В чем кроется опасность экономического сотрудничества на южных курилах?

ПолитикаСобытия

В феврале 2017 года исполнилось 162 года со дня подписания Симодского трактата, установившего дипломатические отношения между Россией и Японией. В этот день в Японии повсеместно отмечают «День Северных территорий», привлекая внимание общественности к территориальной проблеме, существующей между Россией и Японией. Япония претендует на острова Южно-Курильской гряды – Кунашир, Шикотан, Итуруп и группу островов Хабомаи, вошедших в состав Советского Союза после Второй мировой войны.

На протяжении 72 лет территориальная проблема препятствовала заключению мирного договора между Россией и Японией и развитию экономических связей на Дальнем Востоке. Ситуация резко изменилась после поездки в Японию Президента Российской Федерации Владимира Путина в середине декабря 2016 года, по итогам которой было подписано 68 соглашений на сумму японских инвестиций в размере 2,5 млрд долл. США в российскую экономику, а также достигнута договоренность о начале консультаций по вопросу о совместной экономической деятельности на этих островах.

Экономическая выгода для России от прихода японских инвесторов на 4 малонаселенных острова Южно-Курильской гряды кажется очевидной. Но не для всех. В начале декабря 2016 года с письмом к Президенту Владимиру Путину обратилась группа из пяти российских ученых и активистов, обращая его внимание на опасность, которая может возникнуть в связи с «отдачей в аренду островов без письменного обязательства сторон строго контролировать соблюдение норм взаимовыгодного сотрудничества». Корреспондент «Спутника» Анна Оралова побеседовала с Кириллом Черевко, академиком Российской академии естественных наук, доктором исторических и филологических наук, японистом-международником, автором многих статей, посвященных российско-японским международным отношениям, который подписал обращение к президенту.

Назвав «большим прорывом» подписание 68 экономических соглашений между Россией и Японией, Кирилл Черевко обратил внимание на слова премьер-министра Синдзо Абэ о «совместном проживании» на островах русских и японцев: «Я читал стенограмму беседы Синдзо Абэ и Владимира Путина в Интернете, и в начале разговора Синдзо Абэ дал понять, что стороны уже значительно продвинулись вперед в этом вопросе. Я считаю, что вопрос о совместном проживании – это самое сложное. Неизвестно, приедут ли японцы по туристической визе, либо получат временную регистрацию, либо будут находиться на островах как жители этой территории. Ведь право на любую территорию принадлежит ее жителям. Самое главное для России – это сохранить суверенитет над островами и всесторонне развивать сотрудничество».

«Спутник»: Получается, на островах может быть образована японская община?

Кирилл Черевко: «По сути, да. Я вижу в этом опасность. Я вижу в этом ползучий подкоп под наш суверенитет. Если на этот счет не будет заключено специальное соглашение. Японцы очень активны. Если на островах будет равное количество компаний – 68 с японской стороны и такое же количество российских, то активность японских компаний будет превышать активность российских компаний».

«Спутник»: Будет ли польза, на Ваш взгляд, от прихода японцев на Южные Курилы?

Кирилл Черевко: «России нужно осваивать эти территории, а ни денег, ни людей недостаточно. Польза будет взаимная, если все произойдет честно, как будет написано в соглашении. Если наше руководство будет вести себя активно, то мы можем настаивать, чтобы проекты на Курилах осуществлялись, например, так же, как осуществлялись нефтяные проекты на Сахалине в соответствии с соглашениями. Представляется перспективным освоение и развитие рыболовного промысла. Однозначно плюсом будет экономическое развитие этих районов».

Авторы письма-обращения к президенту передали его в администрацию президента перед поездкой Владимира Путина в Японию с просьбой предпринять меры для защиты территориальной целостности России в соответствии с конституцией РФ. «Решение отдать Советскому Союзу Южные Курилы Франклина Рузвельта основано на международном праве (на праве первого открытия островов экспедицией Витуса Беринга в 1739 году), в котором обязательства сторон зафиксированы заранее, и отступать от них нельзя», – сказал Кирилл Черевко в интервью «Спутнику».

А.В. ОРАЛОВА,
Международное информационное агентство
«Россия сегодня»

Источник