Судный день

СобытияСпорт

Решение суда по российским олимпийцам разрушит систему мирового спорта

20 января Спортивный арбитражный суд (САС) в Лозанне должен начать рассмотрение исков наших спортсменов и спортивных организаций к МОК. Шансов на победу у российских олимпийцев немного, но они есть. Дело в том, что оправдание россиян может показаться судьям более выгодным. В этом случае расплачиваться за всё придётся в основном МОК. А вот сохранение наказаний ставит под удар и МОК, и WADA, и федерации по видам спорта, и сам спортивный суд.

После того как МОК начал в массовом порядке лишать российских олимпийцев наград, завоёванных в Сочи, казалось, что участь их решена окончательно. До последнего момента именно МОК пытался по мере сил противостоять политическим атакам – и в значительной степени из прагматических соображений. Без участия России Олимпийские игры теряют значительную часть интереса, а МОК соответственно немалую часть своих доходов. Но противостоять давлению противников России президент МОК Томас Бах и его команда в конечном итоге оказались не в состоянии.

Особых надежд на то, что САС отменит решение МОК, не было. Однако в МОК – сознательно или по инерции – быстро довели ситуацию до абсурда. И ключевым моментом стала дисквалификация великого саночника Альберта Демченко. В то, что он употреблял допинг, судя по всему, не верит никто, кроме чиновников из МОК. По одной простой причине: делать это было просто незачем.

В МОК довели ситуацию до абсурда

Санный спорт – одна из тех дисциплин, где можно наглядно доказать неприменение допинга. Именно это и сделал Альберт Демченко после того как его лишили двух серебряных медалей, завоёванных в Сочи, и пожизненно лишили права участвовать в Олимпиадах. В санях допинг может дать преимущество при разгоне, но именно в этом компоненте Демченко показывал в Сочи очень плохие результаты: после старта он был в заездах 22-м, 17-м, 16-м и 26-м. Затем потерянные на старте секунды отыгрывались на трассе – то есть там, где никакой допинг помочь не может.

Официальные показатели, зафиксированные в протоколах сочинской Олимпиады, в сочетании с пояснениями экспертов станут весомым аргументом в суде. Комиссия МОК в аргументы Демченко и дисквалифицированной вместе с ним Татьяны Ивановой вникать не стала, но в гражданских судах противопоставить этому хоть какие-то доказательства виновности спортсменов МОК не сможет. Никаких запрещённых веществ в допинг-пробах не обнаружено, а многолетняя чистая допинговая история Демченко, постоянно проверявшегося за пределами России, явно свидетельствует в его пользу. Напомним, что санно-бобслейную трассу мирового уровня у нас построили только к Олимпиаде в Сочи, а до этого саночники практически всё время и тренировались, и соревновались за границей. «Я 30 лет провёл в большом спорте. И это всё сейчас попытались обгадить три члена из комиссии МОК. Я так просто не сдамся. Мы полностью невиновны, поэтому будем биться без всяких сомнений», – подчеркнул Демченко.

Демченко – участник семи Олимпиад (!) и является настоящей легендой не только российского, но и мирового санного спорта. И перечеркнуть всю его карьеру на основании голословных заявлений Родченкова вряд ли удастся. На сторону спортсменов уже фактически встала дисциплинарная комиссия Международной федерации санного спорта. На прошедшем 3 января заседании комиссия заявила, что никаких фактов, подтверждающих нарушение Демченко и Ивановой антидопинговых правил на Олимпийских играх в Сочи, представлено не было, а потому и накладывать санкции не за что. И потребовала, чтобы Родченков представил доказательства, если таковые имеются, лично, а не через посредство средств массовой информации.

Дисциплинарная комиссия Международной федерации санного спорта не первая поставила под сомнение обоснованность вынесенных МОК дисквалификаций. Прежде это сделала антидопинговая комиссия Международной федерации бобслея и скелетона. Она отказалась отстранять от участия в соревнованиях бобслеиста Александра Зубкова и скелетониста Александра Третьякова. Аргументы у комиссии были те же: доказательств принятия допинга нет, всё основывается на ничем не подтверждённых показаниях Родченкова. Глава комиссии голландец Дольф Сегаар заявил, что для вынесения справедливого решения нужно иметь возможность подвергнуть Родченкова перекрёстному допросу. Правда, руководителям самой федерации решение комиссии не понравилось, и они собрались оспаривать его всё в том же спортивном суде.

В пробы россиян могли подмешивать допинг?

Решения комиссий по саночникам, бобслеистам и скелетонистам очень важны. САС собирается рассматривать дела российских спортсменов в ускоренном порядке, и поэтому, по сути, все они будут объединены в одно. Соответственно и вердикт, вероятно, будет общим для всех. В пользу российских олимпийцев может сыграть и то, что в МОК не особо заботились о «мотивировочной части» решений, основываясь в основном на показаниях Родченкова и докладе Макларена. В результате где-то в качестве аргумента приводятся обнаруженные на контейнере с пробой следы царапин, хотя прежде наличие следов внешнего вмешательства, наоборот, могло служить аргументом в защиту спортсмена. А где-то доказательством служит отсутствие царапин, поскольку уже научились вскрывать пробы, не оставляя следов…

Признав, что можно было подменить допинг-пробу, не нарушая её целостности, САС рискует сразу же получить целую серию исков от дисквалифицированных прежде спортсменов. В том числе и российских. Если можно преспокойно заменить грязную пробу на чистую, то можно проделать и обратное – чтобы убрать и опорочить конкурентов. И где гарантии, что сотрудники антидопинговых лабораторий на протяжении десятилетий не подмешивали допинг в чистые пробы российских или каких-либо ещё спортсменов? Таким образом, вся допинговая история многих лет потребует пересмотра, а выстроенная WADA система контроля будет полностью дискредитирована.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Судиться можно и в России

Какое бы решение ни вынес САС, далее последуют иски в гражданские суды. Но МОК – организация богатая и способна справиться с многомиллионными потерями. А вот некоторые спортивные федерации удара могут и не перенести. В отличие от лыжников или биатлонистов, которые по завершении карьеры, как правило, меняют сферу деятельности, многие саночники, бобслеисты и скелетонисты остаются работать в своём виде спорта. Демченко, к примеру, является главным тренером сборной России. И для них пожизненное отстранение от Олимпиад – не просто символическое наказание. Это сокрушительный удар по деловой репутации, по бизнесу, по карьере. Они несут очень серьёзные финансовые потери, а потому непременно станут отстаивать свои права. Более того, они могут подсчитать нанесённый им материальный ущерб и обосновать свои расчёты.

Иски можно будет подавать и против WADA и соответствующих допинговых лабораторий, дававших гарантии неприкосновенности проб и фактически обманувших спортсменов и федерации. И в первую очередь против РУСАДА. Ну а поскольку РУСАДА зарегистрировано в Москве, на Беговой улице, то суд будет проходить в России – и никакой возможности политического давления извне не будет.

Тем временем

Судиться с МОК собираются и по поводу выработанных там дискриминационных критериев отбора. В частности, МОК для допуска на Олимпиаду требует от россиян чистой допинговой истории. Это, к примеру, лишает возможности выступить на соревнованиях конькобежца Дениса Юскова, оправданного, кстати, комиссией МОК. В 2008 году Юскова отстраняли от соревнований из-за обнаруженных в его пробе следов марихуаны.

Возникает вопрос: если российские спортсмены допущены на Олимпиаду в качестве нейтральных, то почему критерии допуска связаны с их гражданством? Почему швед или американец, с которых сняты обвинения или которые отбыли дисквалификацию, могут ехать на Олимпиаду, а россияне – нет? Если тот же Юсков и ещё один наш конькобежец, Павел Кулижников, выступают как нейтральные спортсмены, то на каком основании требования к ним увязываются с дисквалификацией, наложенной на национальный олимпийский комитет? Точно так же непонятен и полный запрет на использование цветов национального флага и другой символики. МОК имеет право не разрешить исполнять гимн и не поднимать флаг при награждении, но на каком основании он может, к примеру, запретить формально нейтральному спортсмену финишировать с флагом России или петь гимн при награждении?

Источник