Москва прижала регионы к ногтю

ПолитикаСобытия

Центр расширяет основания, по которым он может забрать полномочия у субъектов РФ

7 августа правительство РФ внесло в Госдуму поправки, по которым полномочия регионов можно будет передать на федеральный уровень. Об этом сообщает газета «Коммерсант».

По информации издания, поправки, разработанные Минюстом, предлагается внести в закон «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» (ст. 26.3 и 26.9). Сейчас полномочия могут передаваться регионам законами, указами президента и постановлениями правительства. Теперь решено описать порядок изъятия полномочий.

Вот перечень оснований, по которым полномочия могут быть изъяты:

— если субъект не может исполнять их из-за «стихийного бедствия, катастрофы или иной чрезвычайной ситуации»;

— если это обусловлено «обеспечением обороны страны и безопасности государства» или необходимостью «реализации международных или общенациональных мероприятий»;

— если есть возможность обеспечить сокращение расходов федерального и регионального бюджетов;

— если регион «субделегировал» полномочия на муниципальный уровень.

Законопроект принципиально не меняет отношений между центром и регионами, зато позволяет изымать полномочия по решению президента или правительства «на основании мотивированного обращения» главы субъекта, в том числе совместного с федеральным ведомством. Вместе с полномочиями на федеральный уровень будет передано имущество, которое использовалось для их реализации, а также прекращено предоставление субвенций, причем «возврат их неиспользованных остатков в федеральный бюджет» произойдет «в месячный срок».

Изымать полномочия, согласно поправкам, можно будет «не более чем на два года».

С одной стороны, изъятие полномочий регионам даже на руку. В свое время субъекты РФ отчаянно сопротивлялись как раз обратному процессу — передаче им из центра дополнительных полномочий. Причина была проста — такая передача не подкреплялась достаточным финансированием.

С другой стороны, поправки могут превратиться в «кнут для регионов». Особенно экспертов настораживает пункт об изъятии полномочий с целью «экономии расходов». Теперь, не исключено, региональные власти будут всеми силами урезать «социалку», лишь бы избежать подозрений Кремля в расточительности.

Наконец, поправки де-факто усиливают централизацию, которая в России и без того избыточна. А значит, еще больше снижают эффективность управления экономикой на местах.

Что стоит за решением кабмина, зачем потребовалось лишать регионы полномочий?

— Решение не является стратегическим, и отражает колебания экономического блока правительства РФ между крайностями, — отмечает политолог, директор Института политических исследований Сергей Марков. — Эти колебания, на мой взгляд, происходят в двух измерениях. Первое — это выбор между жесткими правилами и гибкостью. Сейчас наблюдается крен в сторону ужесточения правил, хотя зачастую эти новые правила вступают в противоречие с реальностью.

Примеры ужесточения — это укрупнение регионов, или передача региональных полномочий на федеральный уровень. Такие решения часто оборачиваются потерями для бюджета, поскольку правилами нельзя описать всего многообразия экономической жизни в стране.

У нас правительство, как правило, сначала движется по пути ужесточения правил. Потом кабмин наталкивается на очевидное препятствие для роста экономики, разворачивается, и начинает движение в противоположном направлении — в сторону большей гибкости и расширения полномочий регионов.

В результате издержки от несовершенства жестких правил действительно снижаются. Но одновременно открывается мощный коррупционный потенциал.

Как показывает практика, в России разворот в сторону гибкости всегда приводит к возникновению многочисленных коррупционных схем. И когда уровень коррупции становится неприемлемым, кабмин снова меняет курс на 180 градусов.

«СП»: — И какой выход из этого положения?

— В том и проблема, что выхода — в рамках существующей модели, когда в стране нет реальной борьбы с коррупцией, — просто не существует. Можно сказать, кабмин обречен на такую «лавировку», он будет и дальше действовать в том же духе.

«СП»: — Как выглядит второе измерение, в котором колеблется наше правительство?

— Это политическое измерение, и колебания в нем идут между централизацией и регионализацией. Все 1990-е, понятно, прошли под знаком нарастающей регионализации. В результате, Россия фактически была поставлена на грань полураспада.

Как реакция, возник курс на жесткую централизацию. Он полураспад ликвидировал, но одновременно снизил потенциал самостоятельного развития.

В последние годы мы снова наблюдали уклон в регионализацию, но этому помешала санкционная война, развязанная Западом. В условиях давления извне все понимают, что растущая регионализация может стать направлением, по которому Запад нанесет удар.

Замечу, российские круги оппозиционного толка регионализацию сейчас безусловно поддерживают. Именно потому, что это делает РФ более уязвимой для внешнего удара.

«СП»: — Какой стратегии в этой ситуации должен держаться Кремль?

— На мой взгляд, рецепт выглядит так: политическая централизация плюс экономическая регионализация.

Регионы-лидеры, которые много делают для экономики РФ, должны получить возможность снимать «сливки» с экономического роста. Именно ради роста нужно максимально стимулировать региональную самостоятельность.

Но чем больше у регионов будет экономической самостоятельности, тем жестче должна быть политическая централизация.

«СП»: — Как совместить эти цели?

— Нужно не давать сплачиваться региональным элитам. Я считаю, их нужно более активно перемешивать. А для этого необходимо решить важнейшую задачу, перед которой пасует кабмин: отделить экономику от политики.

Это вполне возможно, если все же уйти от нынешних коррупционных схем, в рамках которых любые административные должности рассматриваются как ресурс для получения экономических преференций.

Если же не решить этих проблем, правительство РФ будет и впредь обречено на мечты об экономической регионализации, и на невозможность реализовать их на практике.

— Поправки, позволяющие лишать регионы полномочий, принимаются из чисто экономических соображений, — считает президент Института развития и модернизации общественных связей Федор Крашенинников. — Дела во многих субъектах РФ обстоят из рук вон плохо, а поправки позволяют центру при необходимости принять чрезвычайные меры.

Понято, что поправки играют в сторону усиления централизации. Этот курс Кремля, замечу, остается неизменным уже много лет, хотя явно себя исчерпал. В этом смысле поправки ничего нового не несут, и глобальных перемен в отношении центра и регионов, я считаю, не предвидится.

Источник

Berita Teknologi Cyber Security https://teknonebula.info/ Tekno Nebula