12122017Tue

Back События Общество Андрей Соколов: В монастырь со своим уставом

Андрей Соколов: В монастырь со своим уставом

  • PDF
02

Частный коллекционер икон с судимостью продолжает возглавлять Музей им. Андрея Рублева

Этот вопрос был задан во время скандального сюжета, показанного на днях по телеканалу «Россия», в котором рассказывалось о безобразиях, творящихся в Спасо-Андрониковском монастыре Москвы. Как сообщалось в репортаже, директор ФГБУК «Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева» Михаил Миндлин превращает комплекс монастырских зданий в некий музей современного искусства, где оборудуется ресторан, в котором собираются торговать шашлыками. В ответ на попытку телевизионщиков и краеведов, которые пытались на камеру получить от Миндлина разъяснения таким странным действиям, директор ответил грубой бранью, не стесняясь камер, назвал задававших ему неудобные вопросы «негодяями и мерзавцами».

А ведь совсем недавно Михаил Борисович вел себя куда более скромно, каялся и бил себя кулаком в грудь, умоляя о прощении. Он был основным фигурантом Уголовного дела № 01-0442/2017, задержанным ФСБ с поличным, давшим признательные показания, полностью признавшим свою вину в хищении многомиллионных бюджетных средств в составе организованной преступной группы замминистра культуры Григория Пирумова. «Вину признаю полностью и полностью согласен с предъявленным обвинением», – заявил на суде пойманный с поличным Миндлин. В результате он был осужден по ст. 159, ч. 4 УК РФ 9 октября 2017 г. по приговору Дорогомиловского суда г. Москвы.

 

Правда, наказание за хищение миллионов из бюджета оказалось до странности мягким, – Миндлин получил всего лишь условный срок. Мол, раскаялся гражданин, осознал. Но факт остается фактом – одним из крупнейших музеев страны до сих пор руководит человек, официально признанный судом казнокрадом!

 

Кстати, прокуратура опротестовала приговор и апелляционный суд состоится в декабре.

В прошлом году «Столетие» уже писало о скандальной ситуации вокруг этого древнейшего московского монастыря, где расположен Центральный музей древнерусской культуры и искусства им.Андрея Рублева, однако, как видно, ситуация к лучшему не изменилась. Хотя депутат Госдумы Наталья Поклонская обращалась в Генпрокуратуру с просьбой провести проверку по факту уничтожения возле стен монастыря древнего некрополя. Поводом для такого обращения стало заявление прихожан Спасо-Андроникова монастыря. Они жаловались на строительство стрелкового тира и центра китайской медицины на территории древнего кладбища. Часть исторических захоронений во время работ была уничтожена экскаваторами. На территории этого некрополя у стен монастыря бизнесмен Алексей Александров строит развлекательный комплекс. Некоторые останки и надгробия подручные бизнесмена вывезли под покровом ночи в неизвестном направлении, другие по округе растащили бездомные собаки...

Исторический некрополь

Еще раз напомним, что Спасо-Андроников монастырь основан в 1357 г. У его стен митрополит Киприан встречал войско Дмитрия Донского после Куликовской битвы. На монастырском некрополе захоронены воины, павшие в Северной войне 1700-1721 гг., Отечественной войне 1812 года, представители московской знати. После революции исторический некрополь был варварски разорен. У монастыря отняли половину территории и решили развивать там городское хозяйство. Но здесь под землей до сегодняшнего дня покоятся останки сотен людей. В их числе представители старинных дворянских родов Трубецких, Нарышкиных, Загряжских, Лопухиных, Зубаревых, Толстых (например, дедушка Льва Николаевича Толстого – князь Волконский, ставший прототипом Болконского в «Войне и мире»), Суворовых и многих других. Здесь были похоронены и те, кто защищал нашу Родину на Куликовом поле и те, кто был расстрелян в Андрониковом концлагере, устроенном большевиками. По свидетельству краеведов, во время экскаваторных работ было выкопано несколько грузовиков человеческих костей. «Строительство в прямом смысле на костях», – отмечают они.

 

Происходят на территории монастыря и другие кощунственные вещи. Так в ночь на 28 мая нынешнего года неизвестные сожгли там четырехметровый поклонный крест, изначально изрубив его топором.

 

Пресс-служба ГУ МВД по Москве отрапортовала, что «…возбуждено уголовное дело по статье “Вандализм”, сотрудниками полиции принимаются все необходимые меры для установления личностей и задержания подозреваемых». Но до сих пор никого не установили и не задержали…

Скандал за скандалом

Скандалы вокруг монастыря вспыхивали и раньше, но ситуация обострилась после того, как генеральным директором был назначен Михаил Миндлин, который до этого 22 года проработал директором ФГБУК «Государственный центр современного искусства» – т.е. главой учреждения совсем иного профиля. И там тоже он прославился многочисленными странными инициативами. В 2010-м году, например, Миндлин организовал благотворительный аукцион современного искусства в пользу Андрея Ерофеева и Юрия Самодурова, осуждённых по делу о кощунственной выставке «Запретное искусство» в Сахаровском центре. Там на одном из фото Миндлин собственной персоной презентует коллаж с пришпиленной фотографией Патриарха Кирилла под гусеницами танка…

А оказавшись на посту руководителя Музея Рублева, Миндлин первым делом приказал выбросить весь фонд археологии Музея с бесценными рублевскими фресками, самоотверженно спасенными специалистами Сектора археологических исследований под научным руководством проф. О.Г. Ульянова. Потом стал травить и увольнять прежних сотрудников, заменяя их на «своих людей» из Центра современного искусства. Затем затеял реконструкцию уникального храма Михаила Архангела – одного из старейших в Москве.

 

Как сообщалось на сайте научных сотрудников музея им.Рублева, сразу после ареста и допроса в Лефортово Миндлин, вернувшись в музей, тут же заявил на общем собрании сотрудников, что отныне «ни одного попа в Музее Рублева не будет».

 

А затем сорвал запланированную в прошлом году выставку «Русское религиозное искусство в Греции: свидетельство длительного общения XVI-XIX в.в.)» под эгидой Министерства образования Греции, Отдела исследований и инноваций, Генерального секретариата по исследованиям и технологиям и Министерства культуры Греции в рамках перекрёстного года Греции и России, на которой впервые в России должны быть представлены 60 объектов культурного наследия – работы русских мастеров из музейных и церковных коллекций со всей Греции, а также пятидневный семинар по реставрации и восстановлению икон под эгидой Музея Бенаки при поддержке Средиземноморского исследовательского института и Института электронной структуры и лазерных технологий Фонда технологий и исследований.

Когда Чрезвычайный и Полномочный Посол Греческой Республики в РФ господин Андреас Фриганас позвонил Михаилу Миндлину по телефону, чтобы скоординировать совместные действия по выставке и семинару, свидетельствует сайт сотрудников музея, «директор Музея Рублева тут же ему нахамил, так что бедный господин посол был вынужден жаловаться на хамство М.Б. Миндлина министру культуры Владимиру Мединскому».

Конфликт интересов

Территория некрополя рядом со Спасо-Андрониковым  монастырем находится в настоящее время в бессрочном владении Русской православной церкви. Поэтому православные активисты надеются возродить в обители монашескую жизнь. По их мнению, Спасо-Андроников монастырь способен стать одной из главных православных обителей России. Если только Миндлин и его сотоварищи не застроят всю территорию русской православной святыни ресторанами и туалетами.

«Миндлин демонстрирует специфическое отношение к православной культуре, с которой тесно переплетается Музей Андрея Рублева», – заявил директор международной премии в области современного церковного искусства «Живоносный источник», утвержденной Российской академией художеств, Игорь Грибак.

 

«В свое время, – продолжает И.Грибак, – он поддерживал “Пусси Райт”, среди лауреатов-инноваторов премии “Инновация”, учрежденной М.Б. Миндлиным, – скандальная арт-группа “Война”… После предъявления обвинения оставлять его на высоком посту было просто неэтично, да и с юридической точки зрения как-то странно. Ну а уж после вынесения приговора ...».

Есть и еще одна пикантная деталь, связанная с Миндлиным. Дело в том, что он, по совместительству, – частный коллекционер, собирает иконы. Т.е. коллекционирует именно те предметы, на сохранении которых специализируется вверенный ему Музей древнерусской культуры и искусства! «Существует Кодекс профессиональной этики Международного совета по делам музеев ICOM, – отметил в этой связи директор Реестра культурных ценностей Владимир Рощин. – Там говорится, что нельзя допустить конфликта интересов. В некоторых странах есть тотальный запрет на трудоустройство коллекционеров в учреждения культуры. Ведь то, что находится внутри музея, – предмет личного интереса коллекционера. Есть риск, что он может воспользоваться своим служебным положением». 

Источник