Валентин Катасоногв: «Рискну предположить, что у нас вообще не будет пенсионной системы»

ОбществоСобытия

России нужны не пенсионные фонды, а новые рабочие места и предприятия, производящие товары первой жизненной необходимости …

Как сообщалось, Министерство финансов России предложило уменьшить бюджетные расходы на пенсионное обеспечение в 2018 году. Это следует из проекта поправок в бюджет, опубликованного на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

В то же время расходы Пенсионного фонда России (ПФР) на выплату пенсий вырастут в этом году почти на 99 млрд рублей, а транферт из федерального бюджета сократится на 68,3 млрд рублей.

Сокращение бюджетных расходов на пенсии в текущем году вызвано увеличением сбора страховых взносов в Пенсионный фонд России, а не уменьшением размера пенсий, заявили в Министерстве финансов России.

Как сообщает РИА Новости, за снижение пенсионного возраста выступают 35% работников, а чуть больше половины считают существующую планку оптимальной, рассказали РИА Новости в службе исследований HeadHunter. При этом повысить пенсионный возраст на благо российской экономики согласны только шесть процентов респондентов.

О кризисе пенсионной системы России размышляет в интервью «Русской народной линии» д.э.н., профессор, председатель Русского экономического общества им. С.Ф.Шарапова Валентин Катасонов:

Некорректно сравнивать Россию с западными странами, где совершенно по-иному устроена экономика. Конечно, можно проводить определенные маневры с деньгами пенсионного фонда и бюджета, которые в виде трансферта направляются в пенсионный фонд. Однако в целом пенсионная система держится на фундаменте реальной экономики, потому что получение дохода в пенсионный фонд за счет ценных бумаг, приобретаемых на мировом финансовом рынке, – опасная игра. Напомню, что в Советском Союзе совершенно по-иному была устроена пенсионная система: пенсии выплачивались из бюджета, а государственная плановая комиссия и другие государственные ведомства, прежде всего, занимались планированием пенсионного обеспечения, исходя из соотношения пенсионеров и работающих людей в экономике. Поэтому ныне необходимо обратить внимание именно на этот показатель.

В советской экономике увеличивались объемы производства реального продукта, в отличие от современной России, где растет пена – показатель валового внутреннего продукта. Прирост ВВП – это не увеличение физических объемов конечной продукции. Не стоит забывать, что мы пребываем в условиях экономической войны – российская экономика несамодостаточна. Поэтому, боюсь, что если ужесточат экономические санкции, то будет не хватать жизненно необходимых продуктов как пенсионерам, так и работающим людям. Государство на первое место должно поставить создание фундамента экономики, на котором следует выстраивать пенсионную систему, оборонно-промышленный комплекс, социальный сектор и т.д.

Рассуждения о пенсии – это «тришкин кафтан», потому что идет сокращение производства реальной продукции. Однако нам пытаются внушить мысль, что в стране всего хватает, просто продукцию надо более справедливо распределять, но все зависит от цены на «черное золото» и природного газа на мировом рынке. А если завтра произойдет обвал цен? Пенсионную систему необходимо обсуждать в контексте экономической стратегии, которой как не было, так и нет. При ее отсутствии продолжится деградации страны и, рискну предположить, что у нас вообще не будет пенсионной системы.

Российский пенсионный фонд устроен по образу и подобию многих западных стран. Активами пенсионного фонда являются различные ценные бумаги, часть из которых под собой ничего не имеет. В силу опыты работы и подготовке я являюсь американистом, то есть больше всего слежу за пенсионной системой США, где начали сыпаться пенсионные фонды, потому что работают исключительно с ценными бумагами, которые иногда имеют доходность 1-2%. В Европе работают с ценными бумагами с отрицательной доходностью, поэтому пенсионные фонды несут сплошные убытки. До последнего времени пенсионные фонды выплачивали пенсии за счет прибыли ценных бумаг. Сегодня треть государственных долговых обязательств на мировом финансовом рынке имеет отрицательный процент. Возникает вопрос: как власти собираются выполнять обязательства перед пенсионерами? В Америке сыплются негосударственные пенсионные фонды. Конечно, еще действуют определенные механизмы, которые позволяют не оставить людей без денег, но многие американские пенсионеры вынуждены приспосабливаться к новой ситуации, получая в два раза меньше от первоначального размера пенсии.

История пенсионного обеспечения не берет свое начало из древних времен. Первая пенсионная система появилась в Англии, но не стоит думать, что это был социальный проект английского капитализма. Нет, это был проект английский банкиров, которые в разгар промышленной революции, в 20-30 годы 19 века, предложили работающим людям класть свои деньги на депозиты в банке, чтобы через 30 лет после окончания трудовой деятельность кормить себя за счет депозитных процентов. В истории человечества это была первая пенсионная система.

Потом этот механизм превратили в государственную систему, но в Советском Союзе был создан совершенно иной пенсионный механизм – пенсии выплачивались из бюджетных денег, которые планировались, исходя из соотношения работающих и ветеранов труда. В ближайшие годы количество пенсионеров возрастет, а работающих людей станет гораздо меньше. К тому же в стране царит массовая безработица.

Дональд Трамп летом 2016 года стал говорить о таких вещах, которые американские СМИ обычно умалчивают – в Америке проживает более сто миллионов безработных. При такой безработице трудно обеспечивать выплаты достойной пенсии. Поэтому многие американцы выживают на социальные пособия, размер которых сокращается. Западный мир себя уже изживает. Капитализма почти нет, ибо капитализм там, где есть прибыль. Но сегодня доход исчезает, как утренний туман. Но тогда непонятно, на чем будет держаться пенсионное обеспечение, которое всегда реализовывалось за счет прибыли. Но эта капиталистическая система себя изживает, поэтому скоро не будет и пенсий.

Мы наблюдаем предсмертную агонию пенсионной системы во всем мире, даже в такой благополучной стране как Америка. Но американский «рай» обманчив и иллюзорен. Пенсионная система США еще держится только за счет получений денег со всего мира. Но и эта система себя изживает. Мы фактически оплачиваем военные и пенсионные расходы США, в то время как эти деньги надо направить на содержание наших стариков. Нам нужны не пенсионные фонды, сформировавшие портфели ценных бумаг, а новые рабочие места и предприятия, производящие товары первой жизненной необходимости. А если будет установлена экономическая блокада, то мы можем погибнуть от голода, потому что в стране нет обеспечения продуктами первой жизненной необходимости. Об этом нужно крепко задуматься и направлять деньги в эту отрасль, а не думать о том, как оптимизировать портфель ценных бумаг Центрального банка. Надо строить предприятия, производящие не коку-колу, а насущные продукты питания и одежду.

Источник