Семь патентов Facebook, внушающих ужас

НаукаСобытия

Предлагаем вашему вниманию перевод статьи What 7 Creepy Patents Reveal About Facebook, опубликованной NYT. Патенты, принадлежащие Facebook, обнажают если не планы компании, то, во всяком случае, её представления о морали.

С 2012 года, когда Facebook стала публичной компанией, она подала тысячи патентных заявок. Одни из них описывают использование фронтальных камер для распознавания выражения лиц пользователей и анализа эмоций, которые вызывают у них сообщения в соцсети; другие рассчитаны на использование микрофона в смартфоне, чтобы узнать, какую телепередачу вы смотрите; третьи описывают системы, позволяющие предугадать, не собираетесь ли вы вскорости вступить в брак, определить ваш социальный статус, посчитать ваши деньги и то, как долго вы спите.

Изучение сотен патентных заявок Facebook показывает, что компания намерена отслеживать жизнь своих пользователей практически во всех аспектах: где вы находитесь, с кем проводите время, влюблены ли, о каких брендах и политиках вы говорите. Компания даже пыталась запатентовать метод определения даты смерти ваших друзей.

Facebook постоянно повторяет, что её заявки на патенты не следует рассматривать как указание на планы создания новых продуктов: «Большинство технологий, упомянутых в этих патентах, ни в один из продуктов не включены и никогда не будут», — говорится в письме одного из вице-президентов компании, главы Facebook по интеллектуальной собственности.

В совокупности патенты соцсети демонстрируют целенаправленные усилия по сбору персональной информации, несмотря на широкую общественную критику политики компании в области конфиденциальности и обещание Цукерберга «вести себя лучше».

«Патентное портфолио – это карта, раскрывающая, что компания думает о направлении развития своих технологий», — не соглашается с официальными заявлениями профессор юриспруденции университета Нью-Йорка Джейсон Шульц (Jason M. Schultz).

Вот семь патентных заявок Facebook, показывающих, как компания намерена собирать и использовать вашу персональную информацию.

1. Считывание ваших личных отношений

U.S. patent application No. 14/295,543 — «Реконструкция статуса отношений пользователей соцсети». В заявке рассматривается возможность просчитать вероятность того, что вы находитесь в романтических отношениях – используя информацию о том, как часто вы посещаете страницу другого пользователя, сколько человек изображено на вашей аватарке и каков у вас процент друзей противоположного пола.

2. Классификация личности

U.S. patent No. 9,740,752 — «Определение характеристик личности пользователя через его коммуникации и характеристики в соцсети». В патенте предлагается использовать ваши посты и сообщения, чтобы сделать выводы о типе вашей личности. Описывается метод оценки «степени» экстраверсии (интроверсии) пользователя, открытости или эмоциональной стабильности, чтобы затем, исходя из этих характеристик, показывать вам новости и рекламу.

3. Предсказание вашего будущего

U.S. patent application No. 12/839,350 — «Предсказание изменений в жизни участников соцсети». В этой заявке описывается использование ваших сообщений, а также данных о местоположении и транзакциях по банковским картам, чтобы предвидеть грядущие значимые изменения в жизни – рождение ребенка, смена места работы, выпускной и пр.

4. Идентификация вашей фотокамеры

U.S. Patent No. 8,472,662 — «Привязка фотокамер к пользователям соцсети». Патент предлагает анализировать фотографии, чтобы создать уникальную «подпись» для каждой фотокамеры – основываясь на «битых» пикселях или царапинах на линзах. Эта подпись может быть использована, чтобы определить, что вы знакомы с кем-то, кто загружает снимки, сделанные на вашем устройстве, – даже если ранее связь между вами не была зафиксирована. Также с помощью этого приёма можно предположить близость между вами и вашим другом, основываясь на частоте использования вами одной и той же камеры.

5. Прослушивание окружающей вас обстановки

U.S. Patent application No. 14/985,089 — «Корреляция данных о медиапотреблении с профилем пользователя». Патент описывает возможность использования микрофона вашего телефона для идентификации телешоу, которые вы смотрите, и определения – понижаете ли вы звук рекламы во время просмотра ТВ. Также предлагается использовать «интерференционный узор, создаваемый силовым кабелем телевизора», чтобы определить, что за передача идет в данный момент.

6. Отслеживание распорядка вашей жизни

U.S. Patent application No. 15/203,063 — «Уведомления об отклонениях в распорядке жизни». Патентная заявка описывает способ отслеживать ваш еженедельный распорядок действий, и отправлять другим пользователям уведомления об отклонениях от обычного расписания. Дополнительно предлагается считывать геоданные вашего телефона посреди ночи – чтобы установить, где вы живете.

7. Выводы о ваших привычках

U.S. Patent No. 9,369,983 — «Статистика для непрерывного отслеживания местоположения». В патенте предлагается сопоставлять локацию вашего телефона с локациями телефонов ваших друзей, чтобы вычислить, с кем вы встречаетесь чаще всего. Также предлагается фиксировать, как долго телефон не перемещается, чтобы определить, сколько часов вы спите.

Иногда компании оформляют патенты «в защитных целях» — чтобы переиграть соперников на поле новой технологии, даже если сами не собираются её использовать. И хотя это может относиться к некоторым патентам Facebook, многие из них описывают новые способы сбора, анализа и использования персональных данных, а также «упаковки» их для рекламодателей – процесса, принципиального для бизнес-модели соцсети: в первом квартале 2018 почти 99% прибыли Facebook получила от рекламы.

До тех пор, пока Facebook продолжает собирать персональную информацию, нам следует опасаться, что эти данные могут быть использованы в целях более коварных, чем таргетированная реклама, включая влияние на выборы или манипулирование эмоциями пользователей, считают эксперты, отмечая, что последствия подобных действий могут быть самыми серьёзными.

Другие технологические компании также подают патентные заявки, вызывающие беспокойство. Это, например, браслет Amazon для слежения за персоналом склада или плюшевый медвежонок от Google, оснащенный камерой и микрофоном.

Но Facebook, чьи пользователи (активная ежемесячная аудитория – более двух миллиардов человек) делятся в соцсети своими мыслями и чувствами, собирает наши ПД в беспрецедентном масштабе. И вряд ли ситуация изменится, считает профессор теории массовых коммуникаций университета Вирджинии Сайва Вайдхьянатан (Siva Vaidhyanathan): «Я не вижу признаков того, что Facebook сменила намерения отслеживать всё, что мы делаем, записывать всё, что мы делаем, и спекулировать на всём, что мы делаем», — сказал он.

Источник