Сергей Скатов: Патриотизм глубоко национален!

ОбществоСобытия

К очередному Дню народного единства …

Пишу данный материал в канун очередного общероссийского празднования 4 ноября – Дня народного единства, в Православии – Дня Казанской иконы Божией Матери. Считаю этот день праздником не только для всей России, но и сугубо для себя. В его учреждении автор этих строк принял непосредственное и деятельное участие и может многое поведать на сей счет.

А сесть за письменный стол на сей раз заставил отнюдь не сам праздник, хотя и о нем, о традициях, складывающихся с его ежегодным с 2005 года проведением, лишний раз не грех порассуждать. Но то обстоятельство, что все чаще в последнее время и с различных трибун звучат голоса, СОМНЕВАЮЩИЕСЯ в целесообразности Дня народного единства. Причем, слышать подобное приходится как из, условно говоря, патриотического стана, так и либеральных кругов. Ну, сколько, дескать, можно «мусолить» наше пусть и героическое, но смутное и 400-летней давности прошлое! Не пора ли «бедных» поляков оставить в покое?! Взаимопонимание с ними наконец-то наладить?! А единство сегодня, и прежде всего русскому народу, куда как интересней в отношении соседних братьев-украинцев, а также многочисленных народов, исконно населяющих бескрайние российские просторы!

Помнится, в свое время и по поводу 9 мая, нашего Дня Победы, на полном серьёзе высказывалось аналогичное «мнение». Не только высказывалось, но в высших эшелонах власти всячески будировалось: мол, не пора ли 9 мая отменить? Мол, что было, то было, а сейчас среднестатистическому «рассиянину» куда как интересней с Германией во всех смыслах замириться, с нею дружить-торговать, не напоминая лишний раз «несчастным», в пух и прах более полувека назад разбитым немцам о нелицеприятных страницах их родной истории! Здравый смысл, слава Богу, возобладал, и в противовес «сомневающимся» появился на 9 мая Бессмертный полк, истинно всенародный и удивительный по духовному накалу почин.

Что ж… Хотя бы вкратце, но давайте вспоминать, КАКИМ ОБРАЗОМ и ВО ИМЯ ЧЕГО День народного единства был учрежден, куда призывает, в чем причины «сомнений» некоторых наших сограждан и следует ли этим «сомнениям» противостоять.

ЧТОБЫ НЕ БЫТЬ голословным, приведу свою статью из книги «Святитель земли Нижегородской. Митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов)», выпущенной в 2009 г. в Н. Новгороде издательством «Кварц». Это не книга вовсев обыденном её понимании, а великолепный, большого формата, богато иллюстрированный и на мелованной бумаге фолиант, посвященный приснопамятному владыке Николаю, чью роль в духовном становлении нижегородцев трудно переоценить!

О том, что уникальное издание готовится, я узнал в самый последний момент, но, как говорится, успел «вскочить на подножку уходящего поезда». Ольга Букова, автор-составитель, известный историк и писатель и мой давний друг (вместе когда-то учились на истфиле Горьковского госуниверситета) включила мои заметки уже в готовый макет. Статья называлась «Как мы вернули 4 ноября», объемом получилась небольшая, поскольку писал оперативно, да и места выделили немного. И поэтому по ее окончании будет дан дополнительный комментарий. В общем, читаем:

«В конце 1998 года в Нижнем Новгороде была создана некоммерческая организация Фонд Минина и Пожарского. С единственной целью: в эпоху всеобщего духовного и материального уныния, упадка вернуть обществу, народу как святыню имена спасителей Отечества Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского.

Актив Фонда составляли несколько человек, автор этих строк был в их числе. В то же время ни Фонда не было бы, ни его дальнейших успехов, если бы не поддержали нас губернатор Нижегородской области И.П. Скляров и глава областного Законодательного собрания А.А. Козерадский. Более того: Иван Петрович и Анатолий Александрович вошли физическими лицами в соучредители Фонда, лично подписались под гарантиями его будущей деятельности. Была создана светская организация, однако незримо за всеми нашими начинаниями стоял митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай: Фонд был учрежден с еговедома и по его благословению.

Начали с того, что к весне 1999 года подготовили необходимую документацию и инициировали учреждение в Нижнем Новгороде и области двух новых праздников: 21 мая – День памяти гражданина Минина и 4 ноября – День славы Нижегородского ополчения. 21 мая – это дата предполагаемой кончины национального героя, а с 4 ноября, думаю, всем всё понятно.

Приближался первый из них – 21 мая. Как было отмечать, если нет традиций?

Учащимся средних учебных заведений (через областной департамент образования) мы предложили провести конкурс сочинений соответствующей тематики. Покойный друг – историк, профессор Нижегородского госуниверситета В.П. Макарихин составил методичку для преподавателей, так её и назвал – «День памяти гражданина Минина». Методичка получилась ёмкой, разноплановой, в срок разошлась по области и по назначению. Для нижегородского Губернского духового оркестра мною был написан «Марш ополченцев».

По поводу марша. Соратники на протяжении долгого времени приставали ко мне: напиши да напиши гимн Фонда! Я отмахивался: «Да не пишу я гимнов!». Какие, извините, гимны, когда Россия трещит по швам, а народ нищенствует! Кого и что прославлять?.. В ночь с 24 на 25 марта 1999 года войска НАТО бомбили Югославию. Ту ночь я провел у телевизора. Возмущению моему не было предела. Как только под утро трансляция закончилась, ушел на кухню… Песня была готова за полчаса.

Припев был:

Мы ополченцы! Мы – едины!

Надежный самый мы оплот.

Пожарский с нами,

С нами Минин

Из века в век, из года в год!

Сломить нельзя такую силу.

Да встанет нас хотя бы взвод –

Мы за тебя стеной, Россия,

Мы за тебя стеной, Россия!

Мы волей Божией – народ!

Мы волей Божией – народ!

Итак, 21 мая 1999 года. Нижегородский кремль. Полдень. Областное мероприятие у стелы, посвящённой победе Нижегородского ополчения, с участием первых лиц региона.

Речи сказаны. Объявляют меня. В сопровождении Нижегородского губернского оркестра… Спел, выложился. Старался и оркестр. Пауза. Ну, всё, думаю, провал! И вдруг бежит помощник Ивана Петровича: «Губернатор просит исполнить ещё раз!». Исполнили.

Иван Петрович мне машет, мол, подойди. Иду в президиум.

И первый, кто ко мне «выдвигается»… Владыка!

Улыбается. Спрашивает:

– Как там, говоришь, в песне у тебя?

– Мы волей Божией – народ! – робко отвечаю я (от происходящего совсем силы растерял).

– Хо-орошо! – говорит Владыка и подает руку.

Я припал. Митрополит коротко и твердо наложил Крест. Поднимаю голову и в толпе, присутствовавшей на мероприятии, вижу …моего старшего сына: их класс для массовки «пригнали» на мероприятие. Ему было тогда 13 лет – трудный, «переходный» возраст. Ругался с ним, по-отцовски, конечно: дескать, каша у тебя в голове, как в телевизоре! А он: «Папа, ты не понимаешь!..»… Но сын всё видел, и… понял. С того дня у нас с сыном – единомыслие.

Подошёл Умар-хазрат, лидер нижегородских мусульман, сказал тёплые слова, поздравил с премьерой А.А. Козерадский, а Иван Петрович Скляров схватил меня под руку:

– Пойдем фотографироваться!

Мы вышли к Вечному огню. Люди вокруг шумели, обсуждали (по-моему, всех происходящее задело за живое). Щелкали фотоаппараты. Иван Петрович наклонился к моему уху и шепнул: «Ты даже не представляешь, что сегодня случилось…». А что случилось?

Сейчас понимаю: мы тогда победили! Это было первое, пробное мероприятие.

В толчее того мероприятия Умар-хазрат предложил мне: «Как-нибудь зайди». Через какое-то время я зашел.

Умар-хазрат прочитал лекцию о спасении Отечества. Подарил Коран, подписал. Пояснил: «Да, ты – православный, но обрати внимание, что в Коране Иса – Иисус, Муса – Моисей, то есть – ваши пророки, которых мы так же почитаем. Учти ещё и то, какую роль татары сыграли в Смутное время для восстановления государственности России!»

Но мы изначально подчеркивали многонациональный, истинно державный характер Нижегородского ополчения. Значит, попадание было – полное!

Не знаю точно, сколько в последующие годы на земле Нижегородской о славном Ополчении 1612 года было опубликовано статей и интервью, прочитано лекций, проведено концертов и прочих мероприятий. Но мы старались. Широко зазвучал и «Марш ополченцев»: им в Нижнем встречали парламентариев и министров, послов и президентов. Одно время губернатором и депутатами ОЗС вынашивалась даже идея сделать его гимном Нижегородской области. И очень скоро в городе и области святые имена Минина и Пожарского стали, что называется, на слуху.

В какой-то момент, впрочем, мы поняли: нижегородские рамки тесны. И родилась инициатива – культурно-патриотическая акция «Алтарь Отечества».

Акция стартовала 21 мая 2001 года от стен Нижегородского кремля. Около ста нижегородцев – историки, краеведы, священнослужители, писатели, артисты, представители общественности – автобусами выехали по местам боевой славы Нижегородского ополчения: Нижний Новгород – Балахна – Пурех – Юрьевец – Кинешма – Кострома – Ярославль – Переславль-Залесский – Москва. По ходу маршрута проводились молебны, выставки, концерты, творческие встречи. В столице заключительный гала-концерт состоялся на Васильевском спуске у Московского Кремля. В походе с благословения митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая мы собрали сотни подписей под обращением к российским властям, в котором говорилось о необходимости проведения комплекса государственных мероприятий, дабы воздать должное памяти героев народного ополчения 1611-1612 годов. Одним из главных пунктов обращения было вернуть статус общероссийского праздника 4 ноября, в православии – дню Казанской иконы Божьей Матери, испокон веков учреждённому и празднуемому на Руси в честь победы Нижегородского ополчения. Обращение с подписями по прибытии акции в Москву в соответствующие инстанции было передано.

Через месяц, в июне, митрополита не стало. А затем случилось то, что и должно было случиться. Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II выступил с инициативой вернуть 4 ноября его традиционный статус, более того, сделать этот день выходным! Святейшего поддержали руководители других религиозных конфессий России, депутаты Государственной Думы РФ. Празднику 4 ноября было дано название – День народного единства».

Подытожим. Осень 1998 года, создан Фонд Минина и Пожарского… Напомню, что это было за время. Только что случился сокрушительный августовский дефолт, и сбережения народа, его зарплаты и пенсии в очередной раз и многократно «минимизировались». В душах, как и в карманах, тоже – пустота. Куда бредет страна по указке «мирового сообщества», по его лекалам, но в хвосте, к какому такому «светлому» капиталистическому будущему? Вопрос повисал в воздухе, а с ним и ожидания хоть каких-то к лучшему перемен. Но стоилозаикнуться о крайней необходимости патриотизма, экономического и духовного суверенитета, российской «особости», собственного и неповторимого пути, как тут же получал ярлык: «Ага! Так ты красно-коричневый! Националист!».

А вот фотография того памятного дня – 21 мая 1999 года. Справа-налево в первом ряду: известный скульптор Леонард Тимофеевич Ядринцев (его трудам принадлежит замечательный барельеф памяти героев 1612 года, который Фонд Минина и Пожарского торжественно разместил на Ивановской башне Нижегородского кремля, через неё Народное ополчение двинулось на Москву), директор Нижегородского института экономического развития, председатель Правления Фонда Минина и Пожарского Борис Михайлович Титов, митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов), глава Законодательного Собрания Нижегородской области, председатель Попечительского совета Фонда Минина и Пожарского Анатолий Александрович Козерадский, автор этих строк (с гвоздиками), губернатор Нижегородской области Иван Петрович Скляров и другие ответственные лица… Из-за могучих плеч А.А. Козерадского и владыки Николая «выглядывает» директор Фонда Минина и Пожарского Георгий Владимирович Кузенков, о котором ниже расскажу подробнее:

Итак, «затем случилось то, что и должно было случиться…». Случилось же следующее.

Владыка Николай почил. И.П. Склярова на новый срок губернатором не переизбирали. А.А. Козерадский перешел на работу федеральным инспектором по Нижегородской области в Полпредство (ПФО)… Фонд Минина и Пожарского оказался лишен былой поддержки и влияния. Испытывали мы это, что называется, на «собственной шкуре» и с каждым днем все показательней.

У Георгия Кузенкова, например, начались неприятности по основному месту работы: он – один из руководителей крупного оборонно-промышленного комплекса, а ему намекают и намекают, что общественная его деятельность претит «оборонке». Место, в конечном итоге, потерял. Меня все реже печатали в областных СМИ, на сцены выходить в буквальном смысле запрещали… И так по всему спектру наших идей, инициатив – негласный запрет!

Весной 2002 года я переезжаю (признаю прямо, что вынужденно, большого желания не имел) на житьё-бытьё в Москву. Георгий Кузенков остается в Фонде, по сути, в «гордом одиночестве». Концентрируется на реставрации храма Рождества Иоанна Предтечи, которую начинал еще владыка Николай (это знаменитая, а к тому времени в полном упадке церковь, запечатленная на эпохальном полотне К. Маковского «Воззвание Минина к нижегородцам в 1611 году»), пытается спасти другие начинания Фонда.

Переезд в столицу оказался судьбоносным! Поначалу устроился в ЦДРА – Центральный Дом Российской Армии Минобороны РФ, что на Суворовской площади в Москве. Исполнял обязанности начальника группы подготовки и проведения федеральных программ. Должность была офицерская, но аттестован не был, а потому зарплату получал мизерную. Резон, однако, у меня был не материальный и даже не карьерный, другой: с помощью Минобороны спасти культурно-патриотическую акцию «Алтарь Отечества»!

Да, в мае 2011 года на День памяти Кузьмы Минина мы впервые смогли провести её, эффект был оглушающий. Однако очередному губернатору, в прошлом первому секретарю Горьковского обкома КПСС, который сменил на этом посту И.П. Склярова, фигуры Минина и Пожарского чем-то «не нравились». И был он против повторения акции… Используя – чуть ли не в личных целях! – свои, как говорится, служебные полномочия, мне удалось включить акцию «Алтарь Отечества» в план культурных мероприятий Минобороны РФ, более того – на текущий, 2002 год.

К подготовке привлек Нижегородское землячество в Москве, его председателя В.А. Карпочева. Виктор Александрович некогда занимал в нашей области ответственные руководящие посты, знал меня по моей работе в областной партийной газете «Горьковская правда», а как генерал, в недавнем прошлом заместитель министра внутренних дел СССР и начальник Политуправления союзногоМВД, стоял на тех же и четко выраженных патриотических позициях.

Виктор Александрович «вывел» на Правительство Москвы. Почва здесь оказалась благодатная!

И.П. Скляров, помнится, мне рассказывал, как много и в красках описывал своему коллеге столичному мэру Ю.М. Лужкову наши, нижегородцев, инициативы в отношении героев Народного ополчения 1612 года. Договорились они даже, что столица изготовит и подарит Нижнему копию знаменитогопамятника Минину и Пожарскому скульптора Ивана Мартоса, установленного в 1818 году на Красной площади в Москве… Летом 2002-го Ю.М. Лужков открыл «Алтарю Отечества» финансирование.

Итогом стал шикарный гала-концерт, которым мы «отметились» в канун 4 ноября 2002 года в ЦДРА на завершающем этапе акции «Алтарь Отечества» в Москве. На следующий, 2003 год акция завершалась 4 ноября и не где-нибудь, а в Зале Церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве! И с тех пор стала ежегодной, регулярной именно на 4 ноября!

Один из московских новостных порталов в те дни писал: «…акция прошла весьма торжественно. После возложения цветов к памятнику героям на Красной площади в зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя состоялась торжественная часть и традиционный концерт мастеров искусств… Вице-мэр Москвы Валерий Шанцев, в частности сказал:

“Имена Минина и Пожарского стоят в одном ряду с именами Дмитрия Донского и Даниила Московского с героями Отечественной войны 1812 года, с героями Великой Отечественной войны… Я думаю, что главное, чему нас учит история, мы должны думать и заботиться о воспитании патриотов и патриотизма в нашем народе. Сколько бы сегодня ни говорилось о глобализации и интеграции в мировое экономическое пространство, мы все равно должны понимать, что страна сильна патриотами, а свобода и независимость Родины – это святое»…

А вот что сказал заместитель губернатора Нижегородской области Виктор Гуляшко: “Народное ополчение двинулось на Москву для того, чтобы освободить свою столицу, и когда иноземные захватчики были изгнаны – это явилось основой нового российского государства. Такой глубоко народный патриотизм стал символом служения своему Отечеству и народу. Он стал прологом к воспитанию нового поколения на высоких идеалах и славных традициях. И Российское государство, какие бы трудные времена оно не переживало, будет великим!”

Возможно, эта акция станет ежегодной и традиционной, и о ней узнает население страны. Но пока что, к великому сожалению, центральные телевизионные каналы (за исключением московских, ну и, разумеется, нижегородских) не проявили к ней должного интереса…».

Почему я настаивал на том, чтобы приурочить акцию к 4 ноября? А не проводить её, как считали некоторые из соратников и провели в первый раз, в мае ко Дню памяти Кузьмы Минина, когда и погода получше, и другой эпохальный праздник не отвлекает – 7 ноября? По той немаловажной, друзья, причине, что на 4 ноября, эту святую для православных дату, на День Казанской иконы Божией Матери, с которой Народное ополчение освободило Москву, хотелось обратить особое и всеобщее внимание.

В этих целях писал о 4 ноября во все возможные столичные издания, если тема их интересовала, выступал с различных трибун, куда только пускали. Так и познакомился с О.Ю. Кассиным: он подошел в Центральном доме литераторов, где на заседании Русского исторического общества я прочел лекцию. Итогом нашей встречи стало создание Общероссийского общественного движения «Народный Собор», взявшего на вооружение до сих пор злободневный лозунг Кузьмы Минина «Купно заедино! (Вместе заодно!)». На традиционных Царских чтениях в Иванове, где также выступил, Господь даровал еще одного многолетнего и надежного друга – главного редактора «Русской линии», а ныне «Русской народной линии» А.Д. Степанова. Олег Юрьевич помогал мне организационно, Анатолий Дмитриевич – печатал на своих и дружественных изданий страницах. К дальнейшим описываемым мною событиям эти известные на всю Россию общественные деятели, патриоты имеют самое непосредственное отношение.

Ратовал за канонизацию, церковное прославление народных героев Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, по аналогии с русскими полководцами благоверными князьями Дмитрием Донским и Александром Невским. Это отдельная и очень непростая тема, в неё не углубляясь, скажу лишь, что с год ходил по столичным библиотекам, благо выбор богатейший, изыскивая аргументы для Церкви. Плодом этих моих походов стало обширное исследование «Прославление К. Минина и Д. Пожарского в свете православного канона, русского летописания и историографии Смутного времени», в августе 2004 года опубликованное на информпортале «Русская линия» (объем Анатолия Дмитриевича «не испугал»).

Тогда же и с этим же трудом (в печатном, разумеется, виде), с сопроводительным письмом к нему за своей и Олега Кассина подписью пошел на Чистый переулок в Патриархию. Меня принял заведующий канцелярией отец Владимир. Полтора, если не все два часа мы тогда проговорили. Эх, и дотошлив же оказался седовласый батюшка! Но и очень добрый, сердечный какой-то… В конце беседы подвел черту:

– Обещаю. В ближайшее время ляжет на стол Святейшему!

То, что Святейшему «легло», мы убедились, и довольно скоро! Как говорилось выше, в сентябре 2004 года Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II выступил с инициативой вернуть 4 ноября его традиционный статус, сделать этот день выходным, а празднику дать название – День народного единства… На 4 ноября – Дне Казанской иконы Божией Матери сконцентрировал свое внимание Святейший, этой дате в моей работе было уделено немало места. С канонизацией же народных героев, как полагаю, решил не спешить. Но повторюсь: церковное прославление, причисление к лику святых в Русской Православной Церкви – вопрос это весьма и весьма непростой! Достаточно сказать, что великий русский полководец Дмитрий Донской канонизирован Поместным собором РПЦ только в 1988 году.

Святейшего поддержали руководители других религиозных конфессий России, многие депутаты Государственной Думы РФ. 27 декабря 2004 года проект по поводу Дня народного единства был принят Госдумой в третьем чтении и стал законом. При этом 327 депутатов проголосовали «за», двое воздержались, 104 (все без исключений коммунисты) – «против».

Что «смутило» коммунистов? То, что усмотрели в новом празднике альтернативу Дню Великой Октябрьской социалистической революции – 7 ноября. А значит, налицо были либеральные происки, дабы этот святой для коммунистов всея Руси день оттенить, «загладить» и, в конечном счете, стереть с российского календаря!

Спору нет: происки либералов при их единодушном голосовании в Госдуме были очевидны. Но праздник-то 4 ноября чем виноват?!И так ли уж он внове для России?

В вышеназванной работе в 2004 году я писал: «22 октября (4 ноября по н. ст.) 1612 г. ополченцы штурмом взяли Китай-город, эта победа спустя несколько дней и предопределила окончательную капитуляцию противника. В 1649 г. Царь Алексей Михайлович повелел “во всех городах, по вся годы” праздновать этот день в честь чудотворной Казанской Иконы Божией Матери – Спасительницы России: с ней, чудотворной, Ополчение освободило Москву, “в воспоминание помощи, оказанной Свыше заступлением Богородицы, Русскому государству в годину лихолетья”. Праздник изначально носил как религиозный, так и общегражданский характер.

И только с Октябрьским переворотом 1917 г. светское общество, увы, добрую традицию утратило. Но – православные всем миром празднуют! Каждый год! На протяжении уже более трех с половиной столетий! Несмотря на все возможные хитросплетения эпох и завихрения в умах правителей! 4 ноября, на День Казанской Иконы Божией Матери, по всей России поминаются герои Ополчения 1611-1612 гг. Поминаются, как и подобает, молитвой, Крестными ходами, перезвоном колоколов…».

И еще писал, что ополченцы под руководством земского старосты Кузьмы Минина и воеводы князя Дмитрия Пожарскогосплотили «общей освободительной идеей людей разных народностей и вероисповедания, так же как исстари Россия объединила под своим крылом многие народы многих вер. Среди ополченцев числились татары – из Касимова и Темникова, Алатыря и Казани, Кадома и Шацка. Царевич Араслан с боевым отрядом из далекой и загадочной Сибири. Чуваши, черемисы, востяки, мордва, башкиры… Ополчение, собранное К.Мининым и Д.Пожарским, было в полном смысле народным, многонациональным. Что лишний раз подтверждает тот давно и всем известный факт, что неотъемлемыми чертами истинно православного человека являются веротерпимость и добрососедство».

Коммунисты по сей день не успокоятся! Хотя многие, как уверяют, теперьв церковь ходят…

Как-то, помнится, оказался в Нижнем Новгороде впрофессорской компании. Декан факультета, историк, доктор наук, мой с юности товарищ и потому в моих делах сведущ, кратко и с юмором прокомментировал: это, мол, Сергей Васильевич с Днем народного единства всем нам, всей России «подсуропил»… Один из профессоров вдруг побагровел. И перешел, брызжа слюной, на крик:

– Так это… вы?! Ты?!!!

Думаю, если бы не мой, за метр 80-т, рост и поменьше размах в плечах, ринулся бы представитель «красной» профессуры в драку… Еле тогда «оппонента»-землячка угомонили!

Парадоксально, но вскоре и «либеральная общественность» в новом празднике, скажем так, усомнилась!

4 ноября 2005 года Радио «Свобода» своих слушателей предостерегало:

«…Сегодня у нас праздничная тема, посвященная Дню народного единства. Российские средства массовой информации очень активно обсуждали, по крайней мере, последние два дня сегодняшний праздник – День народного единства. Особенно много появилось статей в газетах и журналах. Давайте послушаем их краткое изложение, подготовленное корреспондентом Радио Свобода Дмитрием Казниным.

Дмитрий Казнин: Евгений Киселев в газете “Ведомости” пишет, что “вся российская история состоит из мифов”. “Большинство праздников и исторических деятелей мифологизированы. Так происходит и с новым праздником 4 ноября. Пока история будет оставаться площадкой идейной борьбы на злобу дня во имя победы той или иной политической силы, пока мы будем воспринимать вопрос про белых и красных, про Ельцина и ГКЧП как очень личный, так и будем шарахаться из стороны в сторону”, – пишет Евгений Киселев.

В “Известиях” кандидат богословия Александр Мусин пишет, что “сегодня кремлевские чиновники делают то же, что делали их средневековые коллеги: создают удобные власти мифы”. “Складывается новая мифология, из средневековой культуры берется только худшее. Кормление как способ назначения чиновников, обязанных центру налогами и преданностью взамен на вседозволенность, откуп как приобретение государственных функций контроля и управления путем договора и другое. История – всегда проблема, миф прост и правдоподобен. Тем и привлекателен для народа и власти”, – пишет Александр Мусин.

Журнал “Итоги” приводит слова главы партии “Родина” Дмитрия Рогозина о том, что “есть большая доля искусственности в решении о проведении этого праздника. Это желание двигаться в сторону дальнейшей декоммунизации страны, что, наоборот, приведет лишь к дополнительной мобилизации левых”.

“Официальных торжеств по случаю нового праздника не предвидится, – пишет “Коммерсант”, – почти все партии и общественные движения решили проигнорировать непонятный им праздник. С размахом собираются отметить 4 ноября только национал-патриоты. В Петербурге общественное движение “Народное ополчение”, куда входят 29 православных и патриотических организаций, проводят митинг-шествие, праздничные гуляния, концерт и молебен. В Москве организация “Славянский союз”, движение “Пни”, Евразийский союз молодежи и другие проводят так называемый “Русский марш” под лозунгом “Россия против оккупантов”. Движение “Оборона” планирует провести в ответ антифашистскую акцию. Заместитель командующего шестой воздушной армии ВВС и ПВО Андрей Григорьев заявил, что в преддверии праздника в Ленинградской области в войсках пройдут открытые уроки патриотизма…».

Очень, и даже очень встревожили либералов… нет, не пресловутые Русские марши, которые спонтанно и повсеместно стали устраиваться на 4 ноября и в которых так или иначе проглядывают провокационные моменты, нередко устраиваемые самими же либералами, их внедренной в патриотические круги агентурой. Но… Вот эти «открытые уроки патриотизма»!

Потому что, как не крути, а история Отечества наглядно доказывает: Народное ополчение 1611-1612 гг., при всем его национальном многообразии и безусловном согласии, возглавили русские! Русские же и составили подавляющее его большинство! То есть: патриотизм глубоко национален, патриот имеет национальность!

И поневоле задумаешься о державообразующей роли Русского народа, которой де-юре нет и в помине, не зафиксирована ни в одном из державных документов. Как, в принципе, и основополагающиедля нас понятия «русский», «русский народ», кои отсутствуют и в наших паспортах, и в законодательных актах, и даже в Основном законе – Конституции РФ!

И пренепременно зафиксируешь у себя в голове тот факт, что оккупировали Москву в начале XVII века не только и не столько поляки, но под их флагом – «интернациональный» вооруженный сброднаймитов со всей Европы! И зримо, даже через четыре столетия, усмотришь в той Смуте «след» извечно бдящего во имя своихнепреходящихинтересов Ватикана!

Не обойдётся и без аналогий!

Как и столетия назад, при «семибоярщине», нами пытается править некая «семибанкирщина»… или «-олигарщина»?

«Интернациональный» Евросоюз вкупе с аналогично «полинародной» Америкой обложили «московитов» невиданными доселе «санкциями» и требуют, требуют всё больших уступок по всем фронтам торгово-финансовых ристалищ.

На территориальных границах, прямо у России в «подбрюшье», беспрецедентные по масштабам и опять-таки в рамках «международно-прогрессивного сообщества» войсковые учения – готовят вторжение? Но что нашим стратегическим противникам ныне страшнее всего, так это пробуждающееся в России народное, в том числе русское, самосознание. В чем и краеугольный камень нынешних, как сейчас говорят, гибридных, информационно-психологических войн! Которые системно, ни на секунду не приостанавливаясь, при настежь открытых информграницах идут против нас!

Самолеты с пугающей частотой падают… Дома престарелых, торговые центры горят… В школах и колледжах стреляют… Большинство народа «около» черты бедности, весьма и весьма условной … Колбаса без мяса, сыр без молока… Мор людской – онкология, сердечно-сосудистые, пьянство, наркомания, самоубийства…

И как тут, празднуя 4 ноября, человеку не спросить, в первую очередьу самого себя: кто он, откуда, куда и, наконец, зачем?!

Для того, чтобы хотя бы спросить, а потом, подразумевается, и ответить, и учрежден День народного единства, празднование которого вновь«на носу».

Хочется это кому-либо, или нет, но День народного единства на Руси укрепляется, традиции его закладываются, развиваются. Ну, а как отметим праздник в нынешнем году, зависит, понятно, от каждого в отдельности и всех нас.

В Нижнем Новгороде, у меня на родине, надеюсь, торжества пройдут, как всегда, красиво и массово – Нижегородским же было ополчение! Основные мероприятия состоятся на площади Народного единства. Площадь для города нова, как и одноимённый праздник, но местные уже к ней привыкли. Там стоит прекрасно отреставрированный действующий храм Рождества Иоанна Предтечи, по центру площади – копия с памятника Минину и Пожарскому работы Ивана Мартоса, выполненная Зурабом Церетели в дар нижегородцам от Правительства Москвы…

Неделей позже к разговору вернемся. Итоги очередного 4 ноября, как бывало и прежде, разберём.

А пока – друзей, соратников, читателей Русской народной линиис наступающим Днём Казанской иконы Божией Матери, Днём народного единства! Единомышленников по Фонду Минина и Пожарского – с 20-летием этой замечательной организации! Единства всем, сплоченности, здоровья! И успехов в нашем многотрудном деле!

В качестве праздничного подарка примите мною почти два десяткалет назад написанный Марш ополченцев (другое название – Марш Нижегородского ополчения). Исполняет автор. Следовательно – от всей неуёмной и до каждого «фибра» патриотичной души моей!

***

В качестве праздничного подарка примите мною почти два десятка лет назад написанный Марш ополченцев (другое название – Марш Нижегородского ополчения). Исполняет автор. Следовательно – от всей неуёмной и до каждого «фибра» патриотичной души моей!

Песню преподношу в виде клипа. Где и когда был снят клип, тоже само по себе интересно. Прежде чем его продемонстрировать, даю слово нашему давнему другу и соратнику Александру Махотину, «я-а-арому» монархисту, чья деятельность также известна многим в России. Саша на том мероприятии присутствовал: в клипе со своей неизменной православной бородой и фотоаппаратом всё ходит и «фиксирует»… Кстати, Александр! А где, дорогой, фото?!

А несколькими днями позже в интернете пишет:

«1 ноября 2008 года, в День памяти предводителя Народного Земского Ополчения 1612 года князя Дмитрия Пожарского и в день Дмитровской родительской субботы – особого ежегодного поминовения усопших воинов, положивших души свои за Веру, Царя и Отечество – состоялась закладка мемориального камня на месте будущего памятника и мемориального комплекса в честь этого славного спасителя Отечества.

Празднования состоялись в городе Юже Ивановской области, где князь Дмитрий был воеводой, недалеко от села Мугреево-Никольское, в котором он вырос и где находилось его поместье, разрушенное после революции большевиками до основания.

В празднике приняли участие все главы администраций соседних с Южей районов: Палеха, Шуи и Пучежа, по которым проходил путь Земского ополчения в 1612 году, были представители администрации и губернатора Ивановской области, местные отделения партии «Единая Россия» и общественных организаций: Фонда «Единение» памяти князя Дмитрия Пожарского, координаторы Движения «Народный Собор», духовенство. Под «Гимн ополченцев» поэта и певца Сергея Скатова, присутствовавшего здесь координатора «Народного Собора», памятный камень был открыт…»

И ещё на один момент хочу обратить внимание читателя, а скоро и зрителя.

Рядом со мной в клипе замечательный служитель Русской Православной Церкви схиигумен Митрофан (Лаврентьев), настоятель Никольского прихода села Мугреево-Никольское Южского района Ивановской области, некогда родового поместья князя Дмитрия Пожарского.

Именно сюда, в нынешнее Мугреево-Никольское, в своё время из Нижнего приходил к израненному былыми боями Дмитрию Пожарскому за советом нижегородский земский староста Кузьма Минин. И – обрёл единомышленника!

Схиигумен Митрофан свято чтит память народных героев 1612 года, делает всё возможное для увековечивания их памяти, не только общественного, но и церковного прославления…

Отец Митрофан, давний друг, меня на мероприятие и пригласил:

Скатов Сергей Васильевич, академик Международной Славянской академии, координатор Движения «Народный Собор», председатель Нижегородского отделения Международной общественной организации «Русское Собрание», г. Нижний Новгород

Источник