Киев опускает железный занавес

ПолитикаСобытия

Украинские власти готовятся ввести визовый режим с Российской Федерацией

После запрета российских соцсетей украинские власти задумались о том, чтобы сделать следующий шаг — ввести визовый режим с Российской Федерацией. Об этом СМИ «незалежной» сообщили 21 мая со ссылкой на источники в Верховной Раде. По их словам, на прошлой неделе депутаты фракций «Блок Петра Порошенко» и «Народный фронт», которым принадлежит большинство в парламенте, должны были провести сверку голосов, чтобы понять, увенчается ли успехом голосование за введение виз. Результаты проверки не известны, но инсайдеры утверждают, что уже на этой неделе голосование может состояться.

Позднее эту информацию подтвердил депутат «Народного фронта» Андрей Тетерук. ««Правильно вы заметили, что сейчас подводятся итоги и подсчитывается количество голосов народных депутатов, которые готовы за это голосовать, проводится разъяснительная работа, и мы должны осуществить этот ответственный шаг и ввести визовый режим с Россией», — заявил он.

О введении виз с Российской Федерацией на Украине заговаривают с завидной периодичностью. Например, в феврале 2016 в Верховной Раде был зарегистрирован соответствующий законопроект, но на рассмотрение его не вынесли. Следующий виток «визовой активности» состоялся в августе 2016 года. Тогда создалось впечатление, что Киев настроен достаточно серьезно. Министр иностранных дел страны Павел Климкин в интервью рассуждал о том, что Украина вполне может обеспечить визовый режим с Россией, но для этого нужно будет создать около 100 дополнительных консульских должностей.

Но и тогда вопрос был спущен на тормозах. Прежде всего, из-за большого числа украинцев, которые живут и работают в Российской Федерации. По данным украинского МИДа, в год украинско-российскую границу пересекают около 4 миллионов украинцев и около миллиона россиян. По данным Нацбанка Украины, в 2016 году из России в Украину поступило 935 млн. долларов. Правда, это почти в три раза меньше, чем в 2013 году. К этому привело как падение курса рубля, так и запрет на денежные переводы из РФ, введенный Киевом, из-за которого многие предпочитают передавать средства по неформальным каналам. Бывший депутат Верховной Рады Владимир Олейник даже высказал предположение, что киевские власти намеренно создают трудности с переводами, чтобы перенаправить поток гастарбайтеров из России в Европу.

«Мое мнение — нужно вводить визовый режим, — заявил в ноябре 2016 секретарь СНБО Александр Турчинов. — К сожалению, Министерство иностранных дел у нас пока не поддерживает эту позицию. Они апеллируют к защите интересов наших граждан. У нас действительно много гастарбайтеров в России. Да, может быть, не из-за самых лучших жизненных обстоятельств они вынуждены были туда выехать».

Однако с прошлого года ситуация изменилась. Украина, наконец, получила обещанный безвизовый режим, который вступит в силу в июне. И хотя либерализация визового режима с Евросоюзом вовсе не дает украинцам права там работать, Киев может посчитать, что это достаточный аргумент для собственных недовольных граждан — мол, раз Евросоюз визы отменил, самое время ввести их с Россией.

И Киев совсем не смущает, что Москве, скорее всего, придется ввести ответные меры. Запрет российских соцсетей, сайтов и служб вплоть до бухгалтерской программы 1С показал, что возмущение украинцев в основном ограничивается тем же интернетом. Значит, и введение виз с РФ к протестам не приведет, ну а о благополучии и удобстве своих граждан киевские власти давно уже не думают.

Даже украинские политологи соглашаются с тем, что граждане «незалежной» потеряют от визового режима с РФ гораздо больше, чем россияне. Но если одни эксперты убеждают, что, как и в случае с соцсетями, украинцы привыкнут к этому, то другие предупреждают: такой шаг приведет к вымыванию трудоспособного населения из страны. Граждане, которые раньше только ездили на заработки, предпочтут переехать в Россию навсегда, получив гражданство. Кстати, в прошлом году украинцы получили около ста тысяч российских паспортов, на треть больше, чем в 2015.

«Это нанесет тяжелейший удар по украинцам, которые посещают нашу страну намного чаще, чем россияне — Украину, — рассказал в интервью „Лайфу“ первый зампред Комитета Совфеда по международным делам Владимир Джабаров. — В последние два-три года вообще очень мало наших граждан туда ездили. Если они введут визовый режим, мы вынуждены будем ответить тем же».

Старший преподаватель кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ Вадим Трухачев считает, что даже если Россия не пойдет на ответные меры и не введет визы для украинцев, киевский режим сам позаботится о том, чтобы граждане «незалежной» меньше ездили в соседнюю страну, например, введет еще и выездные визы.

— Вполне допускаю, что после того, как заработает безвизовый режим с Европейским союзом, украинское руководство на радостях введет визовый режим с Россией. Если уж они взялись все доводить до абсурда, то не остановятся на достигнутом. Соцсети — это только начало, а визовый режим с Россией — следующий шаг. Как говорится, маразм крепчал.

Более того, я не исключаю, что они могут ввести не только въездные, но и выездные визы в Российскую Федерацию. Им ведь мало только ограничить визиты граждан России, они хотят контролировать и собственных граждан.

Думаю, соответствующий документ наберет нужное количество голосов в Верховной Раде. Правда, пропрезидентская фракция может немного подстраховаться и объявить это временной мерой, как в случае с запретом соцсетей, «Яндекса» и прочих служб, который был введен на три года.

«СП»: — Если Киев введет визовый режим, России придется ответить тем же?

— Хочется надеяться, что на этот бред российская сторона не станет отвечать аналогичными шагами. Судя по некоторым заявлениям наших властей, это вполне возможно. Мы не хотим бить по семьям, близким и друзьям, то есть по связям, которые существуют между миллионами людей. Потому что все это, безусловно, нанесет сильнейший удар по гражданам Украины, миллионы которых имеют в России родственников и работают здесь.

Если Киев введет въездные визы — это станет резким ограничением возможности заработать и кормить свои семьи. Где искать этим людям работу на самой Украине — большой вопрос. Долгожданный безвиз с ЕС возможность работать в Европе не дает. До сих пор в России больше гастарбайтеров из Украины, чем в странах ЕС.

Но украинские власти давно уже не думают о собственных гражданах.

«СП»: — Эти граждане, которых режим лишит возможности зарабатывать в России, могут стать костяком протестных настроений?

— Думаю, что летом этого не произойдет — не тот сезон. А вот зимой возможно все. В конце концов, украинская власть все сильнее сжимает пружину, в результате чего и разожмется она максимально резко. Даже некоторые поклонники Майдана начинают говорить о том, что последние меры — это что-то из области абсурда.

Президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов считает, что в ответ на введение визового режима Москва могла бы создать облегченный механизм для получения российского гражданства.

— Не берусь прогнозировать, чем закончится это голосование, но понятно, что аргумент о том, что Украине визовый режим с Россией не выгоден, совершенно не работает. Украина делает не то, что выгодно, а то, что позволяет выразить ее истерическое отношение к России. Очевидно, что блокада Донбасса не выгодна с точки зрения сохранения территориальной целостности Украины, выдавливание российских банков не выгодно для ее экономики. Но все эти решения были приняты. Поэтому не исключаю, что может быть принято и решение о введении визового режима с Россией. Украина старается уйти так далеко от России, как это возможно.

«СП»: — Должна ли Москва пойти на ответный шаг и ввести визовый режим для Украины?

— На мой взгляд, это можно сделать в том случае, если предусмотреть альтернативный механизм облеченной миграции. Таким механизмом может стать «карта русского» по аналогии с существующими «картой поляка» и «картой венгра». Такая карта выдавалась бы гражданам Украины, для которых русский является родным языком, которые сами идентифицируют себя, как русские и которые готовы продекларировать свою лояльность к России, как к государству.

Безусловно, такой механизм будет принят Киевом в штыки, но противодействовать ему сложно, так как это не гражданство и не попадает под запреты, связанные с двойным гражданством. Если носители этой карты будут дискриминироваться — это будет актом прямой этнической дискриминации, а это то, что Россия сможет использовать на международной арене.

Введение такой карты было бы целесообразно в любом случае, а уж если Киев введет визовый режим, то этот механизм стал бы тем более важным.

То, что такой канал облеченной миграции для русской части Украины необходимо обеспечивать — это вопрос принципиальный. Потому что противостояние с Киевом — это борьба не за землю, а за людей, точнее, за лояльность населения юго-восточной Украины, которое обладает двойной самоидентификацией или может выбирать между лояльностью России, как своей исторической Родине, и Украине, как антироссийскому новообразованию. Это не этнический, а именно политический выбор. Важной частью этого выбора является доступность России, как гуманитарного и культурного пространства для русскоязычной части Украины.

Источник