Реинкарнация «Белого лебедя»

Оборона и безопасностьСобытия

В КАЗ им. С. П. Горбунова будет возобновлено производство стратегических сверхзвуковых ракетоносцев Ту-160

Министр обороны Российской Федерации генерал армии Сергей Шойгу в рамках рабочей поездки в войска Центрального военного округа посетил «Казанский авиационный завод им. С. П. Горбунова» – филиал ПАО «Туполев», где проверил ход выполнения контракта по ремонту и модернизации самолетов Дальней авиации.

В ходе пребывания на авиазаводе министр обошел несколько цехов предприятия, познакомился с ходом работ по восстановлению и модернизации самолетов Ту-160, Ту-22М3. Сергей Шойгу провел рабочее совещание, посвященное восстановлению и содержанию авиапарка Дальней авиации предприятиями Объединенной авиастроительной корпорации и перспективному развитию отечественной авиатехники.

Глава военного ведомства поставил круг задач, которые необходимо решить в первую очередь. Прежде всего, по увеличению объемов ремонта и модернизации самолетов ВВС России, повышению качества, сокращению сроков выполняемых работ.

И то, что эта работа уже выполняется, корреспондент «Военно-промышленного курьера» увидел собственными глазами. В цехах, которые мы посетили, стояли в технологических лесах несколько машин Ту-160 и Ту-22М3. На них активно шла работа, заменялась электронная начинка, другое оборудование.

Министра сопровождали глава Республики Татарстан Рустам Минниханов, президент ОАК Юрий Слюсарь, директор завода Николай Савицких, представители руководства Компании «Туполев». Шойгу остановился у поста с графиком исправности парка самолетов Ту-160, Ту-95 МС, Ту-22М3, поинтересовался качеством сварных работ, побывал на испытательном стенде проверки прочности металлоконструкций. Интересно, что качество сварки, как рассказали Шойгу, на современном оборудовании может быть настолько высоким, что прочность швов превышает прочность самого металла.

Шойгу отметил положительную динамику работ в сравнении с прошлогодним его посещение завода. В 2015 году заводчане поставят в войска из ремонта: 2 – Ту-160, 12 – Ту-22М3, еще 6 машин Ту-22М3 поступят в ремонт и на модернизацию.
Но, пожалуй, самым сенсационным оказалось предложение Шойгу проработать вопрос о воспроизводстве стратегического сверхзвукового ракетоносца Ту-160 на заводе с учетом современных технологий. Это даже не предложение, а задача, которую поставил министр обороны. «Лучшего самолета в данном классе еще никто не придумал, – сказал, объясняя свое предложение, глава военного ведомства. – Но для решения этой задачи потребуется консолидировать усилия по совершенствованию производственной базы предприятия».

Как пришла Шойгу эта мысль – трудно сказать, но, действительно, ничего лучше этого самолета, созданного в СССР, пожалуй, в мире не придумано. Как мне на заводе сказали прибывшие с министром обороны специалисты, это действительно уникальная машина, опередившая время на несколько десятилетий и не исчерпавшая заложенные в ней возможности.

Напомним, Ту-160 (заводское обозначение: «изделие 70», по кодификации НАТО: Blackjack — «Блэкджек») — сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности, разработанный в ОКБ Туполева в 1970-х – 1980-х годах. Является самым крупным и самым мощным в истории военной авиации сверхзвуковым самолетом с изменяемой геометрией крыла, самым тяжелым бомбардировщиком в мире, имеющим наибольшую максимальную взлетную массу. Среди пилотов получил прозвище «Белый лебедь».

Считается, что толчком для его разработки послужило решение США создать в рамках проекта AMSA (Advanced Manned Strategic Aircraft) новейший стратегический бомбардировщик – будущий B-1. В 1967 году Совет Министров СССР постановил начать работы над новым многорежимным стратегическим межконтинентальным самолетом. К нему предъявлялись следующие основные требования:

• дальность полета на скорости 2200—2500 км/ч на высоте 18 000 метров — в пределах 11—13 тыс. км;
• дальность полета на дозвуковом режиме на высоте и у земли — 16—18 и 11—13 тысяч километров соответственно;
• самолет должен был приближаться к цели на крейсерской дозвуковой скорости, а преодолевать ПВО противника – в сверхзвуковом высотном режиме или на крейсерской скорости у земли; суммарная масса боевой нагрузки – до 45 тонн.

Первый полет прототипа (под обозначением «70-01») состоялся 18 декабря 1981 года на аэродроме «Раменское». Полет выполнял экипаж во главе с летчиком-испытателем Борисом Веремеем. Первая серийная машина (№ 1-01) поднялась в воздух 10 октября 1984 года. В январе 1992 года Борис Ельцин принял решение о возможной приостановке продолжавшегося серийного выпуска Ту-160 в том случае, если США прекратят серийное производство самолета B-2…

10 июня 2010 года два Ту-160 установили рекорд полета на дальность: 18 тыс. км.

В 2005 году был принят на вооружение первый модернизированный комплекс Ту-160. 12 апреля 2006 года объявлено о завершении государственных испытаний двигателей НК-32 для Ту-160, которые отличаются значительно возросшим ресурсом и повышенной надежностью. Модернизированные самолеты смогут помимо крылатых ракет поражать цели с помощью авиабомб, использовать связь через космические спутники и обладают улучшенными характеристиками прицельного ведения огня. Ту-160М планируется оснастить новой системой вооружения, позволяющей применять перспективные крылатые ракеты и бомбовое вооружение. Полной модернизации также подвергнется радиоэлектронное и авиационное оборудование. До 2020 года на вооружение ВВС России будут поставлены, как минимум, 10 самолетов модификации Ту-160М.

Справедливости ради, надо сказать, что поставленную Шойгу задачу возобновить производство не в единичных экземплярах, а в полном объеме, решить будет крайне непросто. Это потребует подготовки и переобучения новых кадров. На предприятии, как мне рассказали, еще остались специалисты, которые создавали в советское время Ту-160 и могут передать свой опыт, но их крайне мало и всем далеко за 60 лет.

Кроме того, подобная задача потребует оснащения предприятия новым станочным парком и технологическим оборудованием. К сожалению то, что на заводе имеется, как заявил корреспонденту «ВПК» источник на заводе, оставляет желать лучшего. На предприятии полно станков еще советского производства, допуски и точность работы которых трудно назвать отвечающими требованиям времени и конкурентными лучшим западным образцам.

Придется также восстанавливать уникальные, но утраченные технологии, такие, как литье, титановая сварка. Тем более что это может стать катализатором для развития также и гражданской авиации. Как подчеркнул на совещании в КАЗ им. С. П. Горбунова министр обороны, для этого потребуется использовать новейшие, самые современные технологии. «Для решения этой важной задачи требуется консолидировать усилия по реконструкции и техническому перевооружению производственной базы», – сказал министр обороны Сергей Шойгу на закрытом совещании.

Для руководства завода эти новые задачи отчасти оказались, по некоторым данным, несколько неожиданными, но оно отнеслось к ним с пониманием и ответственностью. Ведь другой такой базы, какая была создана в КАЗ им. С. П. Горбунова, в России сегодня просто нет. А воссоздание производства Ту-160 – это новые инвестиции и новый мощный импульс для развития завода.

Остается добавить, что в СССР работами по Ту-160, в той или иной форме, занималось около 800 предприятий и организаций различного профиля. Сегодня эту работу придется выполнить меньшими силами, но с прежней эффективностью.

Олег Фаличев

Фото Вадима Гришанкина

Источник