Святослав Князев: Саммит АТЭС, или О чем можно говорить с американцами

ПолитикаСобытия

Прошедший во Вьетнаме саммит АТЭС запомнился не столько экономическими результатами, сколько странным поведением Дональда Трампа и американской делегации

В соцсетях разошлась забавная шутка о том, как проходили мероприятия АТЭС в Дананге: «Американская делегация пытается уговорить Трампа выйти из номера и сходить хоть куда-нибудь. Но тот, помня, что страшные вьетконговцы сделали с Маккейном, отказывается».

В каждой шутке, как известно, есть всего лишь доля шутки. И в этот раз остряки оказались, похоже, правы. Вот только президент США опасался отнюдь не «вьетконговцев»…

Саммит Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества оказался в этот раз не слишком содержательным. Как точно подметили эксперты РИА «Новости», его участники преимущественно «договаривались договариваться» (это было сказано применительно к ТТП, но верно и в отношении всего мероприятия в целом).

Форум ведущих экономик планеты, на которые приходится 54% мирового ВВП, 44% мировой торговли и 40% населения Земли, был в этой раз площадкой для двусторонних консультаций.

Одним из ключевых моментов саммита должна была стать встреча участников Транстихоокеанского партнерства, которое недавно сильно пошатнулось из-за нежелания участвовать в большинстве проектов ТТП Дональда Трампа. Теперь, судя по всему, засомневались в перспективности формата и Канада с Японией, которые, очевидно, испугались того, что транстихоокеанский формат может негативно отразиться на их экономических отношениях со Штатами. Так что в роли неформального лидера ТТП продолжила утверждаться Австралия, и никаких конкретных решений его участниками так и не было принято.

Дональд Трамп перевел позицию США по различным форматам тихоокеанского партнерства из экономической плоскости в философскую. По его мнению, «честная» торговля важнее «свободной». Что скрывается за этими обтекаемыми формулировками – так сразу и не скажешь. Ясно только то, что нырять в новый «открытый рынок» Штаты по-прежнему не собираются.

Из-за позиции США очень неконкретными вышли и итоговые документы саммита АТЭС в целом. Его участники подписались под тем, что они «за все хорошее и против всего плохого», чем, собственно, и ограничились.

Интенсивное двустороннее общение проходило в ходе мероприятия (и непосредственно перед ним – в контексте «азиатского турне» Трампа) между главами России, Китая, Вьетнама, Японии, Филиппин и США.

Впрочем, одна из ключевых встреч – между Владимиром Путиным и Дональдом Трампом – в ожидаемом «широком» формате так и не произошла. Изначально именно она могла стать одним из центральных моментов саммита. О желании «пообщаться во Вьетнаме» американская сторона заявила еще давно. Но в последний момент начались какие-то странные метания. Американское внешнеполитическое ведомство дало понять, что встречу никто не готовит и что ее, скорее всего, не будет. Российские дипломаты не скрывали своего разочарования.

В начале саммита Трамп, казалось, даже избегал Владимира Путина и выглядел чуть ли не напуганно. Потом американский лидер неожиданно доброжелательно поздоровался с российским, и… снова сбежал.

В конечном итоге пообщаться главам России и Соединенных Штатов все же удалось. Они даже приняли совместное заявление по Сирии (подтвердив поддержку ее суверенитета и территориальной целостности, а также приверженность женевскому формату). Трамп оценил результаты встречи позитивно и называл «дураками» всех тех, кто не хочет устанавливать нормальные отношения с Россией. Более того, он заявил, что верит Владимиру Путину, говорящему о невмешательстве России в американские выборы.

Впрочем тут же, на полях АТЭС Трамп рассказал о том, что в вопросе оценок «российского вмешательства в избирательный процесс в США» он «вместе с американскими спецслужбами», чем полностью дезавуировал свои предыдущие заявления.

Впрочем, похожие противоречия наблюдались не только по этому вопросу. Еще незадолго до вылета в Азию Трамп ругал политику Пекина. Оказавшись же в Поднебесной, он рассыпался в комплиментах ее руководству. Но уже сразу после отъезда из КНР позволил себе критические замечания в адрес Китая…

Во Вьетнаме он поддержал «суверенитет» Сирии, но при этом даже не думает выводить с ее территории незаконно переброшенные туда американские войска.

К сожалению, в последнее время президент США все больше напоминает флюгер на порывистом ветру, и воспринимать какие-либо его слова всерьез – просто невозможно. Он может искренне хотеть «исправить» отношения с Москвой, но, как только его одернут, – начинает говорить строго противоположные вещи. И это не удивительно. «Короля играет свита». Более того, «король» в данном случае своей «свиты» уже, судя по всему, начал побаиваться. А «свита» в лице Сената, Конгресса, Госдепа и силовых структур США настроена радикально антироссийски.

В общем, никак позитивных перспектив в отношениях со Штатами у России в обозримом будущем нет. Несмотря на отдельные доброжелательные заявления, против нас вооружаются и к нашим границам продолжают массированную переброску войск. Поэтому единственным значимым аспектом в наших отношениях с Вашингтоном является способность Москвы эффективно пресечь любые антироссийские военные поползновения.

Кроме того, очень важно для нас поддерживать хорошие отношения с существующими союзниками и обзаводиться по возможности новыми. В этом плане саммит АТЭС был для нас весьма продуктивен. Владимир Путин пообщался с лидерами Китая и Вьетнама, а также договорился об интенсификации сотрудничества с Филиппинами. Причем наши связи с Манилой, судя по всему, выйдут за рамки ВТС. Россия может принять участие в развитии транспортной инфраструктуры Филиппин и в реализации на их территории проектов в области атомной энергетики.

В целом, с учетом агрессивно-антироссийского настроя коллективного Запада, наиболее перспективным с точки зрения экономического сотрудничества и интеграционных процессов для нас является именно Азиатско-Тихоокеанский регион. О том, что думают по поводу наших начинаний в нем Соединенные Штаты и другие западные страны, нам нужно просто забыть.

Источник