Почему у России больше никогда не будет космических станций

НаукаСобытия

Ровно 33 года назад, 20 февраля 1986 года, на орбиту был выведен первый модуль космической станции «Мир»

Станция «Мир» стала первой в мире многомодульной пилотируемой станцией и пиком развития советской космонавтики. И не только космонавтики, а великолепным демонстратором достижений советской науки и промышленности, значительно опередивших другие страны.

Для сравнения, Международная космическая станция (МКС) стала строиться только десять лет спустя, а китайские товарищи отправили на орбиту свою станцию «Тяньгунь-1» в 2011 году. Причем обе станции строились на основе советских наработок.

Но после того, как станцию «Мир» затопили в 2001 году в Тихом океане, произнеся отлитую в граните фразу «Денег нет, и вы топитесь», ничего подобного «Миру» Россия больше никогда не построит.

И даже не столько по причине утраты компетенций и деградации науки и промышленности, а потому, что воцарившемуся в России капитализму с особой постсоветской спецификой космос банально не нужен. Как и другие сложные и наукоемкие отрасли: авиастроение, судостроение, автомобилестроение и тд.

Если булыжник был оружием пролетариата, то оружием российских капиталистов стала палка-копалка, позволяющая им наковырять из земли нефть, газ, уголь, золото-алмазы и по-быстрому сплавить это за рубеж.

Минимальные затраты и «короткие» деньги – это то, что доктора экономических наук гайдаровского розлива прописали. Еще можно спилить под корень всю тайгу и отправить спиленное китайским товарищам. Ещё можно громогласно «импортозамещаться», молниеносно выращивая напичканных гормонами кур – опять «короткие» деньги и большой пропагандистский эффект. А вот развивать космические программы российским капиталистам неинтересно.

Мало того, что работникам надо платить в среднем 64 000 рублей в месяц, так ещё и программы эти растягиваются на много лет. Тут «короткими» деньгами не пахнет, значит, и интереса космос не представляет.

Разумеется, завтра космическая отрасль никуда не исчезнет, богатейшее советское наследие будет ещё долго дожевываться, но потом неизбежно Россия станет не мировым лидером в космической гонке, а второразрядной страной.

Это уже видно на примере космических программ США и Китая, которые развиваются семимильными шагами, в то время как в России все больше рассказывают про некие успехи – да с запредельно умным видом – разнообразные назначенцы. Правда, реляции про успехи периодически портят падающие ракеты из-за криво прикрученных датчиков и болтов.

А как дела обстоят у конкурентов по космической гонке?

Китайские товарищи, как мы помним, недавно прилунились, да ещё на темной стороне спутника Земли, а буквально на днях сообщили о разработке космической станции нового типа, которая будет поставлять энергию из космоса. Сложно сказать, насколько это реально, но буквально пять лет назад никто не верил, что китайский космический аппарат сядет на Луне.

От обилия американских космических программ вообще разбегаются глаза: Orion, SpaceX, Starliner, SpaceShipTwo, Stratolaunch, Dream Chaser, New Shepard и тд. И все это «частники», которые в ближайшее время покорят не только ближний, но и дальний космос. И в отличие от российских госкорпораций, которые блестяще умеют только осваивать огромные суммы, американские частники более мобильны, легки на подъем и менее затратны для госбюджета.

Не случайно, что и в Китае появились частные компании, нацелившиеся на покорение космоса. Обладая куда меньшими ресурсами, частники умудряются при этом платить своим сотрудникам очень неплохую зарплату, в то время как у нас средняя зарплата, как было сказано выше, 64 000 рублей. Что подтвердил глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин в передаче Владимира Соловьева в феврале сего года.

На этой передаче было много сказано о планах и о том, что все не так и плохо. Да в целом все вообще неплохо, но дело в том, что тот же Илон Маск говорить не мастак, а его многоразовые ракеты Falcon летают. А китайцы вообще редко говорят, но их аппарат сидит на обратной стороне Луны.

А в Советском Союзе вообще ни о каких планах не распинались, а обычно брали да и ставили весь мир перед свершившимися фактами: запущен первый спутник, в космос полетел Юрий Гагарин, совершил сотый, двухсотый или трехсотый полет космический корабль «Союз» или «Прогресс», запущен космический челнок «Буран».

И демонстрировались не мультики «достижений», а реальные аппараты. И по орбите со скоростью 8 км/сек неслась не мультяшная станция «Мир», а самые что ни на есть реальные семь модулей общей массой 124 тонны.

Что-то подсказывает, что космическую гонку Россия уже безвозвратно проиграла. Пока что в её активе имеются лишь старые советские космические корабли, да и то, квалификация нынешних кадров такова, что запросто могут датчик прикрутить вверх ногами или при взлете ступень не отойдет в нормальном режиме и катапультируются космонавты, не долетев до орбиты, как это было недавно с кораблем «Союз-МС».

А чего удивляться при средней зарплате в отрасли в 64 000 рублей? Какой дурак пойдет работать за такие деньги, выполняя ответственную, сложнейшую, почти ювелирную работу за 940 долларов в месяц? В той же самой Америке пособие по безработице и то больше.

Капитализм российского розлива отличается ещё и тем, что он не только не заинтересован в развитии наукоемких отраслей, но и стабильно и неумолимо уничтожает все советские завоевания.

Промышленность и наука уже подверглись разгрому, социалка тоже – вспомним недавнюю пенсионную реформу, теперь вслед за автомобильной или авиаотраслью должен наступить черед и космической отрасли.

И закончится это предсказуемо – неизбежной и тотальной деградацией, когда проблематичным станет запуск даже спутников. Хотя и сейчас ракеты со спутниками падают. И если через десять-двадцать лет слетать на околоземную орбиту теоретически сможет любой желающий, благодаря таким американским программам, как SpaceShipTwo и Stratolaunch, к которым добавятся аналогичные китайские программы, то в России станет проблемой запуск даже обычной ракеты, какие СССР запускал ещё в восьмидесятые годы десятками в год.

Все к этому придет, потому что уникальная капиталистическая система российского образца другого варианта просто не предусматривает. Ставка делалась и делается на «короткие» деньги, которые дают природные ресурсы, нехитрые продовольственные проекты типа разведения птицы, а космос, корабли или самолеты – нет уж, увольте, пускай другие этим занимаются. Прибыли ждать долго.

Во многом благодаря этому в стране вообще невыгодно ничего производить. И не производится.

Достаточно посмотреть на одетых с ног до головы во все китайское граждан, достаточно зайти в любой магазин и попытаться там отыскать хоть что-то, произведенное в России сложнее носков. Пусть это и примитивный обывательский подход, но он дает прекрасное представление о всей картине в целом.

Тридцать лет назад мы жили в по-настоящему великой, промышленно развитой стране, способной создавать уникальные космические станции, ракеты и челноки «Буран». А сейчас российский простенький телевизор вызовет не меньшее изумление, чем первый автомобиль в 1900 году. Или паровоз во времена Николая I.

Да что там телевизор – изумление вызовет простейшая батарейка, сделанная в России. Кстати, кому-нибудь удавалось подержать в руках батарейку с надписью «Сделано в России» за последние 15 лет?

Стоит ли говорить, что страна, неспособная выпускать батарейки, телефоны или простейшую бытовую технику, вряд ли сможет создать что-то похожее на станцию «Мир»?

В 33-летнюю годовщину запуска которой остается поблагодарить всех тех наших советских соотечественников, кто был причастен к разработке и запуску станции. Всех тех граждан великой страны, кто работал, не гонясь за длинным рублем, а за совесть, и кто испытывал гордость за свой труд и страну, сделавшую этот труд и успехи возможными.

Источник