Людмила Рябиченко: Государство втягивают в зону риска

ПубликацииТочка зрения

Министерство юстиции РФ с начала этого года работает над созданием единого реестра населения, в котором будут храниться сведения обо всех гражданах России.

СМИ сообщили о том, что Министерство юстиции РФ с начала этого года работает над созданием единого реестра населения, в котором будут храниться сведения обо всех гражданах России.
Комментирует инициативу эксперт, председатель движения «Семья, любовь, Отечество» Людмила Рябиченко

– По словам чиновников из Минюста, создаваемый ими в рамках федеральной программы “Электронная Россия” госреестр граждан объединит информацию о жителях начиная с 1926 года на основании данных ЗАГСов.

В него войдут сведения из налоговой службы, полиции и других ведомств по 19 пунктам: ФИО, пол, национальность, место жительства, родственные отношения, сведения о рождении и смерти и др.; каждому человеку будет присвоен уникальный неизменяемый номер;

Работу намечено завершить к началу 2020 года, в пилотном режиме в создании реестра уже участвуют 9 субъектов РФ; второй этап начнется с июля 2017 года и охватит все регионы страны.

Это – не первая инициатива определённых кругов по созданию единой базы данных на всё население страны. В 2002 г. была принята федеральная целевая программа «Электронная Россия», в 2010 году в её рамках был принят закон № 210-ФЗ о госуслугах, переводящий обязанности государства в сферу электронных услунг, в 2016 – принят закон о создании межведомственной системы «Контингент», предусматривающий создание единой базы данных на всех жителей страны.

В рамках «Контингента» файл на гражданина должен открываться с момента его рождения, а закрываться после его смерти; единым идентификатором назван страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС), персональные данные должны стекаться из недр Минобра, Минздрава, ФНС, ФМС, Пенсионного фонда, Минтруда, Рособрнадзора и пр. и составлять всю полноту информации о гражданине, который именуется «персоной». Доступ к информации должен иметь определённый круг лиц за исключением самого гражданина.

Бурные протесты общественности привели к тому, что Президент отклонил принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации закон о создании информационной системы «Контингент». По его мнению, необходимо проработать перечень конкретных сведений, содержащихся в системе, а также определить тех, кому разрешено иметь доступ к таким данным, и их ответственность.

В Комитете Госдумы по образованию и науке позднее предложили создать комиссию для доработки отклоненного Путиным закона, но целесообразность этого сомнительна: каждое ведомство и без того имеет свои базы данных, которые позволяют ему четко отслеживать процессы и тенденции в своей сфере, но незачем ее делать массивной и обширной.

Член Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ольга Павлова заявила, что персональные данные каждого второго россиянина в опасности. По её мнению, «часть ответственности лежит на самих пострадавших, вместе с тем это и зона ответственности интернет-ресурсов, откуда из-за плохой защиты уплывают данные».

С этим трудно не согласиться, но при этом мы видим действия, направленные не на решение вопроса, а на увеличение рисков.

Так, банки готовы взять на себя функции многофункциональных центров (МФЦ), начать приём и выдачу документов для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Также они начнут осуществлять единую первичную очную идентификацию граждан, поскольку банковскую идентификацию, по сути, уже приравняли в госидентификации; в дальнейшем предполагается наделить банки правом выдачи паспортов гражданам – соответствующие изменения в законодательство готовят Минэкономразвития, Минкомсвязь,

В апреле был принят закон о выдаче больничного листа в электронном виде, который вступает в действие в июле 2017 года и позволит создать единую базу сведений такого характера по стране.

Информация о человеке – ключ доступа к нему, но при этом не предпринимается никаких мер по охране этой информации. Единые базы данных создаются без согласия самих граждан, в нарушение статей Конституции РФ – п.1 ст.23, п.1,2 ст.24.

Такая ситуация может ассоциироваться только с установлением принудительного информационного контроля над личностью, который может приводить к потере личностного суверенитета и даже к краже личности, прецеденты которой на Западе уже отмечались.

Это – не имеющая мировых аналогов ситуация по созданию зоны риска для безопасности граждан России, а следовательно, и для безопасности самого государства.

Источник