О спорте и не только

ПубликацииТочка зрения

О запрете МОК на участие России в предстоящей Олимпиаде, продолжающемся «допинговом скандале» и полемике о том, имеют ли наши спортсмены право ехать выступать под «нейтральным флагом».

Едва ли не самая обсуждаемая тема последней недели – запрет МОК участия России в предстоящей Олимпиаде, продолжающийся «допинговый скандал» и полемика по поводу того, имеют ли наши спортсмены право ехать выступать под «нейтральным флагом».

Скажу честно, ситуацию с решением МОК я лично оцениваю как мерзкое, подлое и ни с какими олимпийскими принципами ничего общего не имеющее. И симпатии мои в полемике на тему «ехать – не ехать» — на стороне тех возмущённых сограждан, которые решение наших спортсменов «ехать – хоть тушкой, хоть чучелком, потому как иначе жизнь себе загубим» понять и принять не могут.

Но есть здесь одно «но». Помните, что ответил Христос иудеям, которые приведя к нему взятую в прелюбодеянии женщину, спрашивали – побить её камнями, как того требует закон, или не побить? Христос же ответил: «Кто сам без греха, пусть первый бросит в неё камень!» И тогда обвинители, честно проанализировав степень собственной греховности, разошлись все. А Спаситель сказал женщине: «Никто не осудил тебя? И я не осуждаю. Так иди, и больше не греши».

Эту евангельскую историю припомнил я потому, что во всём происходящем, если копнуть поглубже, не могу не увидеть и доли собственной вины. Как и вины всех нас – причём, как оправдывающих едущих «сдаваться» спортсменов, так и их осуждающих. Ибо все мы получили сегодня именно то, что заслужили нашим «постсоветским» подходом к спорту.

Вспомним: изначальная, общественно значимая функция спорта в прошлые времена заключалась отнюдь не в демонстрации толпе красивого и азартного зрелища. А в том, чтобы выращивать новое здоровое поколение. Выдающиеся же достижения великих спортсменов лишь способствовали популяризации спорта и «здорового образа жизни», стимулировали у молодёжи желание к этому приобщиться, чтобы стать такими же, а значит — лучшими. Массовый же и детский спорт, что принципиально важно, был бесплатным, а значит – доступным для любого, пожелавшего им заниматься.

Соответственно, воспитанные на этих принципах великие спортсмены эпохи СССР были патриотами, понимавшими, что своими достижениями не просто зарабатывают на жизнь, но прославляют страну и делают важнейшее дело, привлекая к спорту новые поколения. Именно поэтому даже мысль отречься от страны «во имя спорта и личного благополучия» была для них дикой.

Известна история, когда на следующее утро после первого в истории хоккея матча сборных СССР и НХЛ, закончившегося сенсационной победой наших, Харламову позвонили и предложили за миллион долларов (сегодня это, наверно, миллионов этак 15-20) перейти в НХЛ. Он посмеялся и ответил, что без партнёров своих по тройке – Петрова и Михайлова – перейти не может. Собеседник тут же предложил перейти всем троим, обещая и им тоже по миллиону долларов. Вся сборная над предложением этим дружно посмеялась, ибо представить, как можно ради даже очень больших денег поступиться Родиной, не представлял тогда никто.

Но вот при «переходе к рынку» базовые смыслы изменились в том числе и в отношении спорта. Спорт превратился в профессиональный и перешёл из категории стратегических государственных задач в разряд «сферы развлечений», в шоу, на котором зарабатывают большие деньги. Массовый и детский спорт стал платным, а значит, для очень многих – недоступным. Соответственно, для тех, кто занимался спортом профессионально, он превратился в банальный «бизнес-проект». Конечной целью профессионального спортсмена стал не результат, не престиж страны, даже не собственное доброе имя, а банальные деньги, которые надлежало вернуть с возможно большими процентами.

Чтобы получать много, семье юного дарования сначала надо было «вложиться» — ибо детский спорт, снаряжение, хороший тренер – всё это нынче дико дорого. И на каждом следующем этапе роста – всё дороже. Спортсмен совершенствует свои возможности, тем самым повышая свою «продажную стоимость» на том рынке, где он всего лишь «товар», продающийся за определённую сумму (включая доходы от рекламы, разумеется). Тот же Харламов за обычный сегодня вопрос «сколько ты стоишь?» или «за сколько тебя перекупили?», скорее всего, дал бы в морду. Сегодня же это – главный показатель, определяющий статусность спортсмена и его сравнительную с другими ценность. Всё же прочее – рекорды, титулы, медали, победы – всего лишь набор средств для достижения этого, самого главного результата.

Однако, поскольку ресурс человеческого организма заведомо ограничен, и рекордные достижения чисто физически не могут расти бесконечно, в конкуренцию спортсменов (а это именно конкуренция, как в бизнесе) включаются технические специалисты их «команды», ищущие то, чем можно при прочих равных вырвать победу у конкурентов. Поначалу появляются особые конструкции снаряжения, одежды, лыжных смазок, технологии тренировки, но в итоге всё логично заканчивается допингом, способным усилить Богом данные человеческие способности.

В итоге соревнования фактически выродились в соревнование допингов. Но когда и в этом шансы уравнялись, потребовался следующий этап конкуренции – как сделать, чтобы свои спортсмены допинг принимать могли, а чужие – нет. Тогда и возникла пресловутая WADA с её афёрами, «разрешёнными» допингами и стероидами «для астматиков» и нынешним исполнением примитивной политической заказухи. В итоге профессиональный спорт выродился, по меткому определению одного комментатора, в соревнование астматиков и больных синдромом рассеянного внимания в том, кто из них больше сожрал запрещённого допинга.

Перспектива тоже примерно понятна: недавно хирургически переделанный в женщину здоровенный мужик Гэвин (а теперь — Лорел) Хаббард взял (или взяла?!) серебро на чемпионате мира по тяжелой атлетике среди женщин(!). При этом WADA и МОК считают, что всё в порядке. Кстати, насчёт мужеподобных сестрёнок Вильямс у многих имеются такие же подозрения… Нетрудно догадаться, что весьма скоро весь женский спорт неизбежно выродится в соревнования бывших мужиков-трансгендеров. Дальше же, весьма вероятно, наращивать результаты станут уже через вживление в организм каких-то искусственных частей тела, электронных стимуляторов и тому подобной гадости, окончательно превращающей спорт в соревнование киборгов.

Это – общемировая тенденция, и мы, Россия, до самого последнего времени в ней участвуем, согласившись принимать всю эту не имеющую отношения к спорту мерзость в качестве данности, а значит – и нормы. Поэтому при всём нашем возмущении гнусной историей с недопуском России на нынешнюю Олимпиаду, при всей обиде за спортсменов, которых согласны допускать к соревнованиям только при условии фактического отречения от России, при всей обиде на этих спортсменов, согласных выступать за себя лично хоть под чьим флагом, давайте не будем забывать, что ситуация эта – прямое следствие всей предшествующей мутации спорта. Который уже давно деградировал от светлых олимпийских идеалов до уровня примитивного шоу, в основе которого – развлечение для зрителя и заколачивание «бабла» для участников и организаторов.

Оглянемся на себя. Спорт — давно не образец для подражания, даже как способ определить, кто из спортсменов действительно «сильнее, выше, дальше всех». Его главные почитатели – не молодые люди, в подражание своему кумиру отправившиеся заниматься спортом или хотя бы бегать по утрам, а пузастые дядьки с пивом и чипсами, «болеющие» в спортбарах, да «фанаты», любящие бесчинствовать на стадионах, а затем демонстрировать свою любовь к спорту, мордуя болельщиков чужой команды.

Самая близкая аналогия сегодняшних профессиональных спортсменов – это гладиаторы древнего Рима: такие же профессиональные шоумены, убивающие друг друга на потеху публике. Причём публика, при всей своей фанатичной любви к своим кумирам, ради собственного удовольствия снова и снова выталкивает их на арену, прекрасно понимая, что там их рано или поздно убьют. Просто нынешние «гладиаторы» в погоне за «баблом», ставшим целью их жизни, убивают себя сами – тем же допингом.

Их спортивный век недолог, а ледовых шоу и тренерских вакансий на всех не хватит. Поэтому целью становится – пока организм не «сдох» и ты не превратился в разбитую болезнями развалину, извлечь из бизнеса, в который столько вложил ещё с детства и юности, максимум дохода. Прежде чем всё это закончится. Навсегда.

И потому, когда мы сегодня искренне требуем от наших спортсменов заодно со всей страной обидеться на бессовестное унижение России жуликами из WADA и мерзавцами из МОК, они нас совершенно искренне не понимают.Они думают про то, чтопод угрозой их бизнес, начатый много лет назад, в который они вложили свою жизнь, здоровье и очень немалые деньги. Ведь, в отличие от советских времён, страна их не искала, не отбирала из множества талантливых детей, не оплачивала их занятия и экипировку: она начала им платить хорошие деньги, только когда и с их стороны пошла отдача, результаты и деньги за билеты и рекламу от желающих на это посмотреть.

То есть, имели место чисто деловые отношения, сделка с собственной страной: мы вам – результат, вы нам – деньги и условия для тренировок. В первую очередь, конечно, деньги, ради которых они при помощи и жертвах своих родителей годами создавали свой семейный бизнес по превращению ребёнка в профессионального спортсмена. И вот теперь искренне не понимают, с какой стати они должны отказываться от приносимых этим бизнесом заслуженных прибылей ради престижа «какой-то там России», к становлению этого бизнеса много лет отношения не имевшей.

Я, разумеется, не оправдываю их, наших спортсменов с душами рыночных торгашей. Но и первым бросить в них камень не могу. Потому что все мы: наша страна, и отчасти – каждый из нас, виноваты в том, что они – именно такие, какими их сформировал созданный для нашей потехи шоу-бизнес со спортивным уклоном. Мы начали эту неизбежную деградацию в тот момент, когда, отказавшись от присущих нашей культуре и ментальности ценностей и смыслов ради обещанной всем и каждому перспективы «успешности», продали душу дьяволу «всеобщего рынка». Где любые отношения – сделка, где буквально всё (включая принципы, Родину, любого человека) – товар, имеющий свою продажную стоимость. Мы согласились принять всё это как «новую норму» и сами не заметили, как наш нормальный мир оказался перевёрнутым с ног на голову.

Помните замечательные слова Данилы Багрова из фильма «Брат-2»: «В чём сила, брат? Разве в деньгах? А я думаю, что сила в правде. За кем правда – тот и сильнее». Мы любим смотреть этот фильм, не замечая, что вот эту самую мысль его героя предаём каждый день, когда принимаем, как нечто допустимое, реальность, основанную на прямо противоположном: «Сила в деньгах. У кого больше денег, у того и сила. А значит, и правда тоже у него»…

Ведь, если рассуждать иначе, то насколько правильнее было бы вместо запредельных вложений в чемпионаты «разрешённых» допингов и олимпиадсоперничающих трансгендеров вложить всё в бесплатный детский спорт и в выращивание действительно здорового поколения! Но – нельзя… Ведь стадионы, спортбазы, дорогой инвентарь, вся индустрия, созданная под шоу битв «допинговых гладиаторов», всё это должно как-то окупаться и приносить прибыль. Не всем, конечно, а вполне конкретным людям, этой индустрией владеющим. Ведь, согласно «рыночным» подходам, эффективность чего-либо (спорта, культуры, образования, экономики, системы жизнеобеспечения, семейных отношений, госуправления, отдельных людей – чего угодно!) определяется единственным критерием – прибыльностью, выражающейся в денежных знаках.

Кстати, если кто не в курсе, сегодня не только спорт, но и культура, образование и медицина тоже отнесены в России официально к «сфере услуг», как правило – платных. Чем во многом и объясняется и их нынешнее состояние, и их целеполагание. Ибо цель культуры сегодня – не удовлетворение духовных и эстетических потребностей личности, а предоставление потребителям набора услуг (по возможности – платных) в сфере развлечения и досуга. Цель образования – не воспитание достойных и образованных граждан, а предоставление услуг (по возможности – платных), повышающих товарную стоимость конкретного человека на рынке труда. Цель медицины – не здоровье народа и будущих его поколений, а оказание услуг (по возможности – платных), повышающих конкурентоспособность человека за счёт улучшения его физического состояния.

Дьявол «рынка» не останавливается на чём-то одном: если мы признали его право диктовать условия, он рано или поздно попытается забрать под себя всё. Единственный способ остановить его – принять как необсуждаемую данность, что сила – не в деньгах, а в правде. И именно руководствуясь этим подходам оценивать и изменять всё остальное. Спорт – в том числе.

Источник