Александр Лапин: Государство и патриотизм

ПубликацииТочка зрения

Интервью с кандидатом политических наук, Сопредседателем Московского отделения Общероссийского общественного движения «Народный Собор» Александром Андреевичем Лапиным.

Корреспондент: – Александр Андреевич, в Послании Федеральному собранию 12 декабря Президентом России Владимиром Путиным были предложены конкретные оздоровительные меры в ряде областей: демография, экономика, национальная безопасность, внешняя и внутренняя политика. В частности, Президент сделал особый акцент на патриотизме, выделив его в качестве некоей основы для общенационального единства. В это связи также стоит отметить, что ещё в конце октября Владимир Путин подписал Указ «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания», в соответствии с которым в структуре Администрации Президента было образовано Управление по общественным проектам. А буквально на днях было объявлено, что Федеральное агентство по делам молодежи создаёт организацию «Роспатриотизм», которая по замыслу вместе с вышеупомянутым управлением займется патриотическим воспитанием молодежи. Значит ли это, что власть начинает прислушиваться к патриотическому сообществу, в частности к идеям «Народного Собора», и наконец-то наметилась смена политического курса?

Александр Лапин:– Да, несомненно, выступление Владимира Путина пронизано программными положениями «Народного Собора». Тут и духовно-нравственный аспект, и упоминание про «тысячелетнюю русскую цивилизацию», а также предложениео воссоздании Преображенского и Семеновского полков. Напомню, что ещё 4 декабря 2008 года сопредседателем Движения «Народный Собор» Олегом Кассиным на имя действовавшего тогда Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева было направлено обращение с просьбой о воссоздании старейших гвардейских полков Российской Армии – Преображенского, Семеновского и Измайловского. Четыре года назад наша инициатива была проигнорирована.

Что же касается патриотического воспитания, то хотелось бы подробнее на этом остановиться, учитывая богатый опыт, накопленный «Народным Собором» в этой области за все годы нашей деятельности.

Согласно всем опросам общественного мнения, подавляющее большинство населения на уровне подсознания идентифицирует себя с традицией «русской цивилизации» и выступает за усиление политического веса патриотизма, справедливости, нравственности, семейных ценностей. Отрадно, что возрождение подлинного патриотизма становится особой заботой государства. По сути, в современном неспокойном мире только деятельный, созидательный русский патриотизм способен защитить нашу нацию от нравственной деградации, утраты самобытности, а государство от потери суверенитета и распада. Если мы говорим о системном подходе к патриотическому воспитанию, то очевидно, что речь, в первую очередь, идёт о патриотической работе с молодёжью.

Корр.:– В этой области, к сожалению, дела обстоят совсем плачевно. Молодые люди не терпят обмана. Если на словах им вещают про патриотизм, но на деле сохраняется либеральная людоедская политика, а «новоявленные патриоты» остаются всё теми же коррумпированными чиновниками и продажными политиканами, то велика вероятность дискредитации и такого благого чувства, как патриотизм.

А.Л.:– Всё верно. Молодежь живет в противоречивом мире. С одной стороны она все еще, в значительной степени, погружена в атмосферу советского типа мышления, который транслируется через систему образования и семью. С другой – ее практическая жизнь наполнена другими сюжетами: коррупция, недоступность жилья, социальное расслоение, отсутствие социальных лифтов, безнравственная конкуренция и потребительская мораль.

Произошли существенные сдвиги в жизненных приоритетах. Мутация идеала сформировала установки не на творческую самореализацию, а на пассивное потребление. Приоритет духовных ценностей сменился приоритетом материального благополучия и социальной состоятельности – т.е. ценностей неидеологического характера. Обусловлено всё это тем, что отношение современной молодёжи к традиционным ценностям формировалось в условиях радикальных реформ последних двадцати лет, деформации духовно-нравственного мира изатяжного социокультурного кризиса, вызванного сменой парадигмы государственного целеполагания и ценностных ориентаций граждан. Многие исторические образцы гражданской активности и служения не вписываются в современное понимание социального успеха, идеалы прошлого оказываются девальвированными. В результате само понятие «служения» потеряло свой благородный смысл.

Стало также очевидным чёткое культурно-политическое деление молодёжной среды на два антагонистических направления, две взаимоисключающих субкультуры: либерально-космополитическую и патриотически-традиционалистскую. В каждой из этих субкультур есть свои механизмы ретрансляции ценностей, социальных норм и политических установок. В то же время не менее половины молодёжи существует в рамках пограничных культурно-политических ценностей. Безусловной отличительной характеристикой молодёжи остаётся желание активной деятельности. При этом необходимо понимать, чтожажда деятельности молодежи в большинстве случаев не связана с политической активностью. Подобная «аполитичность» свидетельствует лишь о том, что молодежь не ощущает себя полноправным членом современного российского общества, не чувствует, что может на что-то влиять. Мне приходится часто сталкиваться с подобным отношением молодых людей к политике в своей профессиональной деятельности. Мол, «мы готовы заниматься благотворительностью, спортом, военной патриотикой, изучением родной истории, но не политикой». Ребята просто-напросто опасаются, что их используют политиканы в своих корыстных целях.

Вопрос участия или неучастия в общественно-политической жизни имеет другие, часто отличные от декларируемых «сверху» смыслы, диктуемые собственными пониманиями индивидуальной полезности. Современные «призывы» к общественному служению не только не подтверждаются примерами из жизни, но и цинично девальвируются политическими манипуляциями, явной и скрытой рекламой полукриминальных карьер, громкими разоблачениями, ежедневными столкновениями с «духовно богатыми», но униженными и исключенными из «красивой жизни» интеллектуалами.

Корр.:– Александр Андреевич, но все социологические исследования подтверждают, что, несмотря на высокую степень раздражённости со стороны окружающего их общества, молодые патриоты-традиционалисты не склонны доверять ни власти, взявшей на вооружение имперско-патриотические лозунги советского образца, ни радикальным маргиналам. Хотя при прочих равных предпочтение всё-таки отдаётся негосударственным организациям и движениям. При этом политическая эффективность т.н. прокремлёвских симулякров (НАШИ, МГЕР и т.д.), собирающих толпы молодых людей под патриотические песни популярных музыкальных групп, в действительности не выходит за рамки самопиара, а в долгосрочной перспективе эти образования не смогут кардинально повлиять на мировоззренческую ориентацию молодёжи.

А.Л.: -Это вызывает у меня лично серьёзную обеспокоенность, так как нельзя проводить патриотическую воспитательную работу, внедряя одновременно либеральные ценности и смыслы «индивидуального успеха», «глобального, открытого мира», «потребительского эгоизма», «материализма и атеизма». Подобные «эксперименты» могут лишь усугубить мировоззренческий кризис подрастающего поколения граждан России. Реакция на это может быть крайне разрушительной.

Сегодня, экономические, политические и культурные предпочтения молодого поколения могут реально повлиять на ход развития общества. События на Украине, в Грузии, Сербии, Египте показали, что поддержка молодежью «оранжевых революций» сыграла одну из решающих ролей в политическом противостоянии. Российская несистемная оппозиция также привлекает к уличной активности молодёжь самой разной политической ориентации: либералов, леваков, правых радикалов. Отсутствием системной государственной политики в области патриотического воспитания молодёжи в течение долгих лет искусно пользовались зарубежные некоммерческие организации, преследовавшие собственные подрывные цели. По сути, в общественное сознание внедрялись три крайних политических идеологии, которые объединились в т.н. «протестном движении»: радикальный космополитический либерализм, радикальный марксизм и радикальный этнический национал-сеператизм. Но, всё-таки, большинство населения, и молодёжи в частности, не разделяют данные крайние политические явления. Несмотря на это, выработка внятной государственной политики в области патриотического воспитания является чрезвычайно актуальной для сохранения стабильности в стране и для формулирования исторического целеполагания нации.

Корр.:– Что бы посоветовали Вы и Ваше Движение нашей власти в этой ситуации?

А.Л.:– В сложившейся ситуации необходимо сконцентрировать усилия на следующих направлениях:

1. Культурно-историческая память.

Общество, утратившее историческую память и культурную матрицу, обречено на угасание. Давайте вспомним, в конце концов, что мы ведём свою родословную не от октября семнадцатого года, а нам как цивилизации 1150 лет. Необходимо чтить не только самые яркие страницы нашего славного прошлого, но и забытые. Помнить о подвигах важно не только в «красные» дни календаря, но постоянно, воспитывая в душах людей верность своему Отечеству. Кроме того, нужно транслировать «образ героя» в противовес потребительской морали. Это должно, в частности, выражаться в увековечивании памяти великих российских государственных деятелей, военачальников, героев, учёных, деятелей культуры, в том числе героев-современников и т.д., иными словами тех, с чьих поступков государство призывает брать пример.

2. Военно-патриотическое воспитание молодёжи и здоровый образ жизни.

Уникальный опыт организаций, занимающихся военно-патриотическим воспитанием молодёжи и пропагандой здорового образа жизни, подтверждает, что это позволяет решить несколько ключевых задач: противодействовать деструктивным явлениям (алкоголизации, наркотизации, росту молодёжной преступности и политического экстремизма), и одновременно воспитывать в молодых людях чувство дисциплины, ответственности и мужества. Кроме того, молодёжь занята конкретным позитивным делом и получает основные навыки для службы в вооружённых силах.

3. Волонтёрство.

Волонтёрская деятельность также напрямую связана с воспитанием патриотизма, так как она способствует формированию в молодом человеке чувства ответственности по отношению к более слабым и нуждающимся в помощи, к коллективу, к социуму. Так, по сути, и начинают формироваться зачатки гуманного гражданского общества взаимной солидарности, а не «индивидов-хищников». Волонтёрская деятельность может быть самой разнообразной: сбор гуманитарной помощи, сдача донорской крови, помощь детским домам и приютам для престарелых и т.д.

4. Духовно-нравственное и семейно-родительское направление.

Безусловно, основополагающим направлением в воспитании патриотизма является укрепление роли традиционной семьи и традиционных духовно-нравственных ценностей. В этом направлении государству необходимо плотно взаимодействовать со всеми традиционными религиозными конфессиями – в первую очередь с Русской Православной Церковью. Тем самым можно будет эффективнее противодействовать нравственной деградации общества, депопуляции и эрозии института семьи, а также проникновению на территорию России тоталитарных сект, асоциальных, антисемейных и экстремистских течений.

5. Информационная политика.

В свете необходимости запуска государственной программы в области патриотического воспитания молодёжи нужно ясно осознавать, что изменения должны касаться многих сфер жизни российского общества – в частности сферы СМИ. Необходимо уделять существенно больше эфира информации, укрепляющей патриотические чувства, традиционную мораль и нравственность, а также роль государства, но одновременно ставить заслон перед откровенно развращающим и растлевающим контентом, несущим в себе открытую или же скрытую угрозу национальным интересам и традиционным ценностям российской цивилизации.

Корр.:– Про ключевые направления всё понятно. И в завершении последний вопрос. Как Вы считаете, каким образом государство может реализовывать программу патриотического воспитания?

А.Л.:– С моей точки зрения, перечисленные выше пять основных направлений можно отстраивать тремя способами: 1) непосредственно через государственные институты (школы, военкоматы, ВУЗы и т.д.); 2) при тесном взаимодействии государства с основными традиционными религиозными конфессиями (в первую очередь с Русской Православной Церковью); 3) опосредовано через уже существующие некоммерческие общественные организации, деятельность которых направлена на укрепление государства, патриотизма и традиционных ценностей. В стране успешно действует множество общественных организаций, пользующихся уважением и доверием граждан. Деятельность этих организаций было бы целесообразно всячески поддерживать, укреплять, используя при реализации задуманных программ. Нет смысла «заново изобретать колесо», создавая кучу симулякров сомнительного характера, когда можно просто найти общие точки соприкосновения с уже существующими дееспособными структурами. Ключевым вопросом в этой связи становится вопрос кадровый, а именно – кому поручат реализацию благих по своему замыслу начинаний. От этого, по сути, зависят перспективы возрождения России.

Корр.:– Александр Андреевич, спасибо за разъяснения.

А.Л.:– Спасибо Вам.

Источник

Berita Teknologi Cyber Security https://teknonebula.info/ Tekno Nebula