Гениальные мысли рождаются в праздности и бездельи

НаукаСобытия

Новое исследование доказывает, что волевые усилия и самоистязание на работе не способны привести к озарению

Почему Ньютон смог открыть закон всемирного тяготения только после того, как ему на голову упало яблоко? Почему так совпало, что Архимед закричал «Эврика!», когда принимал ванну? Случайно ли таблица химических элементов привиделась Дмитрию Менделееву во сне?

Вовсе нет. Существует четкая закономерность: очень часто гениальные озарения приходят как бы сами по себе, когда человек находится в состоянии расслабления. Этот тезис подтверждает и свежее исследование российской компании «Битрикс24». Работа называется «Как и где российские предприниматели находят идеи для бизнеса?». Специалисты опросили топ-менеджеров и владельцев 892 российских компаний и пришли к удивительным выводам.

Подтвердилось, что практически бесполезно истязать себя на рабочем месте, пытаясь родить плодотворную идею. Глобальные решения, которые иной раз способны перевернуть мир, рождаются в других местах и в нерабочее время.

Чаще всего (в 29% случаев) гениальные озарения случаются дома.

Другой источник мудрых мыслей – это дорога (28%). Впрочем, для знатоков Гоголя здесь нет ничего нового. «Сколько раз, как погибающий и тонущий, я хватался за тебя, и ты всякий раз меня великодушно выносила и спасала!” – восклицал создатель «Мертвых душ» и отправлялся в путь, в Италию. Что же касается рабочего места, то здесь вы можете собрать лишь чахлый интеллектуальный урожай (20% оригинальных решений). Можете смело сослаться на эту жалкую цифру, когда босс в очередной раз будет возмущаться, почему вас нет на работе. Ведь и ежу понятно, что вы остались мыслить дома исключительно в его интересах.

Время с 9 до 18, которое мы проводим на работе, – самое бесплодное с точки зрения креативных возможностей. Темнота не только друг молодежи, но и муза гигантов мысли.

Стоит только завершить рабочий день, как идеи – каждая величиной с Нобелевскую премию – начнут стучаться в вашу дверь так же энергично, как сосед снизу, обнаруживший, что вы его заливаете.

40% озарений происходит в темное время

Почему же колоссальные волевые усилия, которые мы прилагаем, чтобы решить сложную задачу, очень часто заканчиваются пшиком? А изящное решение, словно издеваясь над нами, находится само собой, когда мы занимаемся какой-нибудь ерундой. Например, чистим картошку или принимаем душ.

Человека, который нашел объяснение этому парадоксу, зовут Маркус Райхл. Это американский профессор неврологии из Университета Сент-Луиса. Он открыл нейронную сеть пассивного режима работы мозга (СПРРМ). Райхл обратил внимание, что при выполнении какой-то конкретной задачи мозг тратит энергии всего на 5 процентов больше по сравнению с фоновой активностью. А львиную долю энергии (около 80%) мозг расходует на какую-то работу, не связанную с внешними раздражителями.

Занявшись изучением механизмов работы нашего серого вещества, Маркус вскоре наткнулся на еще один парадокс. Стоило только участнику эксперимента приступить к какой-то осознанной деятельности (например, читать вслух), как энцефалограмма демонстрировала угасание активности некоторых зон мозга, которые в состоянии «безделья» демонстрировали очень высокую работоспособность. В частности «замолкала» медиальная теменная кора, где хранится «архив» событий нашей собственной жизни. И «отключалась» префронтальная кора, которая играет главную роль в социальном поведении, взаимодействии с другими людьми и помогает нам планировать свои действия.

Проведя ряд экспериментов, профессор Райхл доказал – когда мы релаксируем или витаем в облаках, наш мозг вовсе не бездельничает. Как раз в тот момент, когда мы не отвлекаем ресурсы мозга на обработку внешних раздражителей, внутри серого вещества происходит наиболее активный анализ уже имеющейся информации.

Выяснилось, что префронтальная и медиальная теменная кора являются главными центрами управления сети пассивного режима работы мозга. По образному выражению Райхла, работу мозга можно сравнить с симфоническим оркестром, где роль разных инструментов играют те или иные зоны (сенсорные, двигательные или ассоциативные). А СПРРМ является главным дирижером этого оркестра, он отвечает за то, чтобы все участки мозга работали гармонично и не мешали друг другу.

Условно говоря, перед вами возникла неотложная проблема – вы включаете волевые усилия и в голове заработали «ударные инструменты». Но концентрация внимания, приводит к тому, что замолкает «духовая и струнная секции» – ими приходится жертвовать, чтобы мобилизовать усилия и повысить концентрацию. Зато когда внешние раздражители уходят, за дело берется «дирижер»: различные области мозга начинают активно обмениваться друг с другом сигналами. Вы впадаете в некую прострацию, грезите или думаете о чем-то беспредметном. Оркестр начинает играть в едином ритме, и внезапно образуется новый нейронный контакт, который приводит к рождению гениальной идеи. И вы кричите: «Эврика! Я открыл!».

КСТАТИ

Почему «Мыслитель» Родена не придумает ничего великого

Что думают по поводу исследования «1C-Битрикс» отечественные ученые?

За комментарием мы обратились к доктору наук, заведующему лабораторией когнитивных исследований факультета психологии Российской академии народного хозяйства и государственной службы Владимиру Спиридонову.

– Владимир Феликсович, получается работа в офисе по жесткому графику с 9 до 18 противопоказана думающему человеку?

– Скажем так, рабочее место совсем не лучшее место для творчества. Это площадка для решения текущих проблем. Ежедневно вам приходится разгребать кучу не самых сложных, но очень многочисленных технических ситуаций, из которых и складывается рабочий день. Для того, чтобы придумывать что-то оригинальное и неожиданное, не обязательно менять «прописку» – скорее, нужен другой способ мышления. Но сидя за своим рабочим столом вы с трудом можете отвлечься от рутины и перейти в иной режим сознания.

– Как происходят озарения?

– Есть куча историй о том, как полководцы, ученые, изобретатели придумывали что-то экстравагантное и эффективное. Из этих историй мы знаем, что для озарения нужен определенный антураж. Необходимо оторваться от инерции привычного. Перед глазами должно появиться нечто, что рождает у вас какие-то неожиданные мысли.

– То есть Архимеду необходимо было принять ванну, чтобы его осенило: тело, погруженное в жидкость, вытесняет объем жидкости равный себе…

– В случае с Архимедом – да. Но чаще говорят о том, что полезно гулять по блошиным рынках и художественным галереям. Бывать в музеях, где собраны всякие редкости, заглядывать в хозяйственные магазины, где на полках стоит черт-те что. В конце-концов можно просто гулять, глазея по сторонам. А с другой стороны мы знаем, что продуктивными бывают не самые бодрые состояния сознания. Это процесс засыпания или наоборот переход от сна к бодрствованию. Эффективно входить в состояние медитации, когда вы долго наблюдаете за тем, как горит огонь или течет вода. Но тут есть один очень важный момент: когда мы начинаем эти состояния изучать экспериментально, выясняется, что идеи приходят только в тех случаях, когда вы их активно ищете.

– Но почему продуктивен именно момент расслабления, а не минуты, когда вы изо всех сил рожаете ответ? Почему волевые усилия, которые написаны на лбу у роденовского мыслителя, не приводят к появлению гениальных мыслей?

– Да, «Мыслитель» Родена вряд ли найдет выход из тупика. Есть такая штука, которую психологи называют «репрезентация задач». Говоря совсем просто, когда мы осознанно и последовательно решаем какую-то проблему, то активизируюем определеные знания, которые с нею связаны и могут нам помочь. Снижение контроля, скажем при отходе ко сну, позволяет и другим, часто неожиданным “кусочкам” знания проникнуть в сознание. И это помогает решить задачу.

– Можете дать практический совет, что нужно делать думающему человеку, чтобы поймать «золотую рыбку»?

– С одной стороны, требуются постоянные усилия: чтобы задачи решались их надо постоянно решать. А с другой – необходимы специальные приемы. Очень часто таким удачным трюком является «мозговой штурм»: обсуждение трудностей в маленькой группе людей (3-4 человека), с которыми вам комфортно взаимодействовать. При этом они сами должны хорошо разбираться в проблемной ситуации и уметь посмотреть на ваши рецепты критическим взором или хотя бы задавать вам правильные вопросы. А второе – это то, о чем мы говорили: прогулки по лестистым холмам, блошиные рынки, галереи… Но надо понимать, что все эти премудрости являются хорошим подспорьем, но ничего вам не гарантируют.

Источник