Крым сегодня

ПубликацииТочка зрения

Архангельский писатель Александр Тутов, недавно побывавший в Крыму, рассказал о своих впечатлениях от посещения древней земли Тавриды.

Жемчужина Черного моря несколько месяцев назад волею своих жителей вернулась в состав России. Каким же предстает сегодня полуостров глазам россиян? Архангельский писатель Александр Тутов, в начале сентября побывавший в Крыму, рассказал журналисту Анатолию Беднову о своих впечатлениях от посещения древней земли Тавриды.

Крым всегда был пророссийским

Анатолий Беднов: – Тебе ведь приходилось бывать в Крыму? Если сравнивать Крым, каким он был в составе Украины с сегодняшним положением дел, что изменилось?

Анатолий Беднов: – Я регулярно бывал в Крыму. Особенно активно ездил туда в девяностые годы. Несколько раз – на реконструкторские сборы, проходившие в крымских горах. Будучи депутатом областного Собрания, ездил туда по культурному обмену. Мы с Олегом Бараевым снимали фильм «Погружение в историю» об истории Руси и Православия: древние города, монастыри…

А.Б.: – Херсонес (Корсунь), где крестился Владимир.

А.Т.: – Неплохой фильм получился. И после этого, в двухтысячные годы я ездил отдыхать. Побывал в Судаке, Коктебеле, Новом Свете, Феодосии, Керчи, Севастополе, Михайловке, Симферополе, Алуште, Ялте. Это то, что запомнилось.

А.Б.: – Как жилось в Крыму в те годы?

А.Т.:– В девяностые воду включали на несколько часов в день. Постоянно были веерные отключения электричества. И сейчас, когда украинские власти грозятся отключить Крым, крымчане отвечают: мы это все уже проходили.

Когда мы приехали в Крым в последний раз, там меняли гривны на рубли. К ним относились как к фантикам. Разница между ними и рублем была большая, поэтому всегда выгодно было отдыхать в Крыму. И эта разница сохранилась и сейчас, хотя рубль вроде бы подровнялся. Многие вещи там стоят дешевле.

А.Б.: – А каково отношение крымчан к гостям с материка?

А.Т.: – В девяностые годы был такой случай: когда водитель узнал, что наша команда (клуб «Ушкуйник») из Архангельска, то довез нас до Алушты. Тогда мы шутили: единственная «москальская» команда в Крыму. Отношения между нами и крымчанами, а также приезжавшими туда харьковчанами, жителями Горловки. Дебальцево, были дружескими, мы очень хорошо общались.

Киевляне были разные. С Западной Украины никто не приезжал на реконструкторские сборы. Крымчане всегда настороженно относились к западенцам, которые, видя, что крымчане живут лучше их, постоянно ворчали, высказывали недовольство. И при этом вели себя не совсем хорошо, угрожали: мы когда-нибудь вас выгоним из Крыма.

В Крыму ведь много бывших моряков. Один из моих друзей служил в Северодвинске на подводной лодке и вернулся потов в Крым. И часто приходилось слышать от крымчан, что они хотят в Россию. Я никогда не слышал в Крыму украинской речи в те годы, хотя его там пытались вводить насильно. И при этом было видно, что денег-то Украина в Крым не вкладывала.

Плюсы и минусы жизни в Крыму

А.Б.: – А что разочаровало, не понравилось в сегодняшнем Крыму?

А.Т.:– Не хватает указателей. Надеюсь, это исправят. Приходишь в большой зоопарк или один из крымских дворцов – и не знаешь, в какую сторону идти, нет табличек. Можно легко заблудиться. Там везде эта проблема.

Понравилось то, что в городах цены недорогие, и транспорт гораздо дешевле (проезд в троллейбусе стоит шесть рублей восемьдесят копеек, автобус – десять рублей), и продукты. Вино недорогое, качественное. И еще, в чем я убедился: почти все крымчане довольны тем, что они вернулись в Россию. Они себя никогда и не считали Украиной, такая мысль не возникала. Они стали пенсии получать больше, зарплата у них тоже подросла в разных отраслях. Крым может стать для российской экономики золотой жилой, там есть, во что вкладываться.

Можно порадоваться за их финансовую ситуацию. Как и за то, что процентов семьдесят автопарка в Крыму – российские «Москвичи», «Жигули» и «Волги».

А.Б.: – Реальная поддержка отечественного автопрома.

А.Т.: – Еще одна тема: за все время пребывания в Крыму я не видел ни одной аварии. А в Архангельске я каждый день вижу аварии. Хотя дороги в Крыму достаточно сложные.

А.Б.: – А как насчет «вежливых людей». Они вправду такие вежливые?

А.Т.: – Действительно, «вежливые люди» или «зеленые человечки», как их иногда называют, там есть. И они действительно вежливые: мы с ними пересекались и даже немного общались. Они ходят в зеленой форме (армейский вариант), с бронежилетами. Их почти не видно. Они появляются, когда что-нибудь происходит, и, в принципе,ведут себя культурно и вежливо.

А.Б.: – Крым – регион многонациональный. Крымские татары активно проявляют себя?

А.Т.: – Большую часть татар ситуация устраивает, потому что многие из них занимаются сейчас бизнесом. А бизнес же связан с туризмом, поэтому для них Крым в составе России более предпочтительный вариант. Хотя часть крымских татар воевала в «Айдаре» против Донбасса. И когда их там сильно долбанули, крымчане очень порадовались. А с теми татарами, которые остались в Крыму, нет никаких проблем, они активно участвуют в выборах.

А.Б.: – Кстати, будущий год ООН провозгласила годом Исмаила Гаспринского – их выдающегося национального деятеля, выступавшего за то, чтобы крымские татары и все мусульманские народы Российской империи оставались патриотами своей страны.

А.Т.: – О чем и речь. Там ситуация вполне нормальная. Конфликтов особых нет.

Все остальные группы населения – греки, славянские национальности и другие – довольны, настрой у людей положительный, провокации не проходят. Хотя Украина грозила отключить электричество, но не рискнула, только в последний день часа на полтора отключили, как раз когда мы собирались уезжать из Крыма. Среди крымской молодежи сильны патриотические настроения, многие рвутся в армию, в ополчение Новороссии. В Крыму много казаков, которые ведут патриотическую работу.

А.Б.: – В Крыму немало беженцев с Украины…

А.Т.:– Были разговоры с теми, кто прибыл из Донецкой и Луганской республик. И женщины-беженки подтвердили многие факты: о том, как закидывали гранатами бомбоубежища и прочее.

Но, тем не менее, раскол Новороссии произошел, в том числе среди писателей: Федор Березин пошел воевать в ополчение, а Олди (Громов и Ладыженский) оказались более «прохунтованными». То есть часть интеллигенции, которая должна вроде бы понимать ситуацию, перекинулась на сторону хунты.

Проблемы в Крыму все-таки есть, и главная – как туда добраться. Ее можно было бы упростить. Приходится час, полтора, два стоять, дожидаясь парома.

Рядом же есть зал ожидания. Заведите туда людей. Есть и другая тема, от которой тоже мы пострадали – в Крыму нет отделений Сбербанка. Карты Сбербанка там не действуют вообще. Бывают перебои в работе банкоматов других банков, поэтому у многих людей там возникают серьезные проблемы.

Это – основные сложности, которые существуют в Крыму. Все остальное в принципе решаемо. Наши «любители свободы», либералы и либеральные СМИ, любят говорить, что мы «отжали Крым». Но ведь почти весь народ Крыма хотел этого. У шотландцев не было такого процента на референдуме, как в Крыму.

А.Б.: – Такой результат (97%) просто технически невозможно подделать.

А.Т.: – Многие из предпринимателей, которые в 2004 году поддерживали Ющенко, в этом году активно поддержали воссоединение Крыма с Россией.

Потому что они видели, к чему ведет ситуация на Украине. Поэтому Крым действительно наш. И. что бы там ни кричали Макаревичи. Немцовы и прочие, сами крымчане понимают, что, если бы они остались в составе Украины, там было бы хуже, чем в Луганске и в Донецке. У многих крымчан есть родственники на Украине, которые просто завидуют им.