Закулисная борьба

ПолитикаСобытия

Китай пытается заполучить контроль над ключевыми постами в ООН

У Китая, убеждены эксперты, есть собственные взгляды на то, как должна действовать миротворческая миссия ООН, и в связи с этим Пекин стремится занять главный миротворческий пост. Добившись своего, Пекин получит контроль над вторым по численности экспедиционным корпусом, состоящим более чем из 100 тыс. миротворцев, действующих в самых горячих точках мира.

Голубые каски

В последние несколько месяцев все внимание было приковано к борьбе за пост генерального секретаря ООН. Результатом этой борьбы может стать разрушение монополии, которой обладали западные державы в течение многих десятилетий в святая святых руководства ООН – и это, без сомнения, может вызывать тревогу у правозащитников.

По словам нескольких чиновников ООН, Пекин пытается взять под свой контроль Департамент миротворческих операций (ДМО), который контролировала Франция на протяжении почти 20 лет. Москва, со своей стороны, стремится к контролю над Департаментом по политическим вопросам (ДПВ), главами которого последние десять лет были бывшие сотрудники Госдепартамента США.

Явный интерес Пекина к контролю над ДМО увязывается с его становящимся все более интервенционистским подходом к внешнеполитическим вопросам. Это весьма тревожно, поскольку может повлиять на проводимые ООН миротворческие операции. В частности, при их проведении может уменьшиться внимание к соблюдению прав человека. При том что уже сейчас голубые каски ООН сталкиваются с обвинениями в сексуальном насилии в Центральноафриканской Республике, а также в неспособности обеспечить защиту преследуемых гражданских лиц и сотрудников гуманитарных организаций в Южном Судане.

Китай, безусловно, является заинтересованной стороной. Действуя под эгидой ООН, Китай направил 2.639 миротворцев для участия в 11 миссиях – больше, чем все остальные постоянные члены Совета Безопасности вместе взятые. И Китай стал вторым по величине источником финансирования операций ООН по поддержанию мира после Соединенных Штатов, обеспечивая более 10% от почти восьми миллиардного бюджета.

Монополизация постов

На прошлогоднем саммите ООН, организованном президентом Бараком Обамой, китайский лидер Си Цзиньпин пообещал передать в распоряжение организации 8000 военнослужащих. Китай также пообещал обучить 2000 иностранных миротворцев и выделил $100 млн для сил Африканского союза.

Но с этим значительным финансовым участием приходит и желание влиять на политику ООН: китайские дипломаты недавно пытались сократить бюджет, выделенный на утверждение прав человека в местах проведения миротворческих миссий, формально, чтобы сэкономить деньги, говорят дипломаты.

Стремления Китая являются отражением его амбиций. США, Великобритания и Франция заблокировали наиболее влиятельные посты в Секретариате ООН с момента окончания холодной войны. Эрве Ладсу, бывший дипломат, является четвертым французом на посту главы ДМО. Стивен О’Брайен, член британского парламента от консервативной партии, – третий британец, возглавляющий агентство по чрезвычайным ситуациям ООН.

Джеффри Фельтман, бывший помощник госсекретаря США по делам Ближнего Востока, – второй американец, занимающий пост главного политического советника ООН.

Практически полная монополизация ключевых постов раздражает реформаторов ООН, которые говорят, что на такие должности должны выбираться люди, в первую очередь на основе заслуг, а не из-за национальной принадлежности. Действующая система, в которой крупные державы оказывают давление на главу ООН, чтобы продвинуть своих кандидатов – подрывает независимость лидера, говорят они. Они также указывают на то, что такой подход полностью противоречит Уставу ООН, который прямо запрещает членам действовать по указке “любого правительства или любого другого органа организации”.

Темная сторона

Большинство голубых касок Китая размещены в Африке, где у Пекина обширные интересы как коммерческие, так и политические. У КНР есть войска в Мали, Либерии, Демократической Республике Конго и Южном Судане.

Три китайских миротворца погибли при исполнении служебных обязанностей в этом году. Исламисты убили одного китайского солдата в Мали, еще двое убиты в Южном Судане в июле, когда их бронированный автомобиль был подбит выстрелом из гранатомета.

Китай также в течение восьми лет боролся с пиратством у берегов Сомали, помогая положить конец тому, что на протяжении многих лет было дорогостоящим бедствием для мировой торговли. И это совсем недавно Пекин основал военно-морскую базу в Джибути, наряду с Соединенными Штатами и другими мировыми державами.

Не все уверены в том, что Китай стремится взять на себя ответственную роль из благих намерений. Впрочем, все эти разговоры о «темной стороне» китайских устремлений подогреты закулисными сплетнями. Китайская миссия Организации Объединенных Наций отказалась от комментариев по этому поводу; также поступили и кандидаты на пост генсека ООН.

Источник

Berita Teknologi Cyber Security https://teknonebula.info/ Tekno Nebula