают заразительный пример для КНДР.

Кстати, недавно КНДР выступила с заявлением, что она будет ответственным ядерным государством, что она хотела бы заключить с Южной Кореей мирный договор. Экспертному сообществу и политикам необходимо обратить внимание на законные интересы безопасности Северной Кореи. Сильным препятствием на этом пути служит, опять-таки, позиция США, которые заявляют, что сначала Северная Корея должна полностью отказаться от всего ядерного оружия. Тут возникает вопрос: а удовлетворит ли это аппетиты Америки?

Очевидна слишком большая пропасть между сторонами. Потому что подлинная цель США – это смена режима в КНДР. Поэтому существуют очень небольшие возможности для шага навстречу со стороны Северной Кореи.

По поводу договора ДНЯО В. Евсеев внес уточнение: Индия и Пакистан не являются нарушителями этого договора, потому что они не подписывали его и не ратифицировали. А Северная Корея официально вышла из этого договора.

Далее, эта страна не раз выражала намерение осуществить мирную ядерную программу, для начала построить одну атомную электростанцию, что, кстати, полностью согласуется с позицией МАГАТЭ о необходимости проводить четкую грань между мирным атомом и ядерным оружием.

Поэтому первым шагом к денуклеаризации Корейского полуострова могла бы стать готовность Северной Кореи установить специальные датчики на своих ядерных объектах, которые позволяли бы контролировать, в каких целях осуществляется атомная программа, — предложил В. Евсеев.

По его мнению, можно было бы поискать возможность полной постановки северокорейской ядерной программы под контроль МАГАТЭ. И тогда было бы преодолено категорическое неприятие Северной Кореей договора ДНЯО. Это было бы первым этапом по нормализации отношений КНДР со всем остальным миром, который позволил бы говорить о том, что Северная Корея готова бороться за реальную денуклеаризацию Корейского полуострова.

Все участники видеомоста сошлись во мнении, что инициатива о трехсторонних переговорах Китая, России и Южной Кореи о мерах по укреплению безопасности в АТР заслуживает самого пристального внимания. «Мы могли бы, в частности, договориться об установлении «потолка» в размещении обычных вооружений в регионе, с тем, чтобы избежать вовлечения каких бы то ни было государств Северо-Восточной Азии в гонку вооружений, — выразил консолидированную точку зрения В. Евсеев. — Далее, для укрепления доверия между нашими странами можно было бы провести совместные военно-морские маневры, скажем, по противодействию пиратам или террористам. Это показало бы нашу готовность к диалогу, и таким образом мы могли бы двигаться дальше. А первым шагом на этом пути могла бы стать совместная оценка вызовов и угроз в АТР, а также ограничение опасной военной деятельности, в том числе военно-морской. Тогда станут видны контуры будущего соглашения об ограничении или вообще отказе от ТHAАD в Южной Корее…»

Но при этом, перед лицом усиливающейся американской военной угрозы, подчеркивали участники мероприятия, надо усиливать взаимодействие между Россией и Китаем, в том числе в военной области.

Если США пойдут на развертывание систем вооружения в космосе, Россия и Китай должны подумать о создании и развитии противоспутникового оружия. В любом случае ответ должен быть ассиметричный и не очень затратный.

В ходе завязавшейся дискуссии Владимир Петровский обратил внимание на то, что американцы в своих заявлениях упорно выводят ПРО за рамки стратегического баланса, но Россия и Китай ясно показывают, что нельзя, ведя переговоры об ограничении наступательных вооружений, не рассматривать их в комплексе с системами ПРО.

«Россия и Китай вместе в вопросе и о том, что нельзя обеспечивать собственную безопасность за счет других партнеров, — указал В. Петровский. – Все, что касается стратегической стабильности – это вопрос между Россией и США, но недалек тот день, когда и Китай присоединится к обсуждению этой проблемы. Россия и Китай предложили согласованное между собой заявление об укреплении стратегической стабильности в АТР, систему единой и неделимой безопасности, которую нельзя обеспечивать за счет других…»

У Китая есть собственное видение региональной и глобальной безопасности. Сейчас он является Председателем в совещании по укреплению мер доверия в Азии, и в рамках этого совещания предложил целый кодекс мер доверия, которые весьма близки к тому, что предлагает Россия, – указал В. Петровский. – Это прочная база для дальнейших шагов. Возможно, России и Китаю все-таки удастся обоюдными усилиями заставить США вернуться к разговору о ПРО, о том, как вообще поддерживать в мире стратегическую стабильность».

Владимир Евсеев в заключение напомнил, что разговор с США о ПРО возможен и в рамках формата РИК (Россия, Индия, Китай). Этот альянс уже выступил с рядом предостерегающих заявлений, в частности, о недопустимости переноса гонки вооружений в космос.

Источник