15112018Thu

Владимир Тихонов: «Как догнать развитые страны»

  • PDF
view

О бюджетной, денежно-кредитной, валютной, налоговой политике, ценообразовании и источниках преобразования экономики

В предыдущей статье «Прошлое учит думающих» я писал о том, что советская общественная система в силу непонимания большевиками /коммунистами/ природных закономерностей развития человеческого общества была противоестественной, общественной системой государственного рабовладения, поэтому она была предельно неэффективной и именно поэтому рухнула. Что мы до сих пор не осознали, что для того, чтобы вернуть  нашу Россию на рельсы естественного развития, необходимо понять природные закономерности  и современные тенденции мирового развития, что не  сделав этого, обеспечить прогрессивное развитие России, догнать развитые страны невозможно, что и доказывает наша 25-летняя практика. И были изложены и природные закономерности, и современные тенденции мирового развития, и необходимые преобразования, соответствующие этим требованиям.

В первой части настоящей статьи  «Как догнать развитые страны» преобразования, соответствующие требованиям времени, были конкретизированы:

- повышение роли народа через: национализацию сохранившихся бывших государственных предприятий и передачу их основных производственных фондов вместе с  основными производственными  фондами действующих государственных предприятий в полное хозяйственное ведение трудовых коллективов (разгосударствление) с постепенным выкупом ими оборотных фондов для осуществления ими производственной деятельности на рыночных условиях;  увеличение многообразия форм собственности за счет развития кооперативного производственного  сектора;

- меры по кардинальному увеличению  роли науки и государства  в развитии страны;

-  изложена необходимость максимальной корпоратизации экономики.

Повышение роли народа, науки и государства в развитии страны, максимальная корпоратизация экономики – это фундаментальные основы, необходимые для создания и развития более высокого уровня рыночной экономики, для выхода России на передовые рубежи  развития. Но не менее важны и изменяющиеся условия развития: бюджетная, кредитно-финансовая, налоговая и ценовая политика. В развитии экономики страны всё  взаимосвяно.

 Бюджетная  политика.  Бюджетная политика должна стимулировать развитие производства и общества,  обеспечивать решение важнейших социальных зада и безопасность граждан и государства.

Для нормального экономического развития необходимо значительное перераспределение доходов страны через государственный бюджет. Государственные инвестиции должны осуществляться преимущественно в виде государственных заказов на создание объектов общественного или коллективного пользования со значительным положительным эффектом (основных производственных фондов, транспортных, телекоммуникационных, информационных и энергетических систем, военные закупки),  а также в виде льготных кредитов на развитие перспективных производств. Это будет стимулировать спрос, положительно влияя на расширение производства и, следовательно, налоговой базы.

Различные виды бюджетных расходов имеют разную экономическую и бюджетную эффективность. Так, расходы на образование, фундаментальные и прикладные исследования, структурную перестройку экономики, создание транспортной, энергетической, телекоммуникационной и информационной инфраструктуры повышает эффективность отечественных предприятий и их конкурентоспособность на мировом рынке и,  следовательно, расширяют налоговую базу и доходы бюджета. Затраты же бюджета на содержание избыточного бюрократического аппарата, нерационально больших правоохранительных систем и  армии, субсидии убыточным и депрессивным отраслям народного хозяйства не оказывают стимулирующего воздействия на экономику и ведут к финансовой дестабилизации. Соответственно, приоритет в расходах государственного бюджета  должен  преимущественно  предоставляться тем вложениям, которые обеспечивают наибольшую экономическую и бюджетную эффективность.

Эффективной является прямая поддержка нуждающихся слоев населения как с точки зрения повышения их жизненного уровня, так и с точки зрения стимулирования производства.

Недопустимо  расходование средств государственного бюджета на импорт без крайней необходимости и невозможности удовлетворения соответствующих потребностей за счет внутреннего производства. Деньги налогоплательщиков не должны направляться на развитие их конкурентов в ущерб интересам национальных производителей.

Важнейшее значение имеют бюджетные отношения регионов и центра. Сегодня основная доля доходов централизуется, в результате чего: центр практически снимает с себя ответственность  за развитие экономики и не очень обеспокоен повышением её эффективности, так как есть возможность устанавливать и увеличивать свои расходы  за счет регионов;  колоссальный, в десятки раз, и всё увеличивающийся разрыв  в развитии регионов; недостаточный уровень заинтересованности регионов в своем развитии.

Предлагается. Все доходы, за исключением предусмотренных законом  доходов от местного налогообложения и  местных сборов, собирать  в единый  «котел» на региональном уровне, из которого государственным бюджетом в зависимости от уровня экономического развития региону оставляется или определенный  процент от «котла»,  либо весь «котел», либо весь котел и дополнительные ассигнования из федерального бюджета. Этот механизм распределения доходов увеличивает взаимную заинтересованность и ответственность центра и регионов за развитие регионов и в целом страны и устраняет нерациональное хождение средств и произвол федеральных структур. Колоссально упрощается и  сокращается учет и контроль  и, соответственно, численность аппарата чиновников. Федеративные отношения наполняются реальным содержанием.

С учетом огромного  и непрерывно нарастающего технологического отставания от развитых стран  (производительность труда в несколько раз ниже, затраты – в несколько раз выше) следует подумать о выделении нашего исторического отставания в отдельную проблему и по примеру Китая создавать два бюджета на всех уровнях: постоянный бюджет и бюджет технологического развития.

 В постоянный бюджет включать расходы на социальную сферу, административное управление, содержание и развитие предприятий непроизводственной сферы,  правоохранительную систему, оборону и др. Бюджет технологического развития использовать для капитального строительства и реконструкции объектов производственного назначения общенародного сектора экономики, включая сельское хозяйство, городское  строительство, помощь бедным регионам.  При разделении бюджетов  проблема нашего технологического отставания не будет постоянного замалчиваться, а выйдет из тени на первый план.

 

Денежно-кредитная и валютная политика. Кредитная система – мощнейший источник развития.   Но действующая кредитно-финансовая политика Центрального Банка России, хотя и  положительно оцененная президентом  В.Путиным, на развитие страны практически не работает. Основной целью ЦБ РФ официально провозглашена борьба с инфляцией, а не развитие страны. В результате денежная масса недостаточна даже для простого воспроизводства, ставки кредитования  завышены, неподъемны для производственного сектора экономики, объем кредита ограничен, среднесрочное  и долгосрочное кредитование практически отсутствует, инвестиционный сектор деградирует, обрабатывающая промышленность в упадке. Реально кредитуются только торговые и спекулятивные валютные операции.  А инфляция процветает, несмотря на все меры по сжатию денежной массы. Процветает, потому что она у нас имеет другую природу – не преодоленный советский монополизм, отсутствие конкуренции.

Очевидно, если мы хотим подлинного развития страны,  кредитно-денежную  политику необходимо изменить.

По расчетам ученых, денежную массу   следует  увеличить в 2-3 раза. Сегодня соотношение денежной массы М2 к ВВП  в России составляет 45%, в КНР – 195%.  Полученную дополнительную  денежную массу в основном капитализировать в «политические» банки -  Государственный банк развития  и Государственный банк развития сельского хозяйства . Вложения в реальное производство, в выпуск продукции инфляцию не вызывает.  Банковская система должна работать  в соответствии с задачами и проблемами, стоящими перед страной. Россия намного отстала в развитии от передовых стран, перед ней стоят огромные задачи по модернизации и перестройке экономики, перевода её на современный научно-технический уклад.    Решить эти задачи на основе типичных рыночных подходов,  в том числе и в организации банковской системы  невозможно.

Центральный Банк  не может быть независимой, самостоятельной  структурой, он выполняет только одну из функций развития страны, поэтому должен находиться в системе исполнительной власти. Ставка рефинансирования должна быть  1-2%, сроки предоставления кредитов до 5-7 лет. Доступ к системе рефинансирования должен быть обеспечен для всех коммерческих банков на общих условиях. Для нижеуказанных государственных банков развития – ставка рефинансирования  0% , сроки предоставления  кредитов на особых условиях в соответствии с поставленными перед ними задачами.

Учитывая опыт Китая, успешно совершивший переход от распределительной экономики к эффективной рыночной, нам необходимо создать:

-  Государственный банк развития (ГБР)   и Государственный банк развития сельского хозяйства (ГБРСХ)    - финансовые  учреждения, носящие  «политический характер». Они отличаются от коммерческих финансовых организаций тем, что работают не ради прибыли, а исходят из целей экономического развития страны.

Основной целью Государственного банка развития  должно быть  инвестирование ведущих объектов строительства, включенных в государственную программу модернизации и реструктуризации экономики, в том числе выделение средств на техническую реконструкцию основных производственных фондов крупных  предприятий, переданных в полное хозяйственное ведение трудовым коллективам. И инвестирование  строительства  государственного жилья,  передаваемого в аренду населению за умеренную плату без права на его приватизацию. Ипотечное строительство индивидуального жилья не обеспечивает мобильной внутренней миграции населения.

Государственный банк развития сельского хозяйства  должен предоставлять льготные кредиты селу за счет бюджета, экономически слаборазвитым и бедным регионам,      обеспечивать государственные закупки основной сельскохозяйственной продукции.

 Коммерческие банки, с учетом низкой ставки рефинансирования Центрального банка, не должны завышать  ставки кредитования, маржа должна быть в пределах 1-2%.

Одним из важнейших факторов развития является устойчивость рубля и стабильность всей финансовой системы. Нынешняя  слабость рубля и его волатильность,  чрезвычайная уязвимость финансовой системы от внешних факторов, огромный  и всё возрастающий  отток капитала  являются не только следствием слабости экономики, но и её чрезвычайной открытости. Для укрепления позиций рубля и устойчивости финансовой системы необходимо принять комплекс мер, в том числе необходимо отказаться от рыночного определения курса рубля, зафиксировать его на определенном уровне с последующей возможной корректировкой,  восстановить обязательную продажу валютной выручки экспортерами, усилить государственный контроль за движением капитала и т.д. Курс рубля, капитал и вся финансовая система должны работать на страну, а не ослаблять её.

 

Налоговая политика. Одним из важнейших тормозов нашего развития является действующая у нас  налоговая система. Вся она «заточена» на обогащение узкого социального слоя  и обнищание большинства народа,  развитие    сырьевых отраслей,  подавление других  сфер  реального производства. Так, налоговая нагрузка на предприятия и организации,  то есть юридических лиц, почти в 2 раза больше, чем в развитых странах. Налоговая нагрузка по налогооблагаемой прибыли в обрабатывающих отраслях в 1,5 – 2 раза выше по отношению к сырьевым отраслям. Основная масса налоговых поступлений в развитых странах приходится на физические лица, прежде всего на состоятельных граждан. В России всё наоборот – более 70% налоговых сборов приходится на предприятия и организации, что, естественно, подавляет деловую и инвестиционную активность. Абсолютно  несправедливо налогообложение физических лиц:  вне зависимости от величины дохода для всех установлен  налог  в размере 13%.  Среднегодовая  зарплата  составляет в пределах   380 тыс. рублей в год,  доход на одного члена правления  в ЛУКОЙЛе  за 2014 год  составил 2 млрд. 399   млн. рублей  с учетом доходов по акциям.   В развитых странах такой подход к налогообложению  немыслим. Очевидно, что нашу налоговую систему необходимо в корне менять, иначе Россия будет вечно плестись в хвосте мирового развития.

Налогообложение необходимо принципиально изменить:

  1. Существенно уменьшить налогообложение предприятий и организаций за счет увеличения налогообложения доходов физических лиц. Это изменение необходимо вдвойне: первое, с целью побуждения к увеличению инвестиций в развитие и модернизацию предприятий, а не чрезмерных личных доходов и вывоза их за рубеж; второе, с целью уменьшения абсолютно необоснованной разницы в доходах узкой группы лиц и большинства населения.
  2. Увеличить налогообложение доходов физических лиц – главное направление налоговой реформы. Для реализации этого направления по опыту развитых стран необходимо ввести:

- прогрессивный налог  на  доходы физических лиц. Например: при доходе  до 30 тысяч рублей  в месяц налог устанавливается в 5%,  от 30 до 100 тыс. руб. -10%, от 100 до 200 тыс. руб. – 20%, от 200 до 400 тыс. руб. – 30%, и т.д. По расчетам советника Президента России академика С.Глазьева введение прогрессивной шкалы по налогу на физические лица с наивысшей ставкой в размере только  40%  (в части развитых стран предельная ставка еще выше) даст увеличение доходов бюджета на 5 трлн. рублей. Это позволило бы освободить от налогообложения часть прибыли  предприятий посредством наращивания амортизации, направляемой на инвестиционную деятельность;

-  прогрессивный налог на имущество;

-  налог на наследство;

-  налог на дарение.

В развитых странах все эти налоги установлены и действуют. У нас власть под тысячами предлогов уклоняется от введения этих налогов, в том числе под предлогом затруднительности или невозможности их сбора. В развитых странах сбор возможен, у  нас нет –  в  России во всем особый путь.

Аномальное неравенство в доходах физических лиц является тормозом развития страны. Низкие доходы большинства населения ограничивают покупательский спрос, являющийся необходимым условием  развития. Огромное неравенство в доходах разрушает единство народа,  создает социальную напряженность,   нестабильность, угрозу социального взрыва.

3.Рядом ученых-экономистов и другими экспертами предлагается отменить  налог на добавленную стоимость. Вместо него  ввести  налог с продаж (НсП).  Выпадение доходов бюджета компенсировать ставкой НсП.  По расчетам академика С.Глазьева достаточна ставка в размере 14%. Замена НДС на НсП  упрощает налоговую систему, уменьшает расходы не ее администрирование, сокращает уклонение от налогов,  приведет к экономии более 1 трлн. руб. на государственных закупках, освободит для  производственной деятельности около 1 млн. бухгалтеров, высвободит оборотные средства предприятий для наращивания производства и инвестиций.

Решение об отмене налога на добавленную стоимость и его замене на налог с продаж должно быть принято после глубокого научного и общественного обсуждения.

  1. Перейти от изъятия природной ренты через налоги к дифференциальным рентным отчислениям в соответствии с мировой практикой.
  2. Ввести налог на вывоз капитала.
  3. Экологические налоги.
  4. Акцизы.
  5. Торговые пошлины.

  Ценообразование. Цены должны отражать затраты общества на производство и доставку продукции до потребителя. Это в теории. На практике на ценообразование в рыночной экономике влияет множество факторов, прежде всего уровень конкуренции, насыщенность рынка, монополизм. Российская экономика базируется на советской монопольной экономике, поэтому  в отраслях экономики, определяющих её развитие, практически нет конкуренции. Поэтому нет и развития,  и нормального, естественного ценообразования. И государство в силу либеральной идеологии слабо вмешивается в процесс ценообразования. В результате в нашем ценообразовании царит беспредел. В развитых странах снижение цен на нефть неизбежно ведет к снижению цен на нефтепродукты: бензин, дизельное топливо, автомасла,  автоперевозки и т.д. В России снижение цен на нефть ведет к удорожанию нефтепродуктов. Во всем мире высокий урожай зерновых  ведет к удешевлению молока, масла и других продуктов питания,  у нас – к удорожанию. Это доказывает, что в сфере торговли, как и в сфере материального производства, господствует монополизм. Очевидно, что естественный механизм ценообразования в России не работает. И очевидно, что без вмешательства государства в процесс ценообразования нам не обойтись.

В Китае  (по данным до 2000 г.) твердые цены устанавливались на:

- ресурсы, влияющие на социально-политическую стабильность и стратегию экономического развития (сырая нефть, газ, некоторые редкоземельные материалы);

- товары и услуги, производимые «естественными» монополистами (тарифы на транспортные перевозки, бытовые электро-, водо- и теплоснабжение, услуги связи);

- жилье, предоставленное лицам с низкими доходами и госслужащим;

- некоторые особые товары (лекарства, оружие и т.п.);

- тарифы в социально-культурной сфере (на образование, медицинские услуги и т.п.).

 Активно используются в Китае индикативные (направляющие) цены. Регулирование направляющей цены осуществляется несколькими способами:

- задается формула расчета цены, исходя из издержек производства и нормативной прибыли;

- определяется лимитная цена, которую нельзя превышать.

Широко применяются в Китае и рыночные цены. Они формально не регулируются госорганами, но на практике предприятия обычно согласуют их с местными отделами цен. Для ограничения инфляции государство устанавливает местным органам нормативы общего повышения цен за год. И создана разветвленная система контроля за ценами, включающая государственные и общественные органы.

В ходе значительного взлета цен в 1993/94 гг. Госсовет КНР в целях борьбы с инфляцией внес особый  порядок контроля за ценами  (фактически – директивные цены) на 20 видов товаров и услуг, включая муку, некоторые виды зерна, растительное масло, мясо и птицу, яйца, молоко, соль, сахар, моющие средства, квартплату и стоимость коммунальных услуг, тарифы медицинских учреждений, школ и детских садов.

Государственное регулирование цен существовало и существует и в других странах, тем более в переходный период от распределительной экономики к рыночной. И тем более при переходе от монопольной к конкурентной экономике. Нам необходимо применять и твердые, и лимитные, и рыночные цены. И устанавливать  за ними государственный и общественный  контроль. Если мы, конечно, хотим создания эффективной рыночной экономики  и развития страны.

 

 Источники преобразования экономики. Модернизация российской экономики, её вывод на передовые мировые позиции  потребует колоссальных затрат.

Источники финансирования модернизации:

- государственный бюджет;

- амортизационные отчисления на полное восстановление  общественных средств труда и основных производственных фондов иных собственников;

- прибыль предприятий;

 - кредиты;

 - государственные внутренние и внешние среднесрочные и долгосрочные займы;

- иностранные инвестиции;

- иные источники.

Государственный бюджет.  Государственные доходы должны являться  важным источником развития страны, но сегодня они таковыми не является. Идеология либерализма исключает государство из процессов развития страны, отводя ему только роль регулятора. Чем меньше государства в экономике, тем лучше. Главным двигателем развития объявляется частный бизнес, хотя более чем 20-летняя практика доказала, что российский частный бизнес не является таковым.

 Глобализация,  открывающая большие возможности для утечки капитала, ученых и специалистов  из страны,  низкое качество,  неэффективность  и антипатриотизм российского делового мира,   историческое технологическое отставание от развитых стран и его нарастание, достигнутый уровень научно-технического развития, требующий коренного увеличения роли науки и целенаправленного использования её открытий и достижений для развития, необходимость планирования развития страны требуют увеличения роли государства, концентрации всех усилий для преодоления нашего отставания, для выхода на передовые мировые позиции  и, соответственно, увеличения роли государственных доходов  в решении наших проблем.

Амортизационные отчисления. В развитых странах амортизационные отчисления составляют  60-70% финансирования инвестиций. В нашей стране амортизационные отчисления  расходуются абсолютно бесконтрольно.  Так, в 2012 году из начисленных 4 трлн. руб.  амортизационных отчислений половина была потрачена не на обновление основных фондов, а   на приобретение ценных бумаг, предоставление займов и другие финансовые операции. И, кроме того,  государство  недополучило  в бюджет 400 млрд. руб. по налогу на прибыль. При нашей большой  технологической отсталости это нельзя не рассматривать как преступление перед страной.  Очевидно, необходимо законодательно установить твердый порядок использования амортизационных отчислений и контроль за их использованием.

Необходимо изменить и порядок начисления амортизации. Сегодня амортизация начисляется по оценке основных фондов в смешанных ценах, необходимо перейти на начисление по восстановительной стоимости, что позволит увеличить ежегодные  инвестиции в основные фонды до 5 трлн. руб.   Следует так же существенно сократить сроки обновления основных фондов, что значительно  увеличит амортизационные фонды и возможности модернизации экономики. Так делается в Японии и других развитых странах для ускорения обновления основных производственных фондов.

Учитывая, что деятельность трудовых коллективов в качестве собственников результатов своего труда значительно более эффективна по сравнению с частным предпринимательством,  и то, что основные производственные  фонды являются общенародными,  у государства появляется возможность  частично или полностью, хотя бы на определенный период, централизовать  амортизационные фонды на полное восстановление   и получить  колоссальные средства для структурной перестройки и модернизации экономики.

Прибыль предприятий.  Сегодня прибыль предприятий, как правило, не используется на развитие экономики, на развитие страны. Она тысячами способов вывозится из страны,  используется на паразитическое потребление и т.п.  Капитал  космополитичен,  у него нет Родины. Его Родина – максимальная прибыль. Капитал уходит даже из своих стран с намного лучшими экономическими и природно-климатическими условиями, чем у нас в России. Уходит в страны, где дешевая рабочая сила и благоприятные природные условия. Из Японии промышленность перекочевывает в страны Юго-Восточной Азии, из США – в Китай, Центральную и Южную Америку, из Европы – в любые регионы, где меньше издержки производства. Около 20-ти лет тому назад профсоюзы  Германии выразили свое несогласие с подобной практикой капитала и пригрозили забастовками. Один из руководителей «Союза предпринимателей» Германии в ответ заявил: «Сейчас, в эпоху глобализации, какие-то там забастовки объявлять? Радуйтесь, что мы хоть какие-то производства в Европе оставляем!».

 «В течение 2010 года и первого квартала 2011 года на сомнительных основаниях за рубеж было выведено около 5 трлн. рублей. Такие данные привел на днях начальник Главного управления экономической безопасности и противодействию коррупции МВД РФ генерал-майор полиции Денис Сугробов» - газета «Версия» за 29.08.2011 года.

По оценке советника Президента РФ академика С.Глазьева  (доклад от 15.09.2015 г. «Речь о неотложных мерах по отражению угроз существованию России») накопленный вывоз капитала из страны  превышает триллион долларов.

Вполне очевидно, что прибыль основных действующих номенклатурно-олигархических предпринимательских структур служить  развитию страны не будет. Суть нашего олигархического капитала никакими примочками изменить невозможно. На их основе страна развиваться не может.

Мы предлагаем экономику, основой развития которой будет труд работников-собственников результатов своего труда, работающих на себя и на страну. Для освежения памяти повторяем результаты работы трудовых коллективов, работающих на основе закона «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников  (народных предприятий)». Объемы производства выросли в 3-8 раз, в разы выросли заработная плата и производительность труда. До 50% прибыли направляется ежегодно на обновление основных фондов и технологическую модернизацию, до 30% - на развитие социальной сферы. Как видим, прибыль  не бежит за границу и на паразитическое потребление, а используется на развитие производства и удовлетворение потребностей работников. На основе такой экономики Россия действительно в кратчайшие сроки может выйти на передовые мировые позиции.

 Кредиты.  Вышеизложенные изменения в банковской системе и денежно-кредитной политике позволяют максимально эффективно использовать кредиты для развития и модернизации производства и структурной перестройки экономики.

Государственные  внутренние  и внешние среднесрочные и долгосрочные займы.  Отставание нашей страны  –  проблема всего народа. Преодоление этого отставания  -  в интересах всего народа.  Предлагаемые нами изменения в экономической и политической сферах делают народ действительно реальным хозяином страны. Поэтому, уверены, значительная часть народа не откажется от помощи своему государству в преодолении отставания. Сегодня у российского населения имеется более  23 трлн. рублей сбережений,  используемых сегодня банками на приобретение ценных бумаг, спекулятивные операции и т.д., но не на  развитие  страны. Государственные среднесрочные и долгосрочные внутренние займы в пределах 5-8 трлн. рублей, надеемся, получат поддержку народа и станут существенным источником модернизации и структуризации экономики.

Внешние займы также могут быть значительным источником нашего развития. Сегодня Россия  находится в  финансовой и технологической изоляции от развитых стран из-за неразумных действий и политики нашей власти. С приходом к власти разумных сил международная изоляция будет неизбежно преодолена, и внешние  государственные займы   станут дополнительными источниками  развития.

Иностранные инвестиции.  Привлечение иностранных инвестиций является важным элементом политики по стимулированию инвестиционной и инновационной  активности  с целью  структурной  перестройки экономики. Их значение не сводится только к финансовому  источнику перестройки. Не менее  важна их роль в передаче новых технологий, адаптации российских технологий к требованиям мирового рынка, а также в создании стратегических альянсов с российскими производителями, обеспечивающих выход   их продукции на зарубежные рынки.

Работа по привлечению иностранных инвестиций должна вестись в следующих направлениях:

  1. Главным принципом должно стать предоставление иностранным инвесторам национального режима за исключением специально оговоренных случаев. Все льготы, предоставляемые отечественным инвесторам, должны предоставляться также иностранным инвесторам и строиться на основе определяемых интересами промышленной политики и технологической модернизации.
  2. Четкое определение отраслей и территорий, в отношении которых вводятся ограничения на деятельность иностранных инвесторов.
  3. Продуманное законодательство о репатриации прибылей.  Вывоз капитала не должен многократно превышать первоначальные инвестиции.
  4. Исключить негативное влияние на структурные изменения и внутренний рынок. Своевременно пресекать недобросовестную деловую практику иностранных компаний, внедряющихся на российский рынок с целью подавления российских конкурентов, сбыта низкокачественной или экологически вредной продукции.
  5. Законодательно установленный и практически обеспечиваемый принцип гарантирования иностранных инвесторов от политических рисков по отношению к серьезным и добросовестным инвесторам, работающим  в строгом соответствии с российским законодательством и в соответствии с рекомендованными приоритетами.

Иные источники.  Неиспользованные бюджетные средства по итогам прошедшего года, дополнительная эмиссия рублей, прочие.

                                                                                                   Продолжение следует.

 Тихонов Владимир Агеевич,

 человек думающий