Дмитрий Минин: “В Киеве принят закон об экономическом самоубийстве Украины”

АктуальноТочка зрения

Верховная рада по инициативе правительства Яценюка приняла закон об экономических санкциях против России

Среди многих безрассудных решений киевского режима, чреватых саморазрушением страны, особо выделяется принятый недавно Верховной радой по инициативе правительства Яценюка закон об экономических санкциях против России. Среди дотошно перечисленных в нём 29 (!) видов санкций предусмотрено блокирование активов, ограничение торговых операций, прекращение транзита ресурсов, полетов и перевозок по территории Украины, приостановка исполнения экономических и финансовых обязательств и многое другое. Фактически данный закон предполагает полное сворачивание российско-украинских связей, предоставляя исполнительной власти право определять темпы и масштабы введения санкций по своему усмотрению. Закон не просто наносит огромный ущерб самой Украине – он отбрасывает её далеко назад и даже не в двадцатый, а, скорее, в девятнадцатый век, во времена помещиков и батраков, ведя к полной деградации национальных промышленности и научно-технологического потенциала. При этом грядущая тотальная аграризация украинского народного хозяйства с расчётом, видимо, на то, что «хуторянами управлять легче», не даст стране никакого, даже временного, облегчения. Сбывать сельскохозяйственную продукцию в Европу, в которой после отказа России от импорта оттуда продовольствия намечается кризис сельскохозяйственного перепроизводства, будет невозможно. Москве же санкции Киева дают дополнительные стимулы для развития вместо кооперационных поставок по устаревшим технологиям новых, более совершенных производств с привлечением к тому же высококвалифицированных рабочих кадров с Украины.

Дело не только в значительных объемах двусторонней торговли между Россией и Украиной (за 2013 год – $38,2 млрд), сравнимых с масштабами обмена Украины со всей Европой ($45,6 млрд). Одни только прямые потери от снижения уровня сотрудничества с Москвой А. Яценюк оценил в 7 млрд долл. Сумма для Киева сама по себе огромная, но куда важнее структура этих потерь. В Россию идёт, например, около 58 процентов экспорта продукции украинского машиностроения (2,2 млрд долл. из 3,8), а в российском машиностроительном импорте «украинская» доля составляет всего 3,8 процента. В поставках железнодорожного оборудования с Украины за рубеж на российский рынок приходится более 70 процентов (1,7 млрд долл. из 2,4), по продукции неорганической химии этот показатель составляет 53 процента (0,9 млрд долл. из 1,7) и т.д. Данные отрасли ещё сохраняют элементы высоких технологий, здесь создаётся достаточно высокая добавленная стоимость. Из-за отсутствия внутреннего спроса и невостребованности продукции этих отраслей на других внешних рынках многие предприятия придется закрыть, а занятых выгнать на улицу. Вместе с ними отпадет надобность в конструкторах, ученых, институтах, научных разработках и школах. Повернуть этот процесс вспять будет невозможно.

То же самое относится и к наиболее богатому на Украине, как и в России, наследию советских времен – военно-промышленному комплексу. Однако если Москва, скорректировав свои оборонительные программы, сможет обойтись без кооперации с Украиной, то последняя без России – вряд ли. Расчёты на то, что Киев и впредь будет поставлять по демпинговым ценам общие наработки в третьи страны, в том числе в «горячие точки», ни на чём не основаны. Украинский ВПК, зависящий от получения различных элементов с российских военных заводов, самостоятельно заменить их не сможет. А намеченный переход на натовские стандарты окончательно добьёт украинский ВПК.

Известный украинский экономист академик Валерий Геец подчёркивает, что Россия «уже на протяжении многих лет довольно успешно разворачивает программы импортозамещения, в том числе по продукции военного назначения, и, прежде всего, по тем товарным позициям, по которым она ещё с советских времен зависела от поставок из бывших республик Советского Союза». Всем этим к обоюдной выгоде можно было бы заниматься вместе, но новый режим не захотел – и теперь ему предстоит пожинать плоды своего катастрофического выбора.

Наиболее характерный случай, на который любят ссылаться украинские власти как на пример того, что и Украина может нанести существенный урон России, – завод «Мотор-Сич» в Запорожье. Это крупное по любым меркам предприятие (около 17 тыс. занятых) в советские времена имело монополию на выпуск вертолётных двигателей, а ныне покрывает половину потребностей России. Между холдингом «Вертолёты России» и заводом «Мотор-Сич» действует долгосрочный контракт на пять лет стоимостью 1,2 млрд долларов, по которому до 2016 года Украина должна поставить в Россию порядка 1,3 тыс. двигателей ТВ3-117 для коммерческих вертолетов Ми-8, Ми-17, Ми-24.

Однако в настоящий момент предприятие «Климов» – российский производитель и разработчик вертолётных моторов серий «Ми» и «Ка» – завершает строительство нового конструкторско-производственного комплекса в санкт-петербургском микрорайоне Шувалово. Уже в 2015 году завод выйдет на полную проектную мощность по производству 600 вертолётных моторов в год, что должно покрыть все потребности страны. При необходимости мощности этого производства могут быть в сжатые сроки увеличены. Причём там будут производиться более передовые и эффективные двигатели ТВ7-117 для вертолётов Ми и ВК-2500 для Ка-50 (известного как «Чёрная акула») и Ка-52 («Аллигатор»).

По некоторым данным, многолетний президент корпорации «Мотор-Сич» Вячеслав Богуслаев стремится сохранить её любой ценой, заявляя, что может перенести своё сборочное производство в Россию или в третью страну. Он также утверждает, что РФ уже закупила вместо украинских французские двигатели для вертолётов. Сомнительно, однако, чтобы киевские власти позволили перебраться этому предприятию в Россию, они скорее уничтожат его дотла, как это уже делается с промышленностью Донбасса. Ну а на новом заводе «Петербургские моторы», конечно, найдётся место для опытных профессионалов из Запорожья.

Схожая ситуация складывается и на флагмане авиастроения Украины, киевском ГП «Антонов» (13,5 тыс. занятых). Уже который месяц правительство пытается сместить его директора Дмитрия Киву, активно сотрудничающего с российскими производителями и понимающего, что без них завод обречён. Несмотря на все официальные заявления о его замене на ставленника режима, благодаря протестам рабочих Дмитрий Кива продолжает занимать своё место. Последний массовый митинг в его поддержку прошёл на «Антонове» 4 августа. Однако своей непосредственной производственной деятельностью из-за бездарной политики правительства завод практически не занимается. Тем временем ульяновский авиазавод «Авиастар» расширяет мощности, в том числе для производства легендарного транспортника Ан-124-100 «Руслан». Там заявляют, что готовы принять до 3 тысяч сотрудников «Антонова» – не клерков и менеджеров, а высококвалифицированных рабочих и инженеров. В расположенном рядом с предприятием микрорайоне заложили целый квартал: до 2020 года здесь планируется сдать пять тысяч квартир.

Что касается ракетно-космической отрасли, то и здесь утрата российских заказов обернётся для Украины болезненными потерями, посадив на мель гигант ещё советских времён «Южмаш» из Днепропетровска. Тем его сотрудникам, которые захотят продолжить работу по специальности, по-видимому, тоже придётся искать счастья в рамках осуществления таких грандиозных российских проектов, как создание нового семейства ракет «Ангара» и освоение космодрома Восточный. В целом возможный ущерб Украины от разрыва сотрудничества с Россией только в авиастроении и ракетно-космической отрасли в ближайшие годы оценивается в 10-20 млрд долларов, что заметно превосходит прогнозы Яценюка по всей экономике.

В области судостроения Россия, по заявлениям вице-премьера РФ Д. Рогозина, перенесёт производство газотурбинных двигателей для фрегатов своего ВМФ из Николаева в российский Рыбинск. «Необходимо производить все двигатели только на территории России. Нужно думать, как нам наверстать упущенное и сделать мощный технологический рывок». Надо полагать, что и в Рыбинск потянутся остающиеся без работы николаевские специалисты.

Огромные потери грозят украинской энергетике. Причин много: от сворачивания транзита энергоносителей через территорию Украины до остановки проектов по модернизации и строительству новых атомных энергоблоков. Ущерб здесь оценивается примерно в 6 млрд долларов. По мнению Богдана Соколовского, бывшего уполномоченного президента Украины по международным вопросам энергетической безопасности, Украину «легко можно посадить на мель ядерной энергетикой». Соколовский предлагает вообразить ситуацию, при которой Москва перестает поставлять Киеву ядерное топливо. «Максимум через год останавливается вся ядерная энергетика, и мы остаемся без половины электроэнергии. Это коллапс для любого государства», – подчеркивает эксперт. Свертывание же технологического сотрудничества в атомной сфере лишит занятости многих хороших специалистов из харьковского «Турбоатома», не оставляя им иной возможности для трудоустройства, кроме профильных предприятий России.

В целом с принятием закона предприятиям Украины нужно срочно искать в третьих странах для своей продукции новые рынки сбыта ёмкостью, по оценкам, около 15 млрд долларов в год. Сделать это даже за несколько лет, которых к тому же у нынешнего режима нет, практически невозможно.

Задуманная программа «экономического наказания» России на деле открывает перед российской экономикой новые перспективы – в связи с неминуемым исходом с Украины в Россию квалифицированных рабочих и предстоящим бегством умов. Наказывается при этом одна Украина. Однако что поделаешь, если те, кто властвуют ныне в Киеве, ценят не честный труд, не умные руки, не инженерные и конструкторские таланты, а послушных «нажимателей» на курки и беспринципных резонёров.

Источник