КАК ВАРИТЬ КАШУ ИЗ ТОПОРА? Опыт военно-патриотической работы.

АктуальноВоенно-патриотическая работа

22- 23 сентября в подмосковном поселке Гребнево прошли Всероссийские молодежные казачьи сборы памяти Дмитрия Трубецкого.

22- 23 сентября в подмосковном поселке Гребнево прошли Всероссийские молодежные казачьи сборы памяти Дмитрия Тимофеевича Трубецкого – одного из героев Смутного времени, возглавлявшего Первое земское ополчение, полтора года осаждавшего Москву, захваченную интервентами, а потом соединившегося со Вторым ополчением Пожарского и Минина.

Началось все с закладки памятника Дмитрию Тимофеевичу (когда-то усадьба Гребнево принадлежала ему). Радостно звонили колокола, в крестном ходе объединились многочисленное духовенство, чиновники администрации, местные жители, гости, за хоругвями реяли казачьи знамена, прибыли депутаты Государственной Думы, из Парижа прилетел нынешний глава рода Трубецких, князь Александр Александрович. Гремели мушкеты реконструкторов, разливались песни фольклорных ансамблей…

Этими пышными торжествами открылись и молодежные сборы. На живописном берегу Барских прудов раскинулся палаточный лагерь, задымила полевая кухня. Казачьи и военно-спортивные клубы из разных городов получили возможность два дня отдохнуть здесь в свое удовольствие, потренироваться. Выбор занятий самый широкий: турнир по пейнтболу, учения по форсированию водных преград, высадке десанта. Фехтование, метание ножей, стрельба из пневматического оружия, гребля на лодках, медицинская подготовка. Закручивается вереницами разгоряченных ребят игра-тренировка «казачий котел», под задорную команду «шашки к бою, марш-марш!» команды сходятся в отчаянной рубке на мягких колотушках…

А ко мне, походному атаману сборов, обращались гости праздника, случайные дачники и отдыхающие, заглянувшие в эти дни на Барские пруды. Задавали одни и те же вопросы, рассказывали примерно одно и то же – дескать, в их городе (поселке, районе), подростки болтаются сами по себе, курят, пьют, дерутся, блудят, как бродячие собачонки. Нельзя ли организовать что-нибудь наподобие наших клубов? Наподобие таких мероприятий, как у нас? Что для этого нужно? Кстати, вопросы привычные. На других наших учениях или походах люди тоже нередко задают их. Поэтому я и решил поделиться опытом.

Отвечаю: для организации военно-патриотической работы с молодежью нужно совсем-совсем немного. Главное – желание. Но желание настоящее, искреннее. Нужно хотя бы 1-2 человека, кто сам, лично, возглавит и поведет эту работу. Поясняю: обычно в административных органах различных уровней существуют «ответственные», пишутся планы, сочиняются отчеты, выделяются и куда-то расходуются средства. Но по сути на «средствах» все и зацикливается. Их стараются, «выжать», «напилить». Обосновать, куда и зачем «пилят». Если их нет, то и говорить не о чем. А если есть, нередко тоже не о чем. Дело сводится к мертворожденным мероприятиям для отчетности и списания тех же средств.

Нет, для реальной работы нужен не функционер, а энтузиаст, в полной мере осознающий – без воспитания нового поколения не станет России. И если не мы, то кто? Впрочем, известно, «кто»: потоки грязи, плещущие с телеэкранов, бездонное болото интернета, где россыпи ярких приманочек замаскировали гиблые трясины. Если наши дети и внуки схлынут туда, зачем нужны мы с вами? Зачем наши гнездышки, которые мы обустраиваем и благоустраиваем? Для кого?

Военно-патриотические организации могут быть разными: при местных органах власти, школах, домах культуры, казачьих, общественных структурах, но успех будет только там, где руководитель не равнодушен, где работа с ребятишками и подростками – смысл жизни, а не отсиживание положенных часов. Ну а кроме одного-двух (хотя бы) энтузиастов нужно место, где можно собираться, проводить занятия, хранить снаряжение. Найти помещение для подобных нужд, опять же, можно по-разному. При администрации, в школах, клубах. Наконец, самый верный способ – обратиться в православный храм. Военно-патриотическая работа благословляется Московской патриархей, всячески поддерживается. Как правило, священники охотно идут навстречу здоровым начинаниям. Вот два условия – желание и хоть какая-то почва под ногами. Больше ничего не требуется, можно начинать живую работу.

А она должна быть именно живой. Заседания, конференции, чтения, в общем все то, что у нас любят устраивать для «галочек», для молодежи противопоказано. Допускается строго «дозированно». Если мальчишки и девчонки заскучают, то попросту разбегутся. Но и забавлять их, выступать массовиком-затейником, ни в коем случае нельзя. Им надо самим действовать, проявить и утвердить себя в собственных глазах, в глазах окружающих. Не случайно в наше время становятся популярными всевозможные экстремальные развлечения, вроде катания на подножках электричек и метро. Военно-патриотическая подготовка как раз и позволяет направить юную энергию в полезное и контролируемое русло, а ребятам и девчатам – в полной мере испытать себя «на прочность».

Если коснуться нашего собственного опыта, то Учебная команда «НП по содействию возрождению казачества» возникла 6 лет назад буквально на «пустом месте». Финансирования – никакого. Базой для занятий стал кабинет атамана НП А.Ф.Ткачева в офисе строительной фирмы. Два раза в месяц, по выходным, мы там собирались со школьниками и учащимися колледжей. Темы занятий выбирали не по желанию или целесообразности, а по возможностям. Какие инструкторы имеются, тому и учим. Строевая, военно-медицинская подготовка, топография, тактика, история казачества. Потом добавили рукопашный бой – за неимением зала тренировались в Царицынском парке.

В первый полевой поход, к месту битвы при Молодях, отправилось всего 8 человек. Я в тот раз рассказал участникам об этом сражении, переночевали в палатках, постреляли из пневматического пистолета, вот и вся программа. В общем, начало было скромненькое, в прямом смысле слова, с нуля. А уж дальше оно развивалось. Узнав, что у нас идет какое-то реальное дело, подключались новые специалисты, офицеры, участники боевых действий. Соответственно, занятия становились более насыщенными, более интересными. Завязались плодотворные контакты с другими организациями, близкими нам.

Постепенно складывался годичный цикл крупных мероприятий: осенние и весенние сборы, летние лагеря, военно-тактические игры в честь св. Архистратига Михаила, «Ледяной поход». У нашей Учебной команды стали возникать и дочерние подразделения. Каким образом? По-разному. Вот несколько конкретных примеров.

В поселке Гребнево отец семейства, Алексей Какурников, озаботился, чтобы его сыновья выросли настоящими мужчинами и настоящими русскими людьми. Начал сам заниматься с ними, присоединились их друзья. В интернете нашли объявление о наших сборах, съездили – понравилось. Стали работать вместе. Сейчас Гребневский казачий пост считается образцовым подразделением, в нем больше тридцати ребят, в работе принимают живейшее участие и их родители. Именно Гребневский пост выступил главным организатором недавних торжеств с закладкой памятника князю Трубецкому.

А Монинский казачий пост существует всего год. Здесь инициатором выступил настоятель храма св. Александра Невского о.Дмитрий (Новиков). Обратил внимание на безнадзорных мальчишек, околачивающихся по поселку, их начали приглашать на занятия, а непосредственную работу возглавил завхоз храма Евгений Дунаев, гвардии сержант Таманской дивизии. Организовал с ребятами спортивные тренировки, стрельбы из «пневмашек». Наладились и занятия по православному воспитанию, военной истории. Результаты сказались быстро, монинская команда прекрасно проявила себя на осенних и зимних военно-тактических играх, берет призовые места на межрегиональных и всероссийских сборах.

Бывалинский казачий пост формировался иначе. У нашего отряда уже четыре года назад завязалась дружба с храмом св. великомученика Никиты в деревне Бывалино Павлово-Посадского района. По приглашению настоятеля, игумена Амвросия (Шевчука) мы включились в работу с воспитанниками детского приюта «Никита», с юными прихожанами храма. На его базе проходят различные учения, игры. Местные ребятишки – наши «старые» знакомые, с нетерпением ждут очередных мероприятий. К сожалению, в окрестных населенных пунктах так и не нашлось ни одного взрослого инструктора, способного постоянно заниматься с ними. Но за четыре года подросла и многому научилась сама молодежь. Поэтому подразделение мы все-таки организовали, а командовать назначили самого способного и увлеченного из здешних курсантов, Игоря Беспогоднова. И ничего, справляется, бывалинская команда тоже числится одной из лучших.

Между прочим, никакого финансирования у нас и сейчас нет. Единственное, что мы имеем от органов власти – свидетельство о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц за государственным регистрационным номером 1077799033025 от 18 декабря 2007 г., и утвержденный Устав «НП по содействию возрождению казачества», определяющий направления нашей деятельности, в том числе военно-патриотическую работу с молодежью и подготовку к службе в Вооруженных Силах. Но этого оказывается достаточно, чтобы проводить мероприятия даже межрегионального и всероссийского уровня, где задействованы десятки команд, сотни участников.

Иногда находятся спонсоры. На прошлых сборах, в Рождествено, это позволило приобрести дорогие призы, на нынешних, в Гребнево, оплатить питание и расходы на пейнтбольные соревнования. Хотя так бывает не всегда. Но можно обойтись и без спонсоров. Если их нет, на еду просто сбрасываемся, по 200 – 300 руб. с человека. Сумма никак не обременительная, а при централизованной закупке и приготовлении продуктов ее вполне хватает, чтобы сытно накормить участников в течение 2-3 дней.

Что касается содержания сборов, то здесь мы применяем методику «каши из топора». У каждого военно-спортивного клуба существует своя специфика, есть свои специалисты в определенном направлении. Допустим, в одном – инструкторы по горной подготовке и соответствующее оборудование, в другом – по фехтованию, в третьем – опытный медик, в четвертом рукопашники. Приглашая их на сборы, просим взять на себя те или иные занятия. Таким образом, создается ряд учебных площадок, команды по очереди переходят с одной на другую, получают возможность потренироваться и нарабатывать навыки в различных военно-прикладных дисциплинах.

А вот соревнованиями мы, в отличие от других организций, не увлекаемся. Определяем для состязаний одну-две дисциплины, остальное – для собственного удовольствия и совершенствования. Соревнования разделяют и разобщают, а мы наоборот, стараемся сплотить ребят. И это удается. Нередко бывает, что на сборы приезжают совершенно незнакомые, а назавтра уже становятся друзьями, на прощание обмениваются адресами и телефонами. Удается и принцип «каши из топора». Каждый вносит что-то свое, а получается одно, общее…

В полной мере это сказалось и на недавних сборах в Гребнево. Мальчишки и девушки набегались, настрелялись, навозились в общих играх и поединках. В строю стоят изрядно уставшие, но радостные. Те, кто был у нас в первый раз, интересуются, когда будут следующие подобные мероприятия. Закрываю сборы. Монинский о.Дмитрий и о.Сергий, прибывший со своей командой из Ростова-на-Дону, читают молитвы, молодежь, кто умеет, подпевает. Это тоже наша традиция, наш закон – подходить к любому делу так, как испокон веков было принято на Руси. По-православному. А как же иначе-то? Помощи нам ждать неоткуда, кроме Господа. Но если Он поможет, чего еще остается желать? Слава Богу за все!…

Валерий Шамбаров, казачий полковник, писатель.