Сергей Скатов: Образы. Бесподобные!

ПубликацииТочка зрения

О конспирологических аспектах «русского» балета и прочих «изящных» искусств. На конкурс «Встанем всем миром против “Матильды”» …

Журналистское расследование

«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему»

(Быт. 1, 26)

«Бог сотворил человека по «образу и подобию» Своему. Под словом «образ» должно разуметь, что самое существо человека есть снимок (портрет) с Существа Божия; а «подобием» выражается сходство в самых оттенках образа или его качествах. Очевидно, что образ и подобие, сопряженные вместе, составляют полноту сходства; напротив того, утратою или искажением подобия нарушается всё достоинство образа»

Св. Игнатий (Брянчанинов)

КОНСПИРОЛОГИЯ:

«1.Теория заговоров. 2. Учение об их предотвращении»

Современный толковый словарь русского языка под ред. Т.Ф. Ефремовой

ВВЕДЕНИЕ

ПИШУ ЭТИ СТРОКИ, а перед глазами картинка с одного из центральных телеканалов: кинорежиссер Алексей Учитель дает развернутое интервью по поводу своего 66-летия. Юбилей, не юбилей, но все же…. Снято, что называется, с любовью – на фоне реки, среднерусского пейзажа, ракурсы, свет изысканно подобраны. А родиться Учителя угораздило – телеведущий с понимающей улыбкой сие подчеркивает – в один день с балериной Матильдой Кшесинской, фильм о которой режиссер выдал «на гора» и ожидает на кино- и телеэкранах (существует и телевизионно-сериальная версия «шедевра», а прокатное удостоверение, как известно, от Минкультуры РФ недавно получено).

Фильм, как режиссер в интервью уверяет, ожидаем «от мала до велика» (возрастной ограничитель установлен – 16+). Собирается выдвинуть «Матильду» на американского «Оскара», мол, состоялись для зарубежных ценителей уже некие предварительные показы, отзывы хорошие. В знак поддержки телеведущий дарит мэтру карикатуру – «переложение» остросоциальной, как бы сейчас сказали, картины Владимира Маковского «Не пущу». Только если на дореволюционной картине жена не пускает загулявшего мужа в кабак, то в современной карикатуре фигурирует известный борец с «Матильдой» депутат Госдумы РФ Наталья Поклонская. «Не пущает» же депутат пропойцу в кинотеатр, где эта самая «Матильда» демонстрируется… Смех подразумевается в данный момент – закадровый? Продолжительные аплодисменты?

Да, Алексей Учитель знаменит ныне на всю страну. И далеко за ее пределами, ежели на «Оскара» претендует. Но почему – НЫНЕ?

Разве не Народный он артист России (2002 г.), не Заслуженный деятель ее искусств (1995 г.), не обладатель высочайших госнаград, а именно Орденов Дружбы и Почета (2007 и 2013 гг.)? Творческих регалий, вроде бы, хватает тоже – лауреатство на «Нике», «Кинотавре», главный приз «Золотой Георгий» XXVII Московского международного кинофестиваля (2005 г.)… Спору нет: небесталанный он, Алексей Учитель. И несомненно – пробивной. Однако до «Матильды», которую мало кто пока в глаза-то видел, массовому зрителю его имя вряд ли что сказало. Ну, не дотягивает кинематографист до национального и, уж тем более, мирового уровня, не всенародный, скажем так, авторитет, любимец.

Исключительно «Матильде», еще не вышедшей в прокат (случай, согласитесь, из ряда вон!), вернее, скандалу вокруг да около мы обязаны сегодняшнему мельканию кинорежиссера на телеэкранах, избыточности его мнений, суждений в печатных и электронных СМИ, во всякого рода эфирах!

В связи с чем у аналитика, человека мало-мальски сведущего в культурных делах не может не возникнуть подозрения в конспирологической подоплеке происходящих событий. Одна из версий, простейшая и самая распространенная, – дескать, сколь нагло и в то же время «грамотно» выстроил кинорежиссер PR-стратегию своего очередного «детища» и, соответственно, себя, любимого!

О, ВРЕМЕНА! О, НРАВЫ!

ЧТО ВЕРНО, ТО ВЕРНО: скандалами нынешнюю Россию не удивишь. «В искусствах» теперь – и нередко! – именно на скандалах, а то и откровенных скабрезностях у нас «в люди» выходят. И что – Учитель хуже всех?

Сколько, понимаешь, ему скромничать, во «второразрядных», «малобюджетных» ходить?! Не-ет, снимет он ТАКОЙ фильм, чтоб всем фильмам фильм! Чтоб зачесалась-забегала публика! И новых званий-регалий дали! И денег! Чтобы бюджеты отныне – поболее!.. Откуда такое предположение? Да сама логика событий подсказывает.

Выпускник ВГИКа (1975 г.), А. Учитель, вообще-то, кинодокументалист, поначалу работал на Ленинградской студии документальных фильмов, пока в 90-х не организовал собственную, частную (ООО) киностудию с красноречивым названием «Рок». А с первым игровым фильмом «Мания Жизели» дебютировал лишь в 1995 г., заявив о себе представителем так называемого «авторского кино», ориентированного на «особую», «избранную», то есть довольно узкую аудиторию, другими словами – «на любителя». И вдруг… «Матильда» подвернулась – вот же удача! Или рок?

Сразу скажем: авторство идеи (фильм о балерине Кшесинской), как и названия («Матильда») ему не принадлежит. На авторстве настаивает, судя по публикациям СМИ, известный пародист В. Винокур: «Изначально идея снять фильм о Матильде Кшесинской принадлежит моей жене, бывшей балерине, Тамаре Перваковой… Чем больше я читал о судьбе Матильды Кшесинской, тем больше меня захватывала история этой великой женщины – ее судьба и жизненный путь». Режиссером-постановщиком был приглашен Алексей Учитель. Проект «Матильда» стартовал в 2010 г. на базе «Фонда Владимира Винокура в поддержку культуры и искусства».

«Имя «Матильда» проекту придумал я», – уверяет журналистов предприниматель и продюсер Владислав Москалев (тема балета ему тоже весьма близка, супруга, как-никак, – прима-балерина Большого театра Светлана Лунькина). Финансирование проекта, по словам В. Москалева, обеспечил давний высокопоставленный друг Винокура управделами Президента РФ, а в настоящий момент его помощник Владимир Кожин – через «Газпромбанк» двумя траншами по $10 млн. (всего $20 млн). При этом использовались зарубежные оффшорные структуры банка, дабы изначально сделать кредит невозвратным. Позже бюджет проекта, как информирует Москалев, возрос до $40 млн. По его же словам, не все из этих миллионов дошли до съемочной площадки, «отмывание денег на кино является традиционной практикой».

Впрочем, в интервью Русской службе ВВС А. Учитель называет другую цифру: «Фильм стоил 15 млн долларов. Причем часть суммы дало государство, что очень важно. Часть – коммерческие деньги, кредиты». В других публикациях указывает $25 млн. Даже если и так, деньги все равно немалые. Тем не менее, Москалев с Винокуром все ж таки… что-то не поделили.

1 ноября 2012 г. Следственное управление ГУ МВД России по Москве возбудило уголовное дело о крупном хищении из Фонда Винокура, Москалев скрылся в Канаде, в 2013 г. российскими правоохранителями объявлен по линии Интерпола в розыск (обвинение – в «злоупотреблении полномочиями»), однако канадские власти выдать беглеца отказываются.

Между тем не заладилось у Владимира Винокура и с Алексеем Учителем: кинорежиссер один за другим отвергал сценарии будущего фильма, что стопорило и удорожало процесс. В конце концов, от Учителя Винокур «и компания» решили избавиться. Не тут-то было! За кинорежиссера вступился, как рассказывает все тот же В. Москалев, Валерий Гергиев, худрук и гл. дирижер Мариинского театра, о котором в свое время Учитель делал документальный фильм. В. Гергиев, по слухам и в свою очередь, близок к самому российскому Президенту… Винокур в итоге «сломался».

Таким образом (если опустить финансовую составляющую): блестяще «подвинув» партнеров, Алексей Учитель – и никто другой! – несет ответственность за конечный продукт – фильм «Матильда». Соответственно, и за шабаш, с фильмом связанный.

В. Винокур от комментариев по «Матильде» отказывается, но на вопрос корреспондента одной из центральных газет косвенно подтвердил:

– …согласитесь, реклама вашему фильму уже сделана задолго до его премьеры…

– И не говорите. Немыслимая реклама! – в свойственном ему стиле отшутился пародист.

ВЕРА И ВЫБОР

ВОТ КАК САМ Алексей Ефимович рассказывает о своем творческом кредо (от латинского «credo», то есть «верю»):

– Когда меня пригласили на картину, был написан сценарий – на мой взгляд, очень-очень качественно… известным писателем. Мы с ним не раз встречались. Я сразу сказал, что фильм-биографию снимать не буду, и если есть интерес, то это будет некая локальная история в коротком промежутке времени – и она будет построена не только на Кшесинской, но и на Николае II. Как только был дан карт-бланш, я стал искать сценариста, было создано довольно много синопсисов разными людьми, в результате сценарий написал – и я очень рад, что это случилось, – Александр Терехов. И по нему уже мы работали… (здесь и далее выдержки из общедоступных СМИ – С.С.)

Отвергнут, между прочим, был синопсис и американца Пола Шредера, сценариста таких небезызвестных кино-хитов, как «Таксист» и «Последнее искушение Христа». Не потому ли, что с Тереховым, писателем, по многим параметрам, не столь известным, куда как легче, чем со Шредером, договориться? А если договориться не получается, то… «дожать»? «…фильм-биографию снимать не буду» – это вам не творческая установка, это – ультиматум!

Хотя фигура Матильды Кшесинской кинорежиссера привлекает:

– …Вы для себя нашли ответ, что это была за женщина – интриганка, карьеристка, просто женщина, которая хотела любви?

– Вот все, что Вы называли, это все у нее и было. Мне кажется, это свойства любой неординарной женщины… Много интриги, обязательно любовь. Но при этом она все равно была очень талантливой балериной и, мне кажется, талантливым человеком…

Привлекает постольку, поскольку: «Будущий император Николай II был безумно влюблен в Кшесинскую. Это была невероятно страстная, очень эмоциональная история…». А посему «…фильм не биографический, не о Матильде Кшесинской. Скорее о фигуре наследника и затем императора Николая II, который меня очень интересует», «…это фигура главная в нашей картине. Хоть и называется она “Матильда”, главный герой ее – Николай II».

Каким кинохудожник видит образ главного героя картины – «наследника и затем императора», будущего мужа, отца, страстотерпца, причисленного Русской Православной Церковью со всем своим семейством к лику Святых?

«То, что он неоднозначный и разный, – это точно. А все остальное – давайте смотреть в кино. (Пауза.) Мне кажется, ранимый, тонкий. Многое чувствующий на каком-то интуитивном уровне». «Но был у него один серьезный недостаток: он находился в определенном подчинении у женщин, в частности, Кшесинской, и, особенно, у своей супруги Александры Федоровны».

«…святым Николай II был объявлен как мученик, он, как и вся его семья, принял мученическую смерть, а вся его жизнь, и до того, как он вступил на трон, и до самой смерти, была очень противоречивой, очень любопытной, интересной и, в общем-то, не святой».

Кинорежиссер не устает повторять, что «фильм не о любовной интрижке… любовная история молодого человека – только повод». Но – о чем же, в таком разе?

«…смысл нашей картины: показать, что причисленный к лику святых за мученическую смерть – человек, который страдал, любил. Человек, который сомневался, мог делать и какие-то ошибки, и большие, и великие дела. В этом и есть суть нашей картины». Более того: в том, «что перед этим человеком (наследником, императором – С.С.) стоял выбор, по какому пути идти. ПО КАКОМУ ПУТИ БУДЕТ ИДТИ НАША СТРАНА (выделено мною – С.С.)».

Лихо закручено, не правда ли? И очень даже патриотично! «ПО КАКОМУ ПУТИ БУДЕТ ИДТИ НАША СТРАНА?» – только ленивый сегодня не задается этим вопросом! Требуется лишь сходить в кинотеатр, включить телевизор, к чему и взывает Учитель, чтобы получить ответы на самые насущные вопросы.

ЧЕМУ УЧИТ УЧИТЕЛЬ?

ФИЛЬМА, КРОМЕ «избранных», никто пока не видел. Однако благодаря запросам в органы прокуратуры депутата Госдумы РФ Натальи Поклонской, в прошлом прокурорского работника, ученые-эксперты получили на руки его сценарий. Плюс к этому, в канун премьеры вышли трейлеры (рекламные ролики) – Алексей Учитель продолжает масштабную PR-кампанию «Матильды», и данная видео-продукция подверглась не менее тщательной экспертной оценке.

Экспертизы опубликованы, камня на камне не оставив от «замыслов» новоявленного УЧИТЕЛЯ. Не могу, однако, не остановиться на одной справке. Подготовлена она кандидатом исторических наук известным историком и писателем, специалистом именно по личности Николая II и его эпохе Петром Мультатули (рецензент – доктор исторических наук, автор школьных учебников, специалист также по истории России XIX – начала XX веков А.Н. Боханов). Называется – «Об исторической достоверности художественного фильма режиссера А. Учителя (по представленным на исследование сценарию фильма и двум трейлерам)».

Из первой части справки после изучения документальных источников, здесь приведенных, вместе с экспертами «можно с полным основанием сделать следующие выводы:

1. Между Наследником Цесаревичем Николаем Александровичем и балериной Матильдой Феликсовной Кшесинской в период с 1890 по 1893 г. существовала юношеская влюбленность.

2. Император Александр III и Императрица Мария Феодоровна не являлись «организаторами» этого «романа»…

3. На основе изученного комплекса источников нет никаких оснований полагать, что между Наследником Цесаревичем и М.Ф. Кшесинской были интимные отношения.

4. Согласно дневнику М.Ф. Кшесинской, она в последний раз, когда была наедине с Наследником, склоняла его к интимной связи, но получила от него отказ…

5. Наследник прервал любые отношения с М.Ф. Кшесинской после своей помолвки с Принцессой Алисой Гессенской».

Во второй части и вновь на основании приводимых источников характеризуются взаимоотношения Николая II и его супруги Александры Федоровны. Выводы следующие:

«1. Император Николай II и Императрица Александра Феодоровна любили друг друга с ранней юности. По мере их взросления эта любовь только крепла…

2. Император Александр III и Императрица Мария Феодоровна не питали никакого неприятия в отношении Принцессы Алисы. Особенно это касалось Императора Александра III. В любом случае, в 1894 г. они не были противниками свадьбы Цесаревича на Принцессе Гессенской, и были рады, когда помолвка состоялась.

3. Цесаревич настолько дорожил чистотой и искренностью своих отношениями с Аликс, что рассказал ей о «романе» с Кшесинской…

4. Можно считать абсолютно ложными вымыслы о якобы продолжавшихся контактах Императора Николая II с Кшесинской после его свадьбы, также как и неприязненные отношения к балерине со стороны Императрицы Александры Феодоровны».

Далее констатируются многочисленные «грубейшие исторические ошибки, а часто просто откровенный вымысел», допущенные авторами фильма. В частности:

«Александр III и Мария Феодоровна не являлись инициаторами «романа» Цесаревича Николая Александровича и М. Кшесинской… не были противниками свадьбы своего сына…. Наоборот, узнав о помолвке, были счастливы за сына», «Юношеское увлечение Цесаревичем Николаем Александровичем М. Кшесинской не носило с его стороны характера «любовной страсти» и не переходило в сексуальную связь», «Цесаревич с ранней юности мечтал жениться на Принцессе Алисе, и никогда не собирался придавать хоть сколько-нибудь серьезный характер своим отношениям с Кшесинской», «Кшесинская никогда не была на Высочайших приемах… не присутствовала на коронации Императора Николая II», «Император Николай II не падал в обморок на коронации, его корона не катилась по полу», «Никогда ни один русский офицер в здравом рассудке не мог броситься на Наследника престола с целью его побить или убить из-за «поцелуя балерины», «Император Николай II никогда не пытался отказаться от престола, тем более не предпринимал попыток «бежать» с Кшесинской из России»…

Помимо этого, «в сценарии и трейлерах фильма «Матильда» содержится клевета и глумление в отношении святого Царя-Мученика Николая II, святой Царицы-Мученицы Александры Феодоровны, Императора Александра III, Императрицы Марии Феодоровны, Великого Князя Владимира Александровича, балерины Матильды Феликсовны Кшесинской, русского общества, дворянства и офицерства». Например:

Александр III «занимается организацией блудных свиданий для своего сына, заставляя своего брата Великого князя Владимира фотографировать для этого балерин», «призывает своего сына Цесаревича Николая жить блудной жизнью, “пока я жив”», «перед смертью благословляет М. Кшесинскую на блудное сожительство со своим сыном Цесаревичем Николаем», «уверяет, что все русские императоры за последние сто лет жили с балеринами», «балерин называет “породистыми русскими кобылами”»…

Николай II «во время коронации… грезит Матильдой», «рисует на фотографиях балеринам усы и бороды», «бегает в шкуре медведя с целью напугать» супругу, вместе с ней «участвуют в спиритических оккультных сеансах», а императрица «пытается узнать будущее через оккультные опыты», «колдует против Матильды на крови с целью вызвать ее смерть», «пытается убить Матильду специальным ножом». И так далее, и тому подобное…

В преамбуле справки отмечено: если «ни в сценарии, ни в трейлерах фильма «Матильда» его авторами не указывается, что он является пародией, фантастикой, комедией, экранизацией чьего-либо художественного произведения, то очевидно, что фильм Матильда претендует на жанр исторического фильма (выделено мною – С.С.)». В итоговом заключении читаем:

«1. Образы Императора Николая II и Императрицы Александры Феодоровны, их взаимоотношения подвергнуты глумлению и клевете…

2. Исторические события… искажены коренным образом, как фактическом, так и морально-нравственном плане и практически ни в коей мере не соответствуют исторической действительности».

Чему же нас, грешных, учит Учитель? Ах, да: «…причисленный к лику святых за мученическую смерть… страдал, любил. Человек, который сомневался, мог делать и какие-то ошибки… и, в общем-то, не святой».

Нанял неординарных, как уверяет, зарубежных и отечественных актеров (в их числе на роль наследника и императора – иностранного секс-лицедея, прогремевшего на экранах своими «причиндалами»), пошил немыслимое число костюмов, горы нагородил декораций… – что же в конечном итоге снял?

Не фантастику, разумеется. Не пародию и не фарс (общую стилистику фильма из трейлеров понять можно)… Жанр я бы определил так – ФЕЙКОВАЯ вещь, ныне тоже весьма и весьма распространенная!

ФЕЙКИ И МОКУМЕНТАРИ

ФЕЙК, УТОЧНЮ, – это современный термин из области IT-технологий. Означает информационную мистификацию, распространение различного рода дезинформации в социальных медиа и традиционных СМИ. К фейкам «айтишники» относят фото- и видеоматериалы, созданные особыми программами, где реальность существенно изменена, искажена, поддельные аккаунты в социальных сетях, сайты-фальшивки и другие аналогичные плоды своей «зазеркальной» деятельности.

Извините за англицизмы (здесь и далее), но фейками в последнее время все чаще именуют фальшивые (выдуманные) новости – в политике, экономике, культуре, истории, любой сфере общества…

Фейк, друзья, небезопасен! Поскольку со стороны автора-распространителя предполагает ОСОЗНАННОСТЬ, НАМЕРЕННОСТЬ, а значит, УМЫСЕЛ, СТРЕМЛЕНИЕ К МАНИПУЛЯЦИИ чьим-либо НАМЕРЕНИЕМ, МНЕНИЕМ, ДЕЙСТВИЕМ.

Другой вопрос, что человек далек от совершенства, вправе ошибаться. Безусловно, имеет право на ошибку и Алексей Учитель. Ну, так уж вышло, такой, извините, взгляд на императора Николая II, на балет и балерин у кинорежиссера сложился! И теперь, казалось бы, искренне в своих интервью недоумевает:

– Конечно, в нашем фильме есть доля фантазии. Никто не может знать, как вели себя люди, когда оставались вдвоем, когда они были наедине. Плюс мы сильно додумали некоторых персонажей…

Но разве и на это «свободный художник» права не имеет? Кинорежиссер уточняет:

– Понимаете, мы что-то придумывали, но исходя из чего-то. Что я, первый, что ли? Масса книг есть про Кшесинскую, про эту историю. Есть роман Акунина – который читали не знаю какое количество людей, – где та же Кшесинская. Я раз пять слышал, как замечательный Радзинский практически пересказывает – я имею в виду схематично – историю, рассказанную нашей картиной. На всю страну. Почему-то никто демонстраций не устраивает и не кричит: «Повесить Радзинского!» По первому, второму каналу рассказывает об этом с увлечением. Я с ним, кстати, говорил… он тоже возмущался…

Об упомянутых «замечательных» Борисе Акунине и Эдварде Радзинском еще поговорим. А пока вернемся к автору сценария Александру Терехову.

По мнению Учителя, А. Терехов все ж таки «очень известный и авторитетный в России писатель».

Вездесущая «Википедия» упоминает более десятка его книг – сборников очерков, рассказов, несколько романов. И, вроде бы, писать Александр Михайлович, насколько можно предположить, должен не какие-нибудь «фривольности», то есть «из головы», из «пальца высасывая», но сугубо с привязкой к бренной нашей реальности, поскольку, имея немалый журналистский стаж и опыт, пожизненно с этой реальностью связан. Начинал корреспондентом «районки» в Белгородской области, продолжил обозревателем журналов «Огонек», «Столица», газеты «Совершенно секретно»… Ан нет! «Позволяет» себе писатель!

Как сообщает один литературный сайт, сюжет восьмисотстраничного романа А. Терехова «Каменный мост» «основан на расследовании загадочного убийства и самоубийства двух парней и девушки из числа детей высшей сталинской элиты на Каменном мосту в 1943 году. Жанр – “мокументари”, псевдодокументалистика.

Критиками отмечалось высокое качество текста книги, однако внимание было приковано также к неоднозначному освещению автором темы сталинизма и сделанным им неутешительным выводам о том, что прошлое ворошить не надо, истину установить невозможно, а история – лишь плод разных интерпретаций».

Бр-р-р-р… Мо-ку-мен-та-ри – и не выговоришь с первого раза… Есть этот жанр и в кинематографе. Для разъяснения возьму дефиницию, вычитанную в одной статье: «Малоизвестный термин… (mockumentary; от to mock «подделывать», «издеваться» + documentary «документальный») означает кинематографический и телевизионный жанр игрового кино, которому присущи имитация документальности, фальсификация и мистификация. При этом в псевдодокументальном жанре игрового кино, по мнению специалистов, «мокументари» искажает действительность до абсурда».

В общем, то же и в том же духе – «подделывать», «издеваться», «фальсификация и мистификация», «до абсурда». И более чем понятны творческие узы, что, сойдясь на «Матильде», сплотили кинорежиссера и сценариста, их родственные концептуальные предпочтения, вкусы. Отчего Александр III в собственной семье занимается сводничеством, блуд насаждая. По какой причине его невестка колдует «на крови». наследник носится по дворцам и закулисьям театров, как оглашенный. «Любви ради» готов бежать, куда глаза глядят, от престола отречься. Ему, царевичу, что на Руси и в офицерской среде будто бы не редкость, полубезумный конкурент-ревнивец «бьет морду»…

Как бы ни пытались мы определить жанровую принадлежность фильма «Матильда», какие бы глубокомысленные, с самой мутной этимологией термины не применяли, неизменно приходим к знаменателю – ложь, фальшивка! Что, надо сказать, напрягает.

– Не могло быть реальности, в которой Николай II выбрал бы Матильду и отрекся от престола, – в разговоре с А. Учителем усомнился журналист.

Почему? Мог… – настаивает Алексей Ефимович. Это – по поводу выбора наследника Престола, о котором кинорежиссер ранее говорил, мол, ПО КАКОМУ ПУТИ БУДЕТ ИДТИ НАША СТРАНА?

Если бы, да кабы… История, судя по всему, ТЕРПИТ сослагательное наклонение! Она, по мнению сценариста «Матильды» и, как убеждаемся, его коллеги-кинорежиссера – «лишь плод разных интерпретаций».

Уровень их аргументации? Просто «зашкаливает» (судите сами):

– Есть сериал о Кшесинской, – рассуждает Учитель, – шел в эфире несколько лет назад, в котором вся эта история рассказана… там есть эпизод – и говорят, что так было на самом деле, – когда Николай приходит к отцу и говорит, что не хочет быть наследником, а женится на Кшесинской…

«Говорят»… Кто «говорит»? Те, кто снял предыдущий «сериал о Кшесинской». Другие «фантазеры» – типа Б. Акунина и Э. Радзинского, на коих кинорежиссер (см. выше) ссылался?!

На кого, или на что, позвольте спросить, ссылаются уже акунины с радзинскими, не меньшие мастера «интерпретаций»? По большому счету – на те же фейки, мокументари, изготовленные разными людьми в разные эпохи, годы!

«Я УМИРАЮ!»

ПОКА ПИШУ ЭТИ строки, многое что за окном – в России и мире, помимо выдвижения «Матильды» на «Оскара», случается.

Так, в моем родном Нижнем Новгороде на поселке Сортировочный, где родился и вырос, одна из школ признана аварийной. Ребятишек рассовали по соседним школам, покуда построят новую. Слава Богу, в учебном процессе не рухнула. Но придет малышня в новые стены – что принципиального в том процессе изменится? Боюсь в учебники младшего сына заглядывать: там такая ахинея, на зубреж заточенная, что больно за пацана становится. Дети и болеют. По линии здравоохранения в этом году массовую проверку выпускных классов устроили: полностью здоровыми признаны лишь пятеро, кажется, учеников из сотни!

А может, кормим мы отпрысков не так? Или не тем? Химия же везде, яд! Колбаса – не колбаса, ее кошки, собаки есть отказываются! В сладостях, сыре пальмовое масло, молоко – нередко вода, на китайском порошке настоянная… Со здоровьем неважно и у мам с папами, и у бабушек с дедушками. В поликлиниках очереди, на улицах то и дело сирены «скорой помощи».

Да и откуда здоровью взяться, если пенсии в массе своей нищенские, зарплаты мизерные, достойной работы катастрофически не хватает?! И это в богатейшей в мире природными ресурсами, «мозгами», талантами стране!

В Автозаводский район, к примеру, иногда езжу. К сестре в гости. У проходных завода, смотрю, безлюдно, словно автогигант вымер. А ведь в свое время не протолкнуться было, в любое время суток! Прекрасно помню: спецкором в молодости от областной партийной газеты по ГАЗу работал.

Но и на ГАЗе – сокращения. О том, что уволен, пару недель назад в цехе сказали семейному автозаводцу. «Крыша» у него и съехала: выхватил заточку, пятерых порезал, трое скончались на месте…

Вероятно, по этим причинам старое сортировочное кладбище, где мои родители упокоены, недавно «раскупорили», вновь разрешив захоронения. Но кладбищ все одно дефицит! В связи с чем ввели в строй первый в Нижнем крематорий, на днях вышел на проектную мощность. Закоптил так, что (заголовок из СМИ) «Жители Сормова жалуются на невыносимый запах от крематория».

А 22 августа, в День флага России, на постамент к шестиметровому каменному Ильичу в центре Новосибирска взобралась Ксения Сухоруких. Приковала себя цепями к ноге Ленина. На ней была «окровавленная» (в пятнах красной краски) «ночнушка», в руках табличка «Я умираю» и российский триколор. На цепях – картонки с надписями «ПОЛИЦИЯ», «СТРАХ», «ЦЕНЗУРА», «КОРРУПЦИЯ». Зрелище не из приятных…

Полицейский, поднявшись к ней, не удержался и воскликнул: «Боже мой, да что ж такое, как же тебя так угораздило?!».

Правоохранители отнеслись к девушке с сочувствием. Подумав, что «больна на голову». Аккуратно «расковали», вызвали «скорую», отвезли в больницу… Ксения, студентка местного педуниверситета, была абсолютно здоровой! Более того, никогда прежде ничем «этаким» не отличалась. От политики далека, в каких-либо партиях, движениях не состоит и не состояла. Тем не менее – НАКИПЕЛО!

– Я какое-то время наблюдала за событиями в России, – позже поделится Ксения с журналистами, – и глубоко возмущена тем, что у нас происходит в стране. Основная цель этого перформанса заключается в том, чтобы привлечь внимание общественности к проблемам, которые создаются внутри нашей страны и общества в целом…

– …почему «ночнушка», да ещё и в «крови»?

– Спящая, умирающая, прикованная к прошлому Россия. В крови – избитая произошедшими событиями, коих было немало в истории нашей страны. Такой у меня выдался художественный образ. Надпись на табличке «Я умираю» говорит о том, что наша страна умирает.

– Ильича… выбрала не случайно?

– Памятник Ленину – это отсылка к прошлому. Мы уходили от тоталитаризма и цензуры, которые господствовали в советское время, но это всё возвращается обратно…

– Зачем ты приковала себя к его ноге?

Это художественный образ. Мы понимаем, что Россия прикована к прошлому. Чем прикована – я указала на табличках. И ещё можно было навешать табличек, но денег не было на замки…

Парадоксально, не правда ли? Девушка не видит будущего, потому что… «прикована к прошлому»! Она так ЧУВСТВУЕТ, и низкий ей поклон за СОЧУВСТВИЕ!

Но вот вопрос: ЗНАЕТ ли ПРОШЛОЕ она? Конечно же, что-то знает. Однако: не искажено ли это знание «фейками», «мокументариями», школьными и вузовскими учебниками по соросовским лекалам, явной и тайной войной, которая столетиями на уничтожение ведется против России, Русского народа, русского Духа?!

Посмотрите: каково ее неприятие советского! И кто-то же ей внушил! С этой эпохой она ассоциирует негативы-таблички, вывешенные на цепи (вывесила бы больше, но денег не хватило). Между тем, Ксения родилась, явилась на свет, после протеста-перфоманса раздает сейчас интервью, но… благодаря прежде всего тому времени!

Безусловно, мы «прикованы» к прошлому. Без прошлого ни настоящего, ни будущего – и это даже не аксиома, но факт! Факт и то, что для кино – и телеэкранов, для миллионов Ксениных сограждан, их глаз, ушей, сердец, для ее многострадальной и великой, но «умирающей» родной страны заготовлена очередная хула, грязный пасквиль на наших правителей, наш народ, нашу историю! «Матильдой» называется.

Вот оптимизма прибавится!

СВОЛОЧИ

ПО СУТИ, МЫ лишены объективного понимания собственной истории: «труды» целой когорты былых и нынешних, доморощенных и внешних «интерпретаторов» не прошли даром. Так или иначе принижено, опутано домыслами, слухами, а то и оклеветано всякое значимое в русской истории имя. Начиная с Рюрика, призванного править на Русь, якобы, из «норманнов», хотя государственности как таковой у тогдашних скандинавов в помине не было. Исключение составляют разве что первые Романовы, да прозападный Петр I и узурпировавшая Российский престол немка Екатерина II, за эти, видимо, подвиги прозванные Великими.

А Иоанн Грозный – доказано! – сына не убивал, оклеветан заезжим иностранцем-лазутчиком. Но подишь ты вынеси из Третьяковки живопись Ильи Ефимовича Репина на «злободневную» эту тему! Николай II с балериной Кшесинской не грешил, да разве убедишь Алексея Ефимовича Учителя во мнении, ему обратном?.. Тема эта нескончаема, как и ненависть ко всему русскому, России, обуревающая наших неприятелей веками. Прецедентов множество.

Вспомним хотя бы фильм с символичным названием «Сволочи» (реж. А. Aтaнecян, сцен. В. Кунин, А. Атанесян; продюс. Г. Нерсисян, Т. Карапетян, С. Манасарян, А. Адилханян и др.). Снят частной кинотелекомпанией «Ритм» при поддержке Федерального агентства по культуре и кинематографии РФ (ФАКК) под началом Михаила Ефимовича Швыдкого.

В анонсах к фильму говорилось: «1943 гoд. Для выпoлнeния ceкpeтнoгo пpaвитeльcтвeннoгo зaдaния из зaключeния ocвoбoждaeтcя пoлкoвник Bишнeвeцкий. Бывшeмy aльпиниcтy пopyчaeтcя нaбpaть мaльчишeк 14-15 лeт, cиpoт, кoтopыx никтo никoгдa нe бyдeт иcкaть. Пoдpocткoв oтпpaвляют в пoтaйнoй гopный лaгepь, гдe oни пpoxoдят cпeциaльнyю пoдгoтoвкy. Им пpeднaзнaчeнo yничтoжить aльпийcкyю вoeннyю бaзy… и пoгибнyть». Заблаговременно, до выхода на экраны «Сволочей» в ФАКК обратился заместитель директора ФСБ Вячеслав Ушаков, в своем письме информируя, что в СССР не было школ для детей-диверсантов, а вот в гитлеровской Германии были. ФСБ кинематографистам не указ: фильм все же попал на широкий экран. Под лозунгом: «Ни любви, ни тоски, ни жалости».

«Сволочи» были представлены зрителю в 2005 г., к 60-летию Победы нашего народа над фашистской Германией. Государство в лице М. Швыдкого и возглавляемого им ФАККа вложило в «эпохальную» киноленту… 700 тыс. долл.!

К юбилейной дате ФАКК поучаствовало и в финансировании фильма «Полумгла». Один из авторов сценария И. Болгарин в процессе создания киноленты обратился за правдой в Министерство обороны РФ, обвиняя режиссера-дебютанта А. Антонова и продюсера И. Каленова в искажении своего замысла, а также в клевете на Советскую армию и советский народ.

«Российская газета» в теплых тонах писала: «Сюжет фильма развивается в последнюю военную зиму… в скованной морозом деревеньке, где уже не осталось мужиков… Туда прибывает колонна пленных немцев под командованием молоденького, контуженного войной лейтенанта Анохина… – им предстоит построить вышку для радиомаяка… Анохин не может видеть немцев живыми, и задание командования для него – мука. Перед нами проходит история о том, как вдали от войны люди с обеих сторон фронта, по милости политиков угодившие в ее мясорубку, в общей борьбе с невзгодами открывают друг в друге таких же бедолаг с такими же чувствами… Сценарий Болгарина и Смирнова… заканчивался сценой патетического прощания селянок с немцами, которые отбывают в неизвестность, многое поняв о еще вчера враждебной России». Задумка понятна, хотя и не бесспорна. Но это – в сценарии. А в фильме военнопленных без суда и следствия расстреливают.

В другом своем письме, непосредственно в ФАКК, авторы сценария И. Болгарин и В. Смирнов заявляли о «грубом и бесцеремонном вторжении» в их сценарий, о том, что картина «не соответствует ни идейному, ни нравственному посылу» и носит откровенно антирусский характер. «Режиссёр Антонов «руку приложил» явно в направлении пресловутой чернухи, рисующей русских людей убогими, серенькими и даже преступно кровавыми, жестокими… В режиссёрском сценарии исчезли характеры, юмор, композиция стала рыхлой, невнятной. Затушёвано всё яркое, светлое и подчёркивается тёмное… Трагикомедия с обнадёживающим, хотя и грустным концом, благодаря упражнениям молодого режиссёра стала жестокой кровавой трагедией, где русские выглядят просто ублюдками». Впоследствии сценаристы попросили свои фамилии из титров фильма убрать.

Но что Артём Антонов, 27-летний режиссер-дебютант? На пресс-конференции, посвящённой картине, он прямо заявил, что «Полумгла» – это его «переосмысление исторических событий военного времени».

Помнится, за «Сволочей» и «Полумглу», за «права и свободы творческого самовыражения» грудью вступились. Э. Рязанов, режиссер: «Одно из двух – или мы идем к свободе, или возвращаемся к тоталитаризму». Э. Володарский, сценарист: «Я категорически против того, чтобы сценарии или фильмы, независимо от того, оказывается им государственная поддержка или нет, направлялись на ведомственную экспертизу». В. Абдрашитов, режиссер: «Ни от спонтанного ведомственного вмешательства в творческий процесс, ни от восстановления специального органа цензуры ничего хорошего я не жду». Н. Досталь, режиссер: «Если так пойдет, скоро нам придется давать объяснения Минздраву в связи с курением героев и Министерству экономического развития по поводу “неправильного” отражения шахтерских забастовок». При этом никто из киномэтров, увы, не указал, докуда простираются их «права и свободы»?! Какова степень нравственной и правовой ответственности «художника» перед государством и обществом?!

Не везет с экранным воплощением и образу крестителя Руси Владимира Красное Солнышко.

Тогда же, в середине «нулевых», ФАКК профинансировал мультэпопею «Князь Владимир». Проект широко рекламировался: дескать, вон как государство в лице чиновников печется о подрастающем поколении, о воспитании его в духе патриотизма, традиционных духовно-нравственных ценностей! В. Таубкин, продюсер мультфильма, в частности, заявлял: «”Князь Владимир” воспитывает ребят патриотами своей страны, прививает семейные ценности, наконец, объединяет детей и взрослых». Да вот беда…

Мультфильм посвящен языческому периоду жизни князя Владимира. До принятия им и Русью христианства. Когда, в понимании сценаристов-режиссеров-продюсеров, имел князюшка по городам и весям многих «официальных» жен и сотни наложниц. А грабежи, разбои обычным были государевым делом. И кровушка, в том числе христианская, лилась – на закланье! – рекой… Персонаж, вроде бы, реальный, исторический, но волхвы вокруг него, божки языческие крутятся, в алчных своих целях интригуют, чаруют, честной народ с толку сбивая… Так бы авторы народу, и желательно в названии фильма, прямо и сказали: сказка, мол! От авторского коллектива. А реальный князь Владимир тут не причем!

По поводу «художественного воплощения»… В рецензии, например, читаем: «…фильм состоит из разрозненных скетчей-зарисовок, иллюстрируемых фантастически бездарными диалогами в стиле “ты же брат мой! – не брат ты мне, гнида…” и огромного количества никак не влияющих на ход истории персонажей… Владимиру же отведена второстепенная роль смутного содержания и неясного посыла, хотя именно его имя вынесено в название». По мнению рецензента, «фильм вообще лишён яркого эмоционального настроения, лишён энергетики. Кроме пасторалей, в нём нет ничего, что бы как-то затягивало, увлекало, чему можно было бы сопереживать. Даже кульминационные моменты никого не заставят ни вздрогнуть, ни замереть, ни вздохнуть с облегчением».

И вот «попытка» вторая. И последняя? Фильм «Викинг», вышедший на экраны совсем недавно. Его создатели позиционируют произведение как исторически-художественное (реж. А. Кравчук, сцен. – он же со товарищи, гл. продюс. К. Эрнст). И зрителю остается – ВЕРИТЬ!

Премьера на слуху, а посему ограничусь цитатой от кинокритика, чья принадлежность к стану авторов картины несомненна:

«”Викинг” явно задумывался как фильм о приходе на Русь христианства. Но получился чем-то противоположным… Человек здесь человеку волк: заросший бородой, из которой сверкают бешеные глаза, он всегда настороже, он не верит никому и не надеется ни на что. Например, первый же поступок главного героя, которого нам потом предлагается полюбить, – жестокое изнасилование девушки на глазах у ее родителей, впоследствии изуверски убитых. И это лишь начало.

Собственно, у зрителя есть простой выбор: или сразу преисполниться отвращением ко всему происходящему и скорее бежать с сеанса домой, утешаться чтением единого учебника истории, – или начать ловить садомазохистский кайф от кровавого гиньоля с боевыми топорами… Если резюмировать идею “Викинга” в нескольких словах, доводя мысль авторов до предела, то она сведется к простому тезису: “Никогда России не быть христианской страной”…

Возможно, зрители этого фильма посмотрят другими глазами и на истукана у Боровицких ворот. Проходя или проезжая мимо, будут смотреть и поеживаться».

Здесь остается пояснить, читатель, что «истукан» – это монументальный памятник князю Владимиру, 4 ноября прошлого года – на День народного единства в присутствии Президента России В.В. Путина и Патриарха Московского и вся Руси Кирилла открытого в Москве. И добавить: «ловить садомазохистский кайф» на «Викинге» немалая часть зрителей, заплатив за входной билет, не соглашалась, зал, по свидетельству очевидцев, «досрочно» покидала.

Нечто подобное, но с помпой, сотворил признанный мастер российского кинематографа Владимир Меньшов на церемонии конкурса «Кинонаграды MTV 2007». В номинации «Лучший фильм» победителем был признан… фильм «Сволочи»! Награду и должен был вручать Владимир Валентинович. Вскрыв конверт с именем призера, Меньшов переменился в лице:

– Я надеялся, что пронесет. Очень надеялся… – вырвалось у него. – Я не буду вручать премию фильму, который позорит мою страну. Пускай этот приз вручает Памела Андерсен…

Американская «кино-секс-дива», главное достоинство которой необъятных размеров силиконовый бюст, была приглашена на церемонию в качестве соведущей… Меньшов, швырнув конверт на пол, вместе с женой, актрисой Верой Алентовой, покинул уважаемое собрание. Когда «Сволочей» все-таки объявили победителем, многие зрители, по сообщениям СМИ, тут же примеру Меньшова и Алентовой последовали…

И последнее – прошу прощение за длинноту – уточнение.

Не поленившись, я провел небольшое этимологическое расследование: кого на Руси сволочами называли? Поразительно, но… Называли многих!

Это крепостные крестьяне, согнанные (сволоченные) со всех концов страны на строительство Санкт-Петербурга, столицы государства Российского. Это царедворцы, несшие (волочившие) за царем мантию и «стучавшие» ему на придворных. Это своеобразный таможенник-полицейский, ведавший сбором пошлин на рынках, а в случае неуплаты волочивший купца для «правежа» на княжий двор. Промысловики, что волочили корабли по суху от одной реки к другой, или бревна при сплаве леса. Или те, кто сволакивали трупы во время эпидемий и сжигали их. Сброд, который приволокся неведомо откуда… Наконец, современное общеупотребимое значение: СВОЛОЧЬ (прост., бран.). 1. Негодяй, мерзавец. 2. собир. Сброд, подлые люди. Всякая с. («Словарь русского языка» С.И. Ожегова).

Пусть читатель самолично, по совести решает, в каком значении лексему применяют авторы одноименного фильма-лауреата, в какой мере и к кому она в нашем разговоре употребима.

ВОПРОС НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

(Вместо заключения. Продолжение следует?)

ПОКА ПИШУ ЭТИ строки, девятиклассник в Ивантеевской школе из пневматического ружья стрельбу учинил, пострадала учительница информатики, а всего четыре человека. Довел, значит, ситуацию «до абсурда». Не первый, кстати, в России «школьный стрелок». «Мокументариев» насмотрелся?

А в ночь на 1 сентября неизвестные пытались сжечь здание киностудии «Лендок», где находится частная – Алексея Учителя – студия. Поджог не удался. Кинорежиссер сделал заявление:

– Пытались сжечь мой родной дом… Сегодня ночью они подожгли киностудию «Лендок», а завтра пойдут жечь кинотеатры, где могут пострадать простые зрители («Они» – это некие христиане-экстремисты, которые, по словам кинорежиссера, ему из-за «Матильды» ранее угрожали – С.С.). Я прошу министра внутренних дел Владимира Александровича Колокольцева и директора ФСБ Александра Васильевича Бортникова обеспечить не только нашу безопасность. Но в первую очередь безопасность кинотеатров и зрителей, которые ждут этот фильм. Остановите агрессию! Дайте людям посмотреть кино!».

Учитель в своем репертуаре – «пиарится». Но как в воду глядел!

Ранним утром 4 сентября в центре Екатеринбурга грузовик «УАЗ» протаранил кинотеатр. В здании начался пожар. Никто, к счастью, не пострадал. Злоумышленник с ожогами позже был задержан. Им оказался 39-летний житель Ирбита, состоящий на учете у психиатров. Мотивы поступка устанавливаются, но говорят и пишут, что преступник «повернут на религии», и вполне его поступок может быть связан с «Матильдой»…

Ситуация день ото дня обостряется. Об отказе в прокате фильма один за другим заявляют российские регионы, в том числе с населением преимущественно мусульманского вероисповедания… «Мне грустно и страшно…» – горюет кинорежиссер. Просит защиты для потенциальных зрителей у органов ФСБ и полиции.

По здравому размышлению, этим бы органам от самого Алексея Учителя и его «Матильды» зрителей спасать!

Не случайно к «громкому» делу Кирилла Серебренникова, театрально-, кино-, балетно- и какого угодно еще режиссера (вот же неожиданность для «прогрессивной общественности»!), – подключилась ФСБ, ее Служба по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом. Дело-то, казалось бы, сугубо уголовное – о разворовывании бюджетных средств! Бывший начальник Центра общественных связей (ЦОС) ФСБ России Александр Михайлов так прокомментировал событие журналистам: «Учреждения культуры могут использоваться противником для пропаганды в качестве структур, формирующих враждебное отношение к Российской Федерации. На их базе может осуществляться вербовка».

А по мне, так и вербовать в этих структурах порой не надо. Только плати – иной «творческий деятель» сам без всяких «заданий-шифровок» все и «на высшем диверсионном уровне» выполнит!

Посмотрите, сколько «инородцев», как когда-то определяли на Руси, у нас в сфере «изящных» искусств, на теле- и прочих каналах, и не в «массовке», не в «низах», а пренепременно «на виду», на руководящих самых должностях, при орденах, лауреатствах и званиях! Культурная политика и, следовательно, «рычаги управления» довольно часто за ними! Проблема же в том, что много-то их «на Олимпах», а в целом они… меньшинство. И, «самосохраняясь», вольно ли, невольно – «кучкуются», «в связке», в дружественных, семейных, а не только служебных либо творческих отношениях. Взаимовыручке позавидуешь! Но человек может во втором, в третьем поколении пребывать на земле Русской, однако русское ему в силу, скажем, чисто субъективных причин претит, он его «на дух не переносит» (воспитан так, самосознание такое, менталитет). А это уже, согласитесь, – «группа риска»…

И любой разведчик стопроцентно скажет: весьма благоприятна для вербовки, «сотрудничества» со спецслужбами гомосексуальная среда, греховная априори. Особо в России, где «садомитская культура» чужеродна, постыдна, не приемлема в корне!

В этом ракурсе сотрудникам ФСБ будет чрезвычайно интересно прояснить, кто способствовал гей-проектам Кирилла Серебренникова. Кто платил, заказывал «музыку»?

– Если вы посмотрите финансирование по линии правительства – это где-то 300 миллионов рублей. А по линии правительства Москвы – где-то 700 миллионов за два-три года, – подсчитал Президент России В.В. Путин расходы на скандального режиссера во время пресс-конференции по итогам саммита БРИКС.

Суммы-то какие!

Понятно, что стоят за ними чьи-то подписи. А кто и что за подписантами? А за подписантами подписантов? Вопрос не праздный, но определяющий.

В конце концов, не в деньгах «счастье». И не в их количестве. И не ради куска хлеба, «минуты славы», каких-либо сиюминутно-меркантильных надобностей приковала себя к Ильичу Ксения Сухоруких в Новосибирске. До глубины души ее мучают ложь, диктат, вопиющие несправедливости, творимые вокруг! Сердца людей, черствеющие на глазах! Будущее, которое без прошлого размыто, не определено! И без которых, прошлого и будущего, Россия вместе со всеми нами, несуразными, разуверившимся, обездоленными – на родных безмерных просторах! – «умирает»…

* * *

А может, права Ксения? Нас, русских, ценою великих испытаний, неисчислимых потерь веками строивших Россию, как бы уже и нет?!

Нет в Конституции – Основном законе (упомянут разве что русский язык в качестве государственного). Нет в школах (они номинально общеобразовательные), в театрах (они драматические, оперные, кукольные… одним словом, русскоговорящие), в паспортах… Лишь отголоски – «русская» мафия, «русская» водка, да вот еще «русский» балет, традиционно «впереди Европы всей»…

И – образы от поборников так называемого «современного искусства», которые нам регулярно, как говаривал первый президент СССР, «подбрасывают». Образы бесподобные! ПОДОБИЯ не имеющие. Ни на земле, ни на небесах. Ими, БЕСПОДОБНЫМИ, хочет сразить нас Алексей Учитель. А православные считают – БЕСО (БЕСУ) ПОДОБНЫЕ. И требуют призвать кощунников к ответу!

Зачем это они – Учитель и его «кураторы»-опекуны? Какой такой «сценарий» в очередной раз переделывают? И ПО КАКОМУ ПУТИ БУДЕТ ИДТИ НАША СТРАНА?

Уверен: скоро узнаем.

Сергей Скатов, председатель Нижегородского отделения «Русского собрания», координатор Движения «Народный Собор», академик Международной Славянской академии наук, образования, искусств и культуры

Август-сентябрь 2017 г.

Нижний Новгород

Источник