Прошлое учит думающих

АктуальноО путях развития России

О природных закономерностях и путях развития России

Чем была советская общественная система?

Историческая практика четко говорит о том, что каждый новый этап в развитии человеческого общества был всегда эффективнее предыдущего во всех основных сферах человеческой жизни, поэтому он и приходил ему на смену, поэтому и наступал новый, более эффективный этап в развитии общества. Производительность труда при советской системе была в 3-5 раз ниже, а материальные затраты в 3-5 раз выше, чем в развитых капиталистических странах. Мы до сих пор не понимаем сути этих данных. Россия при советской системе не поднялась на более высокий уровень развития, а, как видно из вышеприведенных данных, опустилась, стала намного не эффективнее по сравнению с уровнем развития капиталистических стран. Чем же она была в действительности? Очевидно, что она не была новым этапом в развитии человеческого общества, не была социализмом.

Суть той или иной общественной системы определяют отношения собственности, а не провозглашаемые идеалы. Анализ отношений собственности на различных этапах развития человеческого общества позволяет абсолютно точно определить характер советской системы.

В советской общественной системе доминирующей была государственная собственность на средства производства (на средства и предметы труда) и обязанность трудоспособных людей работать на условиях государства (принудительный труд), за отказ от работы или её условий – уголовная ответственность за тунеядство и иные меры вплоть до расстрела (1962 год, Новочеркасск). Уровень доходов (так называемой зарплаты) определялся государством. Жилье государственное: бараки, коммуналки, хрущевки. Как жить, что читать, что смотреть определялось государством, Инакомыслие запрещено. Массовые политические репрессии. Выезд за границу с разрешения и под надзором государства. Таким образом, вся жизнь человека определялась государством.

И в рабовладельческом обществе доминирующими были государственная и частная собственность на средства производства и принудительный труд, за отказ от работы или её условий – наказание вплоть до смерти.

Советская общественная система в действительности была ничем иным как системой государственного рабовладения, закамуфлированная в новую идеологическую и словесную упаковку – пора взглянуть правде в глаза. Поэтому и производительность труда, и эффективность были намного ниже, чем при капитализме, поэтому и запрет на инакомыслие, и политические репрессии.

Наша общественная наука и общество до сих пор не осознали последствия большевистского переворота: большевики в 1917 году сорвали страну с дороги естественного развития, с развития по природным, естественным законам. Вернуться на естественную дорогу возможно только на основе знания природных законов, знания диалектики развития. На основе поверхностных представлений о капиталистической общественной системе вернуть Россию на эффективный путь развития невозможно. Именно из-за непонимания природных закономерностей развития демократы вместо эффективной рыночной системы создали неэффективную, номенклатурно-олигархическую общественную систему, доказывающую свою несостоятельность уже четверть века.

99 лет Россия находится во власти идеологического авантюризма. Именно поэтому наша страна всё более отстает от развитых стран. Не догоняет, а отстает, что уже само по себе говорит о противоестественности существующей у нас общественной системы. Без изменения основ этой системы никакие её усовершенствования, примочки и реформы не помогут России встать на дорогу успешного развития.

У части нашего общества есть понимание неэффективности и несостоятельности этих основ и необходимости их изменения, но нет понимания того, какие требуются изменения, что заложить в основу развития страны, что принесет успех. Наше общество слепо. И у этой слепоты есть причины, слепота не случайна.

Проблемы развития общества, в том числе смены общественных систем и отношений собственности, это, прежде всего, проблемы глубоко философские, а не экономические. Но у нас научная философия в советский период по идеологическим причинам не развивалась, была полумертвой, а с приходом к власти демократов научную философию вообще выбросили на свалку. Это, по сути, мракобесие.

Стихийный период в развитии человеческой цивилизации заканчивается и абсолютно не случаен её нынешний всеобщий кризис: моральный, идеологический, экономический, политический, экологический, демографический. Дальнейшее развитие человеческой цивилизации возможно только на базе понимания природных закономерностей развития, то есть на основе научной философии. Для нас это понимание важно вдвойне, поскольку в силу нашей громадной отсталости мы можем выйти на передовые позиции только на основе опережающего развития, а не догоняющего. Мы не найдем верной дороги развития, пока не сделаем научных выводов из краха советской общественной системы.

Советский опыт, повторенный во многих странах, бесценен для всей человеческой цивилизации. Он доказал, что пренебрежение законами природы всегда ведет к отрицательным результатам.

Сегодня человечество живет, не понимая себя.

Мы не знаем:

– что из себя представляет человеческое общество как явление в развитии природы;

– что является источником его развития;

– истоков появления рыночной экономики;

– как и в каких формах проявляются природные законы развития: единства и борьбы противоположностей, перерастания количества в качество, отрицания отрицания, соответствия формы и содержания;

– сути и многообразия систем отношений собственности.

По большому счету, мы не знаем главного о себе и об основах своего развития. Несостоятельность марксизма как целостного научного учения и крах советской общественной системы отбили у людей желание понимать настоящее и заглянуть в свое будущее, углублять знания о себе и окружающем мире.

Мне удалось понять природные закономерности развития человеческого общества и найти ответы на вышеизложенные вопросы – скромность не всегда украшает человека. Тезисно:

  1. Человеческое общество является формой материи, создающей свое содержание. Люди, превратив палку в дубину и копье в качестве средства защиты и добычи пищи, приобрели тем самым свойства, не заложенные в них от природы. Приобретение свойств, не заложенных природой, и есть создание своего содержания, своей сути. Человеческое общество отличается от предыдущих форм развития материи именно приобретаемыми знаниями и умениями, то есть интеллектом.

Человеческое общество является системой. Природа существует только в качестве систем. Научная философия давно это поняла. Системный подход позволяет понять, что человек является элементом, частицей системы. Человек – продукт, порождение человеческого общества и разделения труда. Без человеческого общества и разделения труда человек никогда бы не смог появиться, индивидуум остался бы на уровне животного. Идеология либерализма, провозглашающая права и интересы человека выше интересов общества, является в этой части ошибочной. Интересы общества выше интересов личности.

  1. Человеческое общество постоянно приобретает знания и умения, развивает свой интеллект за счет специализации (разделения) труда.

Марксизм утверждает, что человека создал труд. Это ошибка. Труд есть деятельность человека по созданию условий для своей жизни. Но такую деятельность осуществляет большинство животных, однако дальнейшего развития не получают. Очевидно, что источником создания и развития человеческого общества является разделение труда. Только специализация труда позволяет непрерывно углублять наши знания и умения. Только специализация труда развивает наши способности и наш интеллект. Без постоянного роста разделения, специализации труда человека и человеческого общества не существовало бы на свете вообще.

Историческая практика полностью подтверждает этот вывод. Если в недалеком прошлом нас лечил только один врач, то сегодня несколько десятков. Если в средневековье было всего несколько научных дисциплин, сегодня их уже более 700. Африканские, северные, тихоокеанских островов и ряд других народов не глупее нас, но у них низкий уровень разделения труда и поэтому и низкий уровень развития.

  1. Более глубокое осмысление роли разделения труда позволяет осознать, что рыночная экономика является не продуктом капитализма, как полагают коммунисты, а является результатом разделения труда. До тех пор, пока будет существовать человечество и, соответственно, разделение труда, свободный обмен его результатами, то есть рыночная экономика, будет основой его развития. На всех его этапах.
  2. Развитие человеческого общества – сложный процесс. Знания источника развития совершенно недостаточно для понимания всего процесса развития. Необходимо знание механизма развития. Этим механизмом являются природные законы развития, действующие в совокупности: единства и борьбы противоположностей, перерастания количества в качество, отрицания отрицания, соответствия формы и содержания.

Закон единства и борьбы противоположностей проявляется в соперничестве участников рыночных отношений. На разных стадиях развития соперничество проявляется в разных формах. На капиталистической стадии соперничество проявляется в форме конкуренции участников рынка. Соперничество обуславливает постоянные изменения в качество и количество произведенной продукции и в снижение издержек её производства.

В результате соперничества в производимую продукцию постоянно вносятся изменения, что в конечном итоге порождает её новое качество. Это и есть механизм проявления закона перерастания количества в качество.

Новое качество есть отрицание прежнего, который так же отрицал предшествующее качество. Это и есть проявление закона отрицания отрицания.

Природные законы могут работать только во взаимодействии друг с другом. Если не будет условий для действия хотя бы одного из них, то не будут работать и другие законы. Например, постоянство цен закрывает дорогу для действия законов перерастания количества в качество и единства и борьбы противоположностей. Зачем улучшать качество или придавать новые свойства продукту, если в силу постоянства цены производитель не получит возмещения затрат на это улучшение? Бессмысленно и соперничество.

  1. Отношения собственности в процессе развития человеческого общества – сложная система, требующая философского осмысления. На основе бытового, юридического понимания собственности невозможно найти верную дорогу развития.

В процессе производственной деятельности участвуют три части: средства труда, предметы труда и человек. У них разные производственные, экономические и социальные роли. Отношения собственности на каждую из этих частей меняются по мере развития.

На рабовладельческой стадии собственником всех трех частей был рабовладелец. На феодальной стадии феодал был собственником земли и частичным собственником работника, а работник был уже частичным собственником себя и частичным собственником результатов своего труда. На капиталистической стадии развития частный собственник был собственником средств труда и предметов труда, то есть средств производства, работник же был собственником своей способности к труду, то есть лично свободен.

Таким образом, на каждой стадии развития человеческого общества отношения собственности определялись сочетанием форм собственности на каждую часть производства, а не одной формой собственности. И на дальнейших стадиях развития отношения собственности будут определяться сочетанием форм собственности, а не одной её формой.

Для создания эффективной экономики и эффективной общественной системы в целом знания одних природных законов развития недостаточно. Необходимы знания требований времени и тенденций мирового развития.

Сегодня человечество вышло на новый уровень развития.

Первое. В результате непрерывного роста специализации труда усложнились связи и взаимозависимости в процессе деятельности каждого народа и между странами. Это требует устранения стихийности в развитии человеческого общества и человеческой цивилизации в целом. «Невидимая рука» рынка становится тормозом развития.

Второе. Наука стала определяющим фактором развития человечества.

Третье. Изменился характер труда, ведущим стал труд интеллектуальный.

Исследования, проведенные в США, выявили следующее соотношение рыночной стоимости нематериальных активов (знаний и опыта) с балансовой стоимостью материальных: в 1980 году оно составляло 1,2 к 1, в 2010-м – уже 15 к 1. Подобная же картина в других развитых странах.

Наступила эра экономики знаний. Основой развития сегодня стал труд интеллектуальный. Проконтролировать же полноту отдачи интеллектуального труда при наемном характере труда никакими средствами невозможно. Наемный труд – труд безответственный и безинициативный. Наемный работник не является собственником средств производства, поэтому он не может экономически отвечать ни за снижение издержек производства, ни за внедрение новой техники, ни за полезные свойства продукции, и т.д. Всё это не его.

Достигнутый уровень развития требует преодоления отчуждения работников от средств производства, требует, чтобы работники были собственниками результатов своего труда. Только собственность является механизмом экономической ответственности. Только собственность работников на результаты своего труда и конкуренция обеспечат полноту отдачи интеллектуального труда.

Достигнутый уровень развития человечества требует новых общественных отношений. Капиталистические общественные отношения устарели, становится тормозом развития человеческого общества.

Наемный характер труда устраняется обобществлением средств труда (основных производственных фондов предприятий) с их передачей в полное хозяйственное ведение трудовым коллективам и собственностью работников на оборотные фонды и результаты своего труда.

Отражая требования времени, в развитых странах в течение последних 50-70 лет идут процессы по преодолению отчуждения работников от результатов своего труда, по замене наемного труда на труд собственника-работника.

Это система «Мондрагон” в Испании и широчайшее развитие кооперативов в развитых странах, ИСОП в США, участие работников в управлении и распределении прибыли в Германии и других развитых странах мира. Результаты этих систем намного превосходят результаты деятельности на основе чисто наемного труда.

По большому счету, в развитых странах идет поиск более эффективных общественных отношений, процесс стихийного постепенного перехода на новый общественный способ производства.

В новом общественном способе производства, безусловно, должно быть многообразие форм собственности: и частная собственность на средства производства, и коллективная, и смешанная, и иностранная. Но доминирующими, определяющими развитие должны быть общественная собственность на средства труда, передаваемых в полное хозяйственное ведение трудовым коллективам, и собственность работников на оборотные фонды (предметы труда) и результаты своего труда.

Чтобы догнать далеко идущий впереди «Мерседес», необходимо создать машину более мощную, чем он. Вывести Россию на передовые рубежи мирового развития возможно только в одном случае – если создадим рыночную экономику и в целом общественную систему более эффективными, чем в развитых странах. Преобразования на опережение – единственный шанс на превращение нашей страны в передовую державу.

Тихонов Владимир Агеевич

Berita Teknologi Cyber Security https://teknonebula.info/ Tekno Nebula